Файл: Особенности кадровой стратегии торговых организаций (1. Теоретические основы кадровой стратегии организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В управлении современной организацией важнейшее место занимает работа с персоналом. Успех небольшой торговой организации зависит от качества работы каждого отдельного сотрудника. Даже небольшие ошибки в управлении персоналом могут привести к серьезным потерям для фирмы. И наоборот, энтузиазм и инициатива одного сотрудника могут в разы увеличить эффективность работы и прибыль всей организации. Для меня, как для руководителя, интересны новые современные идеи в управлении кадрами. Но чтобы успешно их внедрять, необходимы и базовые знания. Данная курсовая работа необходима мне для того, чтобы собрать все знания и опыт в этой области воедино, выделить главное и расставить всё по полочкам. Проанализировать существующую кадровую стратегию в своей организации и найти способы ее улучшить и усовершенствовать.

Для теоретической части курсовой работы используются новейшие учебные материалы с платного специализированного сайта научной и учебной литературы knigafund.ru. Есть достаточно много общеобразовательной литературы по теории управления персоналом, но тема курсовой работы – особенности кадровой стратегии торговых организаций. Современных книг по торговле, где глубоко рассматриваются кадровые вопросы, не так уж и много. Лучшая книга по данной теме, которую мне удалось найти – «Организация, нормирование и оплата труда на предприятии отрасли (торговли)» (Мазанкова Т.В., 2015г.) Большая часть материала для второй главы – из этой книги.

Первая глава – общетеоретическая. В ней рассматривается общая философия трудового процесса, процесса управления персоналом. Дано понятие и определение кадровой стратегии современной организации. Рассмотрены основные концепции управления кадрами, которые использовались в разные исторические периоды. В том числе – современная концепция гуманистического подхода, в котором люди – главная ценность организации, а развитие человеческого потенциала – основная стратегия успеха. Уделено внимание основным принципам и методам, с помощью которых руководители могут реализовать эту стратегию. Рассмотрены различные варианты политики управления персоналом и кадровые стратегии, а также современные модели управления персоналом.

Во второй главе рассматриваются особенности торговых организаций. Выявляется специфика трудового процесса в торговле. Рассматриваются принципы организации труда в торговых предприятиях, уделяется внимание условиям труда и соблюдению установленных норм. Много внимания уделено принципам справедливой оплаты труда работников торговли как основного средства мотивации.


В третьей главе изучается кадровая стратегия реальной организации. Даются основные сведения о деятельности организации, рассматривается текущая кадровая стратегия на основе конкретных кадровых решений, принятых в организации, и их последствий. Даются рекомендации для совершенствования кадровой стратегии на основе теоретических глав. В этой главе я вырабатываю рекомендации для самого себя.

В заключении дается краткий обзор проделанной работы и подводятся итоги.

Глава 1. Теоретические основы кадровой стратегии организации

1.1 Трудовой процесс в организациях 


Труд представляет собой одно из базовых условий жизни человека и общества. Трудовая деятельность положена в основу любых общественных отношений и существенно влияет на отношения и взаимодействия людей. Труд является объектом изучения различных наук, среди которых, в первую очередь, следует выделить социологию и экономику. Социологи изучают особенности поведения и отношений между людьми, возникающими в связи с трудовым процессом.1 Данный раздел социологии называется социология труда. При этом экономисты рассматривают труд с точки зрения отдачи вложенных в него средств, а также с точки зрения эффективного управления ресурсами субъектов экономики, а именно, трудовыми ресурсами. 

Управление трудовыми ресурсами является предметом исследования для такой дисциплины, как менеджмент. Кроме социологии и экономики, труд является объектом изучения таких наук как, психология, юриспруденция, история, а также ряда естественных наук (инженерная психология, медицина, эргономика и т.д.)

Выделяют три основные функции общественного труда: 

– труд как средство к жизни, как способ и мера удовлетворения человеческих потребностей; 

– труд как основа существования общества, источник вещественного богатства, фактор общественного прогресса; 

– труд как фактор развития самого человека, как сфера утверждения личности.  

Индивидуальный труд характеризуется определённой совокупностью трудовых функций, действий или операций работника. 

Изменения в содержании труда ведут к изменениям в профессиях, появлению новых профессий, изменению профессионального состава и структуры работников. Современное производство характеризуется глубокими качественными изменениями в технологии и управлении. При переходе к постиндустриальному производству понятие «человеческие ресурсы» уступило место понятию «человеческий потенциал». 

