Файл: Процессы принятия решений в организации (Глава 1. Характеристика управленческих решений).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Характеристика управленческих решений
1.1 Понятие управленческих решений
1.2 Kлассификация управленческих решений
Глава 2 Процесс принятия управленческих решений на зао «Центрофорс»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ механизма, технологий разработки и принятия управленческих решений
2.3 Оценка управленческих решений и их место в процессе управления
I - предварительную формулировку задачи;
II - выбор критерия оценки эффективности решения;
III - сбор данных для уточнения поставленной задачи и точную постановку задачи;
IV - разработку возможных вариантов решения задачи;
V - составление математических моделей;
VI - сопоставление вариантов по критерию эффективности и выбор альтернатив;
VII - принятие решения.
Предлагаемые схемы процесса разработки и принятия управленческого решения, несмотря на различия, в главных моментах (этапах) схожи, и можно сказать, что имеют одну структурную основу. Выбор же конкретной технологии зависит от насущных проблем предпринимательской структуры, внешних и внутренних обстоятельств, личности, принимающей решения.
Эффективное управление и продуманные управленческие решения - необходимое условие современного бизнеса. Для предпринимательских структур возникла необходимость в постановке регулярного процесса принятия управленческих решений. Поэтому необходимо формировать критерии, принципы, методы и направления принятия управленческих решений. Именно грамотные управленческие решения помогают любой организации успешно развиваться, особенно в условиях кризиса.
Глава 2 Процесс принятия управленческих решений на зао «Центрофорс»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
ЗАО «Центрофорс» (далее Общество) является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, расчетный, валютный и иные банковские счета. Учредителями являются физические лица и ОАО «ТНК-Нижневартовск».
Главной задачей для ЗАО «Центрофорс”» является расширение возможностей нефтедобывающих компаний в обеспечении добычи нефти – за счет проведения качественного обслуживания скважин, оборудованных УЭЦН, ремонта и входного контроля УЭЦН, предоставление достоверной информации, выхода из строя (по результатам фефектации и анализа работы УЭЦН), постоянного поиска новых конструктивных решений.
ЗАО «Центрофорс» осуществляет следующие основные виды деятельности:
- оказание услуг по прокату установок электроцентробежных насосов (УЭЦН);
- ремонт погружного оборудования УЭЦН, кабельных эстакад, площадок;
- капитальное строительство хозяйственным способом;
- оказание транспортных и иных скважин, оборудованных УЭЦН на месторождениях нефтедобычи, и выполнение работ по ремонту и входному контролю узлов УЭЦН.
Анализируя динамику показателей, определяющих прибыль и ее составляющих (таблица 2.1), можно сказать следующее.
Таблица 2.1 – Горизонтальный анализ показателей прибыли ЗАО «Центрофорс»
Наименование показателя |
Условное обозначение (формула расчета) |
Год |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||
тыс. руб. |
в % к 2011 году |
тыс. руб. |
в % к 2011 году |
тыс. руб. |
в % к 2012году |
||
Выручка от реализации, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
ВР |
34243 |
100,0 |
54643 |
159,6 |
125418 |
366,3 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг |
ЗП |
25362 |
100,0 |
43979 |
173,4 |
89677 |
353,6 |
Валовый доход |
Дв |
8881 |
100,0 |
10664 |
120,1 |
35741 |
402,4 |
Расходы периода (коммерческие и управленческие) |
Рк + Ру |
60 |
100,0 |
180 |
300,0 |
2859 |
4765,0 |
Прибыль (убыток) от реализации |
ПРр |
8821 |
100,0 |
10484 |
118,9 |
32882 |
372,8 |
Результат от финансовой и прочей деятельности |
Сфпд |
-1407 |
100,0 |
-1800 |
-127,9 |
-2560 |
-181,9 |
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности |
ПРфхд |
7414 |
100,0 |
8684 |
117,1 |
30322 |
409,0 |
Результат от прочей внереализационной деятельности |
Спвд |
171 |
100,0 |
-16999 |
-9940,9 |
155 |
90,6 |
Прибыль (убыток) отчетного периода |
ПРб |
7585 |
100,0 |
-8315 |
-109,6 |
30477 |
401,8 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг выросла за анализируемый период на 266,3 %. За тот же период себестоимость реализации выросла на 253,6 %. Это обусловило рост валового дохода на 302,4 %. Рост прибыли от реализации составил в анализируемом периоде 272,8 %, что несколько ниже роста валового дохода. Данный факт обусловлен значительным ростом коммерческих и управленческих расходов в указанном периоде, однако существенно не повлиявшим на рост прибыли от реализации за счет их незначительного удельного веса в структуре прибыли.
2.2 Анализ механизма, технологий разработки и принятия управленческих решений
Процесс подготовки любого управленческого решения независимо от количества документов, необходимых для его утверждения, и количества исполнителей может быть представлен в виде организационной процедуры.
Организационная операция – это процесс обработки экономической информации или документов, осуществление, которого происходит конкретным сотрудником на рабочем месте. Комплекс взаимосвязанных организационных операций, определяющих процесс подготовки конкретного управленческого решения, называется организационной процедурой
Организационная структура включает в себя 3 элемента:
- Схему организационно процедуры.
