Файл: История преподавания психологии в России (Выделяют несколько периодов преподавания психологии в российских школах 1804-1819 гг.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Сейчас в нашей стране уже никто не спорит о необходимос­ти психологических знаний. Но получение систематизированных знаний возможно лишь при введении учебной дисциплины «Психология» в учебных планах средних школ.

У образования всегда были и есть социальные заказ­чики: общество, государство, родители, сами ученики. Цели образования отражаются государством в Законе «Об образовании» как установленные образовательные цензы. Главная цель: формирование разносторонне развитой личности. Как учебная дисциплина психология работает на эту главную цель.

Актуальность исследования истории преподавания психологии России определяется, во-первых, необходимостью научной рефлексии современных тенденций психологической науки и выявления перспективных линий в ее дальнейшем развитии; во-вторых, потребностью научного сообщества понимать механизмы, особенности и факторы, влияющие на формирование дисциплинарной структуры научного знания и новых проблемных областей;

Цель исследования - анализ развития истории преподавания психологии как комплексного направления психологического знания и практики с середины XVIII века и до настоящего времени.

Объект исследования - психологические знания и практика, связанные с условиями жизни и деятельности людей.

Для достижения поставленной в научной работе цели, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть российскую психология в XVIII веке;

- описать состояние психологической науки в России в начале XIX века;

- рассмотреть формирование психологического знания во второй половине XIX века;

- дать описание основных научные течения в российской психологии конца XIX – начала ХХ века.

Методологической и теоретической основой исследования являются концепции оснований и генезиса научной теории (В. С. Степин) и дисциплинарной структуры науки (А. П. Огурцов); комплексный и системный подходы, ориентированные на всестороннее раскрытие исследуемых явлений