Роль личностных факторов в экономическом развитии настолько возросла, что потребовала более широкого подхода к учёту всех условий, влияющих на развитие человека и содействующих реализации индивидуальных качеств. Вкладывая средства в формирование интеллектуальных способностей, развивая личностные качества человека, общество заботится о создании «потенциала» для своего развития. Вопрос в том, насколько этот потенциал может быть реализован? Усиление внимания к человеку, к организации и условиям его труда привело на рубеже веков к появлению понятия «достойный труд». «Достойный труд означает высокоэффективный труд в хороших производственных, социально-трудовых и безопасных условиях при полной занятости, доставляющих каждому работнику удовлетворение, возможность в полной мере проявить свои способности и мастерство. Это труд с достойной оплатой, при котором права трудящихся защищены». 


1.2 Понятие, определение кадровой стратегии, ее место в управленческой деятельности 


Формирование системы управления персоналом, ее функционирование и развитие подчиняется общим принципам, нормам и характеристикам, свойственным организации в целом и формирующим философию организации. Под философией организации понимают совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм, систему ценностей и убеждений, разделяемую всеми сотрудниками и посвященную глобальной цели организации.7 Философия управления персоналом является неотъемлемой частью философии организации. Она рассматривает процесс управления персоналом с логической, психологической, социологической, организационной и этической точек зрения. 

Философия управления персоналом организации заключается в том, что работники имеют возможность удовлетворить свои личные потребности, работая в организации. Это означает, что в организации созданы условия для справедливых, равноправных, доверительных взаимоотношений. При этом каждый сотрудник имеет возможность полностью использовать свои способности, активно участвовать в принятии производственных решений, пользоваться адекватными компенсациями, работать в безопасных условиях. При соблюдении перечисленных условий работодателями, как правило, достигается высокий уровень преданности персонала организации, а затраты на обеспечение данных условий, окупаются за счет повышения эффективности труда. 

Таким образом, соблюдение философии гарантирует благоприятное отношение персонала и, как следствие, эффективное развитие организации. Философия организации имеет следующее содержание: 

- цели и задачи организации; 

- декларирование прав и обязанностей сотрудников; 

- требования к деловым и нравственным качествам персонала; 

- характеристики условий труда и рабочих мест. 

Как правило, организации формулируют и утверждают миссию, которая отражает философию, глобальную цель, систему ценностей, принцип функционирования организации и т.д. Следует отметить, что философия управления персоналом в различных странах имеет большие отличия. Так, например, английская философия управления персоналом основывается на традиционных ценностях нации и теории человеческих отношений. Она характеризуется уважением к личности работника, мотивацией и поощрением трудовых достижений, систематическим повышением квалификации, гарантиями достойного заработка. Управление персоналом с точки зрения американской философии основывается на традициях конкуренции, поощрении работников с четкой ориентацией на прибыль компании, характеризуется четкой постановкой целей и задач, а также высоким уровнем оплаты труда и социальных гарантий. Японская философия управления персоналом основывается на традициях коллективизма и уважения к старшим (оплата труда напрямую связана со стажем работы), всеобщего согласия, вежливости и патернализма, а также характеризуется высоким уровнем преданности сотрудников организации и высокими социальными гарантиями, такими как пожизненный наем. 

Российская философия управления персоналом весьма многообразная и включает в себя ряд черт, присущих перечисленным типам. Она, в первую очередь, зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей, а также от размеров организации. Крупные организации сохраняют традиции строгой дисциплины, коллективизма, социальных гарантий, повышения уровня жизни. Организации малого бизнеса работают в условиях отсутствия четко сформулированной философии управления персоналом. 

В течение последних десятилетий наблюдаются коренные изменения в подходах управления персоналом, связанные с глубокими преобразованиями, происходящими в производстве и обусловленными развитием технологий. Процесс обновления концептуальной базы управления персоналом происходит параллельно с изменениями, наблюдаемыми на практике, или с некоторым опережением. На данный момент в общетеоретическом плане превалирующей является концепция человеческих ресурсов. При этом каждая организация формирует свою индивидуальную концепцию управления персоналом, отражающую специфику деятельности фирмы, ее численность и ряд других факторов. 