- Описание организационной процедуры.
- Перечень документов, действующих в организационной процедуре.
Схема принятия решений представляет собой структурную «фотографию» всех процессов подготовки и принятия управленческих решений, которые осуществляются в данном подразделении.
В подразделении сбыта продукции согласно штатному расписанию существуют следующие должности:
- Директор отдела сбыта.
- Менеджеры по сбыту.
- Рассмотрим процедуру: «Утверждение отчета по продажам».
- В процедуре участвуют следующие документы:
- Прошлый отчет
- Распоряжение директора оптово-розничных продаж о составлении отчета
- Инструкция по разработке отчета
- Информационные данные – показатели продаж
- Настоящий отчет
Тогда процедура принятия решений в подразделении может быть представлен следующим образом, рисунок 2.1.
Директор
5
Утверждение отчета по продажам
1
2
3
4
5
Заместитель директора
Согласование отчета
1
2
5
3
1
2
3
4
5
4
5
Менеджеры
Подготовка отчета
Оформление отчета
5
по назначению
Рисунок 2.1 – Процедура принятия решений в подразделении
В таблице 2.2 представлено описание процедуры принятия решений в подразделении ЗАО «Центрофорс».
Таблица 2.2 – Описание процедуры принятия решений
№ п/п |
Наименование этапов работы |
Документы |
Исполнители |
1. |
Подготовка отчета |
Менеджер |
|
1.1. |
Подготовить документацию |
1, 2, 3, 4 |
- |
1.2. |
Составить отчет |
1, 2, 3 |
- |
1.3. |
Отдать на согласование |
5 |
- |
2. |
Согласование плана |
Заместитель директора |
|
2.1. |
Принять |
1, 2, 3, 5 |
- |
2.2. |
Проверить |
5 |
- |
2.3. |
Завизировать |
5 |
- |
2.4. |
Передать в архив |
1, 2, 3, 4 |
- |
Передать на утверждение |
5 |
||
3. |
Утверждение плана |
Директор |
|
3.1. |
Принять |
5 |
- |
3.2. |
Утвердить |
5 |
- |
3.3. |
Передать на оформление |
5 |
- |
4. |
Документальное оформление плана |
Менеджер |
|
4.1. |
Принять |
5 |
- |
4.2. |
Оформить – зарегистрировать, копировать. |
5 |
- |
4.3. |
Отправить по назначению |
5 |
- |
Таким образом, в процессе принятия решения в подразделении компании принимают участие все сотрудники отдела. Рассмотрим построение процедуры принятия решений в компании ЗАО «Центрофорс»: утверждение плана работы отдела оптовых продаж, рисунок 2.2.
Перечень документов действующих в процедуре следующий:
- Должностные инструкции.
- Нормативная документация.
- Инструкция по разработке плана работы для отделов подразделений компании.
- План настоящий.
Входные документы
2
3
1
Разработка плана работы отдела
1
2
3
4
Согласование плана
Документальное оформление плана
4
Утверждение плана
3
4
1
2
4
3
2
1
3
2
1
Выходной документ
архив
По назначению
Рисунок 2.2 – Процедура утверждение плана работы отдела
Таким образом, мы рассмотрели этапы процедуры утверждение плана работы отдела. Далее рассмотрим процедуру принятия решений, утверждения плана работы отдела, рисунок 2.3.
4
3
2
1
Разработка плана работы отдела
Менеджер
1
2
3
5
Директор
Согласование плана
1
2
5
3
Генеральный
Утверждение плана
директор
5
Менеджер
Документальное оформление плана
6
5
По назначению
Рисунок 2.3 – Процедура принятия решений: «Утверждения плана работы отдела»
Перечень документов, действующих в процедуре:
- Должностные инструкции.
- Нормативная документация.
- Инструкция по разработке плана работы для отделов подразделений компании.
- Распоряжение директора оптово-розничных продаж о составлении отчета.
- Разработанный план.
Описание действующей процедуры принятия решений, таблица 2.3.
Таблица 2.3 – Описание процедуры принятия решений
№ п/п |
Наименование этапов работы |
Документы |
Исполнители |
1. |
Разработка плана работы отдела |
Менеджер |
|
1.1. |
Подготовить документацию |
1, 2, 3, 4 |
- |
1.2. |
Разработать план |
1, 2, 3 |
- |
1.3. |
Отдать на согласование |
5 |
- |
2. |
Согласование плана |
Директор |
|
2.1. |
Принять |
1, 2, 3, 5 |
- |
2.2. |
Проверить |
5 |
- |
2.3. |
Завизировать |
5 |
- |
2.4. |
Передать в архив |
1, 2, 3, 4 |
- |
Передать на утверждение |
5 |
||
3. |
Утверждение плана |
Генеральный директор |
|
3.1. |
Принять |
5 |
- |
3.2. |
Утвердить |
5 |
- |
3.3. |
Передать на оформление |
5 |
- |
4. |
Документальное оформление плана |
Менеджер |
|
4.1. |
Принять |
5 |
- |
4.2. |
Оформить – зарегистрировать, копировать. |
5 |
- |
4.3. |
Отправить по назначению |
5 |
- |