Файл: Роль межбюджетных трансфертов в формировании местных бюджетов.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы организации финансов государства
1.1. Сущность и основные функции финансов государства
1.2. Общая характеристика финансовой системы
2. Финансовая политика государства
2.2. Фискальная (налоговая) политика государства и её влияние на инвестиционную активность в стране
2.3. Бюджетная политика государства
2.4. Стабилизационный фонд Российской Федерации и его влияние на финансовую политику государства
Введение
В рамках экономической системы товарно-денежных отношения выступают основной причиной возникновения развитой совокупности стоимостных экономических категорий, опосредующих воспроизводственный процесс. Вполне определенное место в системе стоимостных экономических категорий занимают финансы.
Понятие финансовая политика государства – емкая категория. В ней можно найти отражение двух подходов:
- Она представляет собой механизм по реализации целей экономической политики;
- Осуществление финансовых мер является одним из составных элементов общей экономической политики как таковой.
Финансы – одна из самых сложных категорий в экономической науке. В целом это совокупность отношений, связанных с распределением и использованием финансовых ресурсов. Именно процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику, включающую в себя политику доходов и политику расходов.
Государственные расходы – это приобретение государством благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Основная задача политики расходов состоит в воздействии на совокупный спрос, однако это не исключает возможности и конкретного финансирования развития отдельных отраслей экономики. Отметим, что более эффективна в плане регулирования экономики политика расходов, основу которой составляет механизм взимания налогов [6, 58].
В целом налоговая система как совокупность форм и методов сбора финансовых средств – сложное явление. В нем заложено глубокое противоречие: с одной стороны, предстоит обеспечить изъятие у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, а с другой – не допустить при этом снижения их деловой активности. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумного компромисса.
Отметим, что регулирующие возможности налоговой системы зависят не только от совокупности их видов, но и от предприятия найденных налоговых ставок.
Финансовая система Российской Федерации и проводимая государством финансовая политика постоянно совершенствуются в соответствии с углублением реформ, происходящих в отечественной экономике, однако пока еще финансы России далеки от совершенства.
Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государство, юридическими и физическими лицами, между отдельным и государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения [3, 26].
Таким образом, финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность рассматриваемой темы, и, в соответствии с этим, основной целью работы является анализ особенностей современной финансовой политики Российской Федерации.
1. Теоретические и методологические основы организации финансов государства
1.1. Сущность и основные функции финансов государства
Сущность финансов наиболее полно проявляется в реализуемых ими функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей и фискальной. Рассмотрим их немного подробнее [4, 25].
Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и т. Д [2, 47].
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.
Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме, облают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию финансов – контрольную [6, 72].
Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производство, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций, государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и т. д.
Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороты страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), ибо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи) [1, 63].
1.2. Общая характеристика финансовой системы
Отношения, выражаемые финансами, государство целенаправленно сводит в систему денежных отношений, опосредующую формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов, используемых в соответствии с возложенными на государство функциями. Совокупность финансовых отношений, национальной экономики образует финансовую систему государства (см. Приложение 1). [5, 39] С точки зрения социально-экономических отношений, она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.
Централизованные финансы – это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач [3, 109].
Децентрализованные финансы – финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для регулирования экономических отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов. Финансы предприятий и отрасли народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое состояние страны.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития предприятий является прибыль. За счет прибыли формируются производственные и социальные фонды, средства для инвестирования. Используются том числе и ресурсы финансовых рынков.
Финансы домохозяйств – это личные финансы, то есть финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально [7, 83].
Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, присущие ему, функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами и отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам. Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Государственный кредит как элемент централизованных финансов представляет собой форму отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при котором государство выступает, главным образом, в качеств заемщиков средств [4, 28].
Финансы фирм обслуживает производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства.
Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества [8, 43].
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную систему финансовых отношений, процессе которой образуются и используются фонды денежных средств.
С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. В соответствии с данным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты субъектов федерации, и последние не включаются в государственный федеральный бюджет [4, 31].
В результате проведенных реформ в области финансов государственные финансы Российской Федерации также строятся в соответствии с принципом фискального федерализма.
2. Финансовая политика государства
Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называют финансовой политикой.
Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны и решаемых социально-экономических задач. Кризисное положение экономики предполагает финансовую политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на стимулирование производства, например, в виде отдельных налоговых льгот производителям, на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в определенные отрасли экономики, а с другой – на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. п. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются и направления финансовой политики [5, 37].
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных направлений деятельности государства [1, 68]:
- В области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика);
- В области регулирования бюджетов (бюджетная политика).
2.1. Фискальная политика государства
Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику, включающую в себя политику доходов и политику расходов.
Государственные расходы – это приобретение государством благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Основная задача политики расходов состоит в воздействии на совокупный спрос, однако это не исключает возможности и конкретного финансирования развития отдельных отраслей экономики. Отметим, что более эффективна в плане регулирования экономики политика доходов, основу которой составляет механизм взимания налогов [7, 89].
В целом налоговая система как совокупность форм и методов сбора финансовых средств – сложное явление. В нем заложено глубокое противоречие: с одной стороны, предстоит обеспечить изъятие у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, а с другой – не допустить при этом снижения их деловой активности. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумного компромисса.