Концепция управления персоналом – теоретическая и методологическая база, а также система практических подходов к формированию механизма управления персоналом в конкретных условиях.  На сегодня многие признают концепцию управления персоналом известного российского ученого в области менеджмента Л.И. Евенко, которая выделяет четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению персоналом: экономического, органического, гуманистического (см. табл. 1 в Приложении). 

Экономический подход дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая, а не управленческая подготовка людей на предприятии. В начале XX в. вместо человека в производстве рассматривались лишь его функция – труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. В сущности, организация – это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизировано, эффективно, надежно и предсказуемо. 

В рамках органической парадигмы последовательно сложились вторая концепция управления персоналом и третья концепция управления человеческими ресурсами. Научной основой концепции управления персоналом, развивавшейся с 30-х гг., была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль – должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции). В рамках концепции управления человеческими ресурсами человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как не возобновляемый ресурс – элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов – трудовой функции, социальных отношений, состояния работника.  Именно органический подход обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя этот тип управленческой деятельности за рамки традиционных функций организации труда и заработной платы. 

В конце ХХ в. с развитием социальных и гуманитарных аспектов в менеджменте сформировалась система управления человеком, где люди представляют главный ресурс и социальную ценность организации.17 Анализируя изложенные концепции, можно обобщить подходы к управлению персоналом, выделив два полюса роли человека в общественном производстве: 

1) человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческой) – важный элемент процесса производства и управления; 

2) человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями – главный субъект управления. 

Другая часть исследователей рассматривает персонал с позиции теории подсистем, в которых работники выступают в качестве важнейшей подсистемы. 

Управление персоналом – это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которого является человек, входящий в определенные социальные группы. Современные концепции базируются, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой стороны, на концепции всестороннего развития личности и теории человеческих отношений. 

Принципы управления персоналом – правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Познавая принципы, люди открывают закономерности. Принципы управления персоналом отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными. 

Современные зарубежные концепции и подходы к управлению персоналом выделяют следующие принципы управления персоналом: 

- ориентация на стратегический подход к управлению персоналом; 

- подход к работнику как решающему фактору эффективности и конкурентоспособности организации; 

- экономическая целесообразность инвестиций в формирование и развитие человеческих ресурсов; 

- социальное партнерство и демократизация управления; 

- обогащение труда и повышение качества трудовой жизни; 

- непрерывное обучение и развитие человеческих ресурсов; 

- профессионализация управления персоналом.

Методы управления персоналом – это способы воздействия на коллективы отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Традиционно выделяют три группы методов управления персоналом: 

- административные; 

- экономические; 

- социально-психологические. 

Группа административных методов базируется на применении власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности. Административные методы управления реализовываются в форме организационного и нормативного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию производственного и управленческого процессов, и включает в себя: 

- организационное регламентирование (разработка положений о подразделениях, определяющих их функции, права и обязанности, разработка штатного расписания); 

- организационное нормирование (разработка различных нормативов, например, трудовых (разряды, ставки), нормативы рентабельности, правила внутреннего распорядка и т.д.); 

- организационно-методическое инструктирование (должностные инструкции методические указания к выполнению работ, рабочие инструкции и т.д.). 

Акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными. Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации, распоряжения и указания – руководителями подразделений. 

Под экономическими методами понимают элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации. Роль экономических методов управления персоналом заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата. Здесь важнейшим методом является мотивация трудовой деятельности, заключающая в большинстве случаев в материальном стимулировании работников. Основным мотивационным фактором, как правило, является заработная плата. Кроме того, существенный инструментарий управления персоналом представляет собой система выплат, надбавок, льгот и т.д., предоставляющая дополнительные экономические рычаги воздействия на мотивацию сотрудников. Также к экономическим методам можно отнести элементы социального обеспечения сотрудников (например, оплата питания, проезда, отдыха, предоставление различных видов страхования, в том числе медицинского и т.д.). 

Применение экономических методов должно строго базироваться на их окупаемости. Это означает, что инвестирование средств в материальное стимулирование сотрудников должно принести прибыль организации за счет повышения качества выполняемых работ в планируемом периоде. 

Социально-психологические методы управления персоналом основаны на использовании закономерностей социологии и психологии и заключаются преимущественно в воздействии на интересы личности, группы, коллектива. Для осуществления воздействия на отдельную личность используются психологические методы, для воздействия на группу, коллектив – социологические. 

