Файл: Конституционные права и свободы (ГЛАВА І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
1.1. Понятие и признаки конституционных прав и свобод
1.2. Система гарантирования прав и законных интересов человека и гражданина
ГЛАВА ІІ. ХАРАКТЕРИСТИКА ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
2.1. Гарантия конституционных прав и свобод личности
2.2. Правовые гарантии - как средство обеспечения прав и свобод личности в современных условиях
2.2. Правовые гарантии - как средство обеспечения прав и свобод личности в современных условиях
Важным средством защиты прав и свобод человека гарантии. Они являются системой норм, принципов и требований, обеспечивающих процесс соблюдения прав и законных интересов человека. Назначением гарантий является обеспечение благоприятных условий для реализации конституционно закрепленного статуса человека. Таким образом, гарантии является средством, обеспечивающим переход от предусмотренных конституцией возможностей к реальной действительности. Эффективность гарантий зависит от уровня развития общеправовых принципов, состояния экономики, уровня развития демократических институтов, реальности политической системы, наличия системы совершенных законов в государстве, эффективности механизмов реализации законоположений, степени правового сознания, правовой культуры населения, согласованности интересов населения и общества в целом и наличие высокоэффективной органа конституционного контроля.
Обеспечение прав и свобод человека как специфическая деятельность по оказанию им реальной, неотъемлемого и нерушимого характера предполагает создание определенных условий, при которых реализация прав и свобод человека является беспрепятственной и максимально эффективной, охрана предотвращает малейшей возможности их нарушения, а защита от совершенного правонарушения способствует восстановлению нарушенных прав и привлечению виновного лица к ответственности.
Анализируя сущность обеспечения прав и свобод человека, необходимо наряду с юридическими составляющими этой системы рассматривать и экономические, политические и социальные условия обеспечения прав и свобод личности, ведь перечисленные факторы как материальные условия жизнедеятельности общества обусловливают фактическое положение в сфере обеспечения прав и свобод личности.
Поэтому нельзя сводить процесс обеспечения прав и свобод личности к реализации лишь отдельных юридических средств обеспечения без учета экономических, социальных, политических и других факторов социальной среды, без изучения общесоциальных условий их фактического осуществления. Все указанные аспекты должны быть учтены и должны найти свое отражение в понятии "обеспечение прав и свобод личности".
Социальное назначение обеспечения прав и свобод прежде всего обусловлено потребностью в создании надлежащих условий (как фактических, так и юридических) для предоставления законодательно закрепленным правам и свободам реального и нерушимого характера, в ликвидации несоответствия между правовым и фактическим положением человека в обществе.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина всегда были в центре внимания жизни общества. Не только ученые правоведы, но и практики, чья деятельность постоянно связана с решением различных вопросов в сфере обеспечения реализации и охраны прав и свобод человека, занимающихся разработкой и внедрением новых эффективных механизмов для осуществления человеком и гражданином своих прав и свобод. Одно из центральных мест среди конституционных прав и свобод человека и гражданина занимают политические права, которые играют решающую роль в построении государства, а поэтому уровень их гарантированности обусловливает эффективность общественных отношений в будущем. Обеспечение выступает важнейшим фактором реального обеспечения политических прав и свобод личности, наряду с их признанием, соблюдением и уважением.
Конституционно-правовые гарантии политических прав и свобод человека и гражданина в РФ обеспечены авторитетом самого основе закона. Конституция РФ устанавливает права человека и гражданина как задача, к выполнению которой должны стремиться общество, государство с тем, чтобы каждый человек и каждый государственный орган всегда старались путем образования и разъяснения содействовать уважению прав человека и обеспечению национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов других государств, так и среди народов, находящихся под юрисдикцией РФ.
Как отмечает Витрук Н.В. обеспечения осуществляется с помощью специфических средств - гарантий, благодаря которым становится возможным беспрепятственное осуществление прав и свобод, их охрана от возможных противоправных посягательств и защиту от незаконных нарушений. Без соответствующих гарантий провозглашенные в Конституции и законах РФ права и свободы становятся "пустым звуком"[12, c.204].
Проблема полноты и гарантированности прав человека приобрела в современном мире глобального значения. Мировое сообщество пытается выработать единые правила социальной и правовой защищенности граждан, унифицировать, принять единые стандарты и процедуры, которые бы способствовали признанию достоинства, присущее всем членам человеческой семьи.