К наиболее важным результатам применения психологических методов можно отнести минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов и т.д.), управление формированием карьеры на основе психологических особенностей каждого сотрудника, обеспечение здорового климата, формирование организационной культуры на основе норм поведения и образа идеального сотрудника.28 Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию с результатами трудовой деятельности, обеспечить эффективные коммуникации, разрешить производственные конфликты. 

Социологические методы также являются научным инструментарием в работе с персоналом и позволяют собрать необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала, а также обоснованно принимать кадровые решения. Инструментарий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социометрический метод, метод наблюдения и т.д. 

Методы управления персоналом также можно классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, планирования, организации, координации, стимулирования, контроля, анализа, учета).  По этому признаку выделяются методы: 

- обеспечения организации персоналом; 

- оценки персонала; 

- организации оплаты труда; 

- управления карьерой; 

- профессионального обучения; 

- управления дисциплинарными отношениями; 

- обеспечения безопасных условий труда.   

Деятельность организации в области управления персоналом должна определяться основными направлениями управления персоналом, наиболее существенными для данной организации, а также основными характеристиками этой работы. Как правило, эти направления и их характеристики отражаются в кадровой политике организации, которая является частью стратегии развития организации в целом. Под кадровой политикой организации понимают генеральное направление работы с персоналом, отражающее совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы. Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численности и качественного состава персонала в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда. 

Кадровая политика не всегда четко обозначена и представлена в виде документа, однако, независимо от степени выраженности, она существует в каждой организации. На ее формирование и развитие влияют внешние и внутренние факторы. Факторы внешней среды – те, которые организация как субъект управления не может изменить, но должна учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К ним относятся: 

- ситуация на рынке труда (демографические факторы, политика в области образования, взаимодействие с профсоюзами); 

- тенденции экономического развития; 

- научно-технический прогресс (характер и содержание труда, который оказывает влияние на потребности в тех или иных специалистах, возможности переподготовки персонала); 

- нормативно-правовая среда (т.е. те «правила игры», которые установлены государством; трудовое законодательство, законодательство в области охраны труда, занятости, социальные гарантии и т.д.). 

Факторы внутренней среды – это факторы, которые поддаются управляющему воздействию со стороны организации. К ним можно отнести: 

- цели организации 

- стиль управления 

- финансовые ресурсы 

- кадровый потенциал организации 

- стиль руководства.

Так как кадровая политика охватывает широкий спектр задач в области управления персоналом организации, принято выделять отдельные ее направления. Направления кадровой политики совпадают с направлениями кадровой работы в конкретной организации. Другими словами, направления кадровой политики конкретной организации соответствуют функциям управления персоналом, действующей в этой организации.

Виды кадровой политики можно сгруппировать по двум направлениям: 

- по масштабам кадровых мероприятий. 

- по степени открытости. 

Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий, и связанным с этим уровнем непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие виды кадровой политики: 

- пассивная; 

- реактивная; 

- превентивная; 

- активная. 

Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики: открытую и закрытую.  

Кадровая политика предусматривает, в первую очередь, формирование стратегии управления персоналом организации, которая учитывает стратегию деятельности организации в целом. Таким образом, управление персоналом, как одна из функций менеджмента организации, может также рассматриваться как часть стратегического управления. Стратегическое управление персоналом организации – это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе. Сущность стратегического управления персоналом заключается в ответе на три важнейших вопроса: 

1) Где сейчас находится организация и ее персонал? 

2) В каком направлении должен развиваться персонал в соответствии со стратегией развития организации? 

3) Что необходимо сделать, чтобы персонал стал способным выполнять новые задачи фирмы? 

Выделяют следующие цели стратегического управления персоналом: 

- обеспечение потребности организации в персонале на перспективу. 

- регулирование уровня оплаты труда, достаточного для подбора, удержания и мотивации персонала на всех организационных уровнях. 

- высокий приоритет развития лидерства на ключевых должностях. 

- обеспечение эффективных программ обучения и развития для повышения квалификации всего персонала и формирование высокой внутренней динамики персонала. 

- развитие эффективных систем коммуникации между управленческим звеном и другими сотрудниками, между департаментами и отделами. 

- создание механизмов борьбы с последствиями психологического восприятия перемен. 

Принципы стратегического управления персоналом: 

- долгосрочность оцениваемых перспектив; 

- направленность управленческих воздействий на изменение потенциала персонала; 

- создание возможностей эффективной реализации потенциала; 

- альтернативность выбора в зависимости от состояния внешней и внутренней среды; 

- осуществление постоянного контроля за состоянием и динамикой внешней среды и своевременное внесение изменений в управленческие решения. 

Объектами стратегического управления персоналом являются сотрудники организации, условия труда и структура персонала. Существует большое количество подходов к дифференциации стратегий. Различают стратегии инновационных предприятий, стратегии диверсификации, стратегии, ориентированные на получение максимальной прибыли, стратегии, ориентированные на потребителей, стратегии организационного развития и т.д. 

Стратегия управления персоналом может быть как подчиненной по отношению к стратегии организации в целом, так и совмещенной с ней, представляющей единое целое. Но и том, и в другом случае стратегия УП ориентируется на конкретный тип корпоративной или деловой стратегии (бизнес-стратегии). Каждому варианту стратегии организации соответствует свой вариант стратегии УП. 

Стратегия воплощается в жизнь через разработку программ, бюджетов, и процедур, которые можно рассматривать как краткосрочные и среднесрочные планы реализации стратегии. Таким образом, рассматривая управление персоналом в контексте стратегического управления организацией, формирование стратегии управления персоналом предполагает следующие этапы: 

1) миссия организации; 

2) анализ внешней и внутренней среды; 

3) формирование и выбор стратегии; 

4) реализация стратегии; 

5) оценка и контроль за ходом реализуемой стратегии. 

Таким образом, кадровая политика организации является производной от стратегии организации, а ее характеристики зависят от направлений стратегического менеджмента, осуществляемого в организации.   


1.3 Современные системы и модели управления персоналом 


В современных условиях в мировой управленческой практике применяются разнообразные технологии, модели кадрового менеджмента, нацеленные на более полную реализацию трудового и творческого потенциала для достижения общего экономического успеха и удовлетворения личных потребностей работников. В целом современные модели управления персоналом можно разделить на технократические, экономические, современные. Специалисты и исследователи развитых стран выделяют следующие модели управления персоналом: 

- управление по целям; 

- управление посредством мотивации; 

- рамочное управление; 

- управление на основе делегирования; 

- партисипативное управление; 

- предпринимательское управление. 

Управление по целям – система управления с заданием результатов при децентрализованной организации руководства (корпоративные центры прибыли). Задачи делегируются рабочим группам и определяется достижение конкретных результатов. Такая система имеет различные этапы задания результатов, этапы измерения результатов и этапы контроля результатов. 

Управление посредством мотивации опирается на изучение потребностей, интересов, настроений, личных целей сотрудников, а также на возможность интеграции мотивации с производственными требованиями и целями организации. Кадровая политика при такой модели ориентируется на развитие человеческих ресурсов, укрепление морально-психологического климата, на реализацию социальных программ. Мотивационный менеджмент – это построение системы управления на основе приоритетов мотивации, на основе выбора эффективной мотивационной модели. Как известно, в управленческой науке разработаны различные мотивационные модели, которые нашли широкое практическое применение в преуспевающих фирмах развитых стран.

Модель рамочного управления исходит из того, что сотрудники могут самостоятельно принимать решения в пределах заранее установленных границ (рамок). Рамки могут задаваться важностью процесса, его непредсказуемостью, нормами, которые нельзя нарушать. Технология рамочного управления предполагает следующую последовательность действий: определение задания, получение его сотрудником, создание надлежащей информационной системы, определение границ самостоятельности и способов вмешательства руководителя. Рамочное управление создает условия для развития инициативы, ответственности и самостоятельности работников, повышает уровень организованности и коммуникаций в организации, способствует росту удовлетворенности трудом и развивает корпоративный стиль руководства. 

Более совершенной системой управления человеческими ресурсами является управление посредством делегирования, при котором сотрудникам передаются компетенция и ответственность, право самостоятельно принимать решения и осуществлять их. Делегирование полномочий давно используется в менеджменте, подразумевая передачу подчиненному функций, закрепленных непосредственно за его руководителем, то есть это перевод задач на более низкий уровень. 

Партисипативное управление может быть реализовано на базе следующих предпосылок: 

- работники получают право самостоятельно принимать решения по поводу планирования своей трудовой деятельности, ритму работы, технологии решения задач и т.д.; 

- руководство привлекает работников к подготовке и принятию решений по использованию ресурсов, форме оплаты труда, графику работы и т.п.; 

- работникам предоставляется право контроля качества продукции и установления ответственности за конечный результат; 

- работники принимают участие в инновационной, предпринимательской деятельности с различными формами вознаграждения. 