Стоит отметить, что в решении международных конференций, в различных договорах и соглашениях, в многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и ее вспомогательных органов подчеркивается юридическая обязательность гражданских, политических, так и социальных и экономических прав, их взаимосвязь и неделимость. Ни право не должно быть противопоставлено друг другу или трактоваться в ущерб друг другу.
Конституционные стремление развивать и укреплять демократическое, социальное, правовое государство невозможно реализовать без утверждения политических прав и свобод человека. Весомость политических прав в государственно процессе требует создания и развития системы гарантий, которые бы реально существующим отношениям. Динамика общественных отношений, прежде всего в политической жизни, вызывает определенные изменения в теоретическом обосновании и практическом применении конституционно-правовых гарантий политических прав и свобод человека и гражданина. К этому времени в России проблема конституционно-правовых гарантий политических прав и свобод не была, к сожалению, должным образом изучена.
Кроме того, конституционно-правовые гарантии политических прав и свобод человека и гражданина занимают одно из главных мест в отрасли и науке конституционного права, поскольку они являются не просто движущей силой формирования сильного демократического и правового государства, но и обязательной их составляющей и одновременно критерием в признании государства такой[8, c.87].
Метод юридических гарантий прав закреплен в Конституции РФ, которая устанавливает, что: права и свободы человека и гражданина защищаются судом; каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий; каждому гарантируется право знать свои права и обязанности и т.д..
По мнению российских ученых-конституционалистов И.С. Самощенко и В.И. Никитского юридически нормативная методология обеспечения политических прав и свобод человека должна быть рассмотрена с учетом еще одной институциональной категории - правовой цели, которая понимается прежде всего как "обеспечение выполнения требований права" [7, с. 60]. Методологическими принципами реализации указанной цели есть правовые предписания, названные юридическими гарантиями законности.
Обращаясь к классификации правозащитной цели, предоставленной российским государствоведом Экимовим А.И., ее можно классифицировать от ее характера на группы.
Первая охватывает общую и частную (специфическую, конкретную) цель. В зависимости от того, какой круг правозащитных отношений контролируется целью, она может быть общей и частной. Общая цель осуществляется только через методы реализации частной (конкретной) цели. Вот почему законодатель всегда формулировать в правозащитном законе не только общую цель, а специфическую (частную), конкретизируя ее до такого уровня, чтобы она могла выступать как непосредственная. Ко второй группе может входить основные и неосновные цель. Основной целью является цель, без реализации которой норма права и право не могут быть реализованы. Неосновная цель правового характера - та, которая усиливает эффективность (материальную, моральную и идеологическую) предполагаемого действия той или иной нормы права. Третья группа включает в себя цели, различается через полноту восстановления конечного результата. Четвертую группу составляет цель, различающиеся по степени обоснованности. В нее может входить объективно достоверная цель или объективно ошибочна. Истинность или ложность той или иной правовой цели выводится по результатам объективного развития общества и существующих интересов всего народа. Относительно пятой группы правозащитной цели необходимо отметить, что для реализации цели защиты политических прав и свобод человека недостаточно, чтобы она была объективно достоверной. Важно, чтобы она была и реальной и своевременной. Шестая группа включает цель защиты, отличающийся средствами реализации субъектами права и которая имеет условные названия, точнее: "материальная" и "инструментальная". Наконец охарактеризуем седьмую группу правозащитной цели обеспечения политических прав и свобод человека и гражданина, которое различается по характеру, это - "юридическая" и "не юридическое". Их отличает происхождения. Природа "юридической" цели возникает в недрах права, а происхождение "не юридической" цели связано с недрами общественного бытия. "Юридическая" цель есть не что иное, как "цель в праве", а "не юридическая" цель предсталяем собой "цель права".
Итак, исследованы семь групп правозащитной цели обеспечения выполнения политических прав и свобод человека и гражданина, нашему мнению, невозможна без конкретной методологии ее осуществления, которая в первую очередь понимается как действия и деятельность людей, направленные на реализацию требований правозащитных норм права. Методология реализации правозащитной цели обеспечения выполнения политических прав и свобод человека и гражданина структурируется в два этапа. На первом этапе происходит принятие законодателем нормы права в соответствии с поставленной целью, на втором происходит осуществление цели посредством применения данной нормы.
Научная юридическая литература рассматривает несколько подходов к определению метода обеспечения политических прав и свобод человека. Суть заключается в том, что "обеспечение субъективных прав сводится к совершению юрисдикционным органом определенных действий власти, направленных на обеспечение уполномоченному лицу возможности реализации принадлежащего ему права и на принуждение обязанных лиц к совершению определенных действий в пользу уполномоченного".
По нашему мнению, данное высказывание относится непосредственно метода обеспечения политических прав и свобод человека и гражданина том, что субъектами, которые обеспечивают защиту прав человека, являются только органы государства, которые являются политическими органами гражданского общества.
Такую же точку зрения высказывает и С. Сабикенов, который более конкретизирует метод обеспечения политических прав и свобод человека и гражданина и замечает, что гарантии субъективных прав и интересов, охраняемых законом является осуществляемой в установленном порядке правоприменительная деятельность органов государства, обусловлена обеспечением субъективных прав и интересов граждан, охраняемых законом, цель которой заключается в восстановлении или подтверждения этих прав и интересов.
Традиционно считается, что основным элементом механизма обеспечения реализации конституционных политических прав и свобод человека и гражданина являются их гарантии. Гарантии прав и свобод человека и гражданина является специфическим правовым средством обеспечения реализации, охраны и защиты прав человека и гражданина.
Исходя из вышеприведенного положения раскроем значение категории гарантий. Так, срок гарантии происходит от французского слова и означает "обеспечить" или "поручиться". Гарантии политических прав и свобод человека в науке конституционного права рассматривают по-разному. Одни ученые-конституционалисты считают их одним из основных принципов конституционно-правового статуса личности или как элемент правового статуса человека. Другие определяют гарантии как систему норм, принципов, условий и требований, обеспечивающих в своей совокупности осуществления конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
На несколько точек зрения относительно определения понятия гарантий, отметим, что нормативно-правовые гарантии политических прав и свобод человека и гражданина является структурным элементом механизма обеспечения реализации политических прав и свобод человека. Это предусмотрено Конституцией и законами РФ система правовых норм, организационных средств и способов, условий и требований, с помощью которых осуществляется охрана и защита политических прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Итак, нормативно-правовые гарантии политических прав и свобод человека и гражданина в РФ совокупности конституционных национальных и международных норм, закрепленных в международной декларации и пактах с целью установления стандартов в сфере политических прав и свобод личности и являются обязательными для исполнения всеми государствами для обеспечения реализации политических прав человека. Это гарантии, которые закреплены конституционным нормам, они являются юридическими средствами, с помощью которых человек осуществляет политические права, свободы и законные интересы.
По моему мнению, правомерным является определение как функции механизма обеспечения прав человека охранной, регулятивной, воспитательной, информационной и компенсационной.
Механизм социально-правовой защиты отражает права и свободы человека как высшую ценность, уровень социальной справедливости в обществе, степень гарантированности прав и свобод человека, осуществление общественного порядка и безопасности. Упомянутый выше механизм характеризуется определенной структурой, которую составляют взаимодействующие элементы.
1. Органы государственной власти и местного самоуправления, реализующих законодательно закреплены гарантии в пределах полномочий.
2. Предприятия, учреждения и организации гарантируют права и свободы своих работников.
3. Политические партии и общественные организации по обеспечению прав их участников.
4. Специализированные государственные органы и общественные организации, в полномочия которых входит защита и гарантирование прав и свобод.
5. Средства массовой информации как средство доказывания содержания и возможностей гарантий до адресатов.
6. Система нормативных актов, закрепляющих гарантии и регламентируют порядок их осуществления.
Основными факторами повышения действенности работы механизма социально-правовой защиты прав человека, как и других средств обеспечения этих прав, являются: создание эффективных контрольных процедур восстановления нарушенных прав; совершенствование правовой базы регулирования и защиты прав и свобод человека на национальном и международном уровнях, совершенствования механизма реализации конституционных прав и свобод, распространение информации о правах и свободах человека; оказание помощи профессиональными юристами, разрабатывающих проблемы прав человека, парламентариям и населению, повышение уровня правовой культуры и сознания всех субъектов права.