В основе предпринимательского управления лежит концепция интрапренерства. Суть данной концепции заключается в развитии предпринимательской активности внутри организации, которую можно представить как сообщество предпринимателей, новаторов и творцов. Главное, что отличает предпринимательскую организацию, – это формирование предпринимательской философии, пронизывающей всю систему управления, в том числе и систему управления человеческими ресурсами. Дух творчества, постоянный поиск новых возможностей, коллективное самообучение, партнерство и доверие побуждает работников к самореализации, новаторству и сотрудничеству в рамках собственной организации. 

Выводы: 

Кадровая стратегия – часть общей стратегии управления организацией. Стратегия управления определяется философией организации, а также внешними и внутренними факторами, влияющими на ее деятельность. Результатом реализации кадровой стратегии является кадровая политика, как правило оформленная документально. Кадровая политика у всех организаций различна, она учитывает индивидуальные особенности компании и набор факторов, оказывающих на нее влияние. В теории есть различные научные концепции управления персоналом, каждая из которых имеет свой набор принципов, методов и моделей. 

Наука предлагает большой выбор инструментов для эффективного управления персоналом. Какие из них использовать – каждый руководитель решает индивидуально, руководствуясь своими знаниями и навыками.


Глава 2. Кадровая стратегия торговых организаций


2.1. Особенности трудового процесса в торговых организациях 


Труд торговых работников является составной частью совокупного общественного труда. Особенности торговли обусловливают специфические особенности труда в торговле. Первой особенностью является двойственный характер труда. Трудовые процессы торговых работников разделены на два различных по своей природе вида: 

– связанные со сменой формы стоимости товара; 

– связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. 

Затраты труда первого вида обеспечивают смену формы стоимости товара из товарной в денежную. Это затраты непроизводительного характера, они не изменяют стоимости, но они общественно необходимы и являются составной частью общественного труда. К таким трудовым затратам относятся продажа товара, реклама, изучение спроса и т. д. Затраты труда второго вида включают ряд дополняющих процесс производства операций. Эти затраты носят производственный характер, увеличивают стоимость товара, таким образом торговля принимает участие в создании национального дохода. К таким трудовым затратам относятся транспортировка, упаковка, фасовка, подготовка к продаже и т. д. Большая часть затрат труда в современной торговле – затраты производственного характера. По мнению специалистов, в перспективе эта доля затрат труда должна снижаться. 

Второй особенностью является большая нервная напряженность труда торговых работников. Продавцам приходится вступать в контакт с множеством людей, отличающихся по интеллекту, уровню образования, психологии. В процессе работы продавец должен не только доброжелательно отвечать на вопросы покупателя, но и быстро и безошибочно выполнять различные рабочие действия по обслуживанию покупателя: выбор товара, нарезка, взвешивание, упаковка и т. д. 

Третьей особенностью является большое физическое напряжение. Работа продавцов, кассиров, кассиров-контролёров связана с длительным, однообразным, фиксированным положением тела: продавцы – стоя, кассиры и контролёры – сидя. Работа стоя более утомительна, требует большого расхода энергии, неблагоприятна с точки зрения нарушения кровообращения. При работе сидя затрудняется работа органов кровообращения и дыхания, возможны нарушения опорно-двигательного аппарата. 

Четвёртой особенностью является значительное влияние на труд торговых работников вероятностных факторов. Нагрузка торговых работников значительно колеблется по часам дня и дням недели. Организация труда затруднена аритмичностью рабочего процесса: в одних случаях возникает простой из-за отсутствия покупателей, в других – перегрузка в часы «пик» и повышение напряженности труда. 

Пятая особенность – конечным результатом труда в торговле является услуга. По определению современного экономического словаря под услугами понимаются виды деятельности, в процессе выполнения которых не создаётся ранее не существовавший материально-вещественный продукт, а изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта, это блага, предоставляемые в виде деятельности. И как всем услугам, им присущи определённые недостатки, а именно непостоянство качества. Содержание труда определяется существующим технологическим процессом на предприятии, а любые изменения в содержании труда обусловлены изменениями в материально-вещественных факторах производства и тесно связано с условиями и организацией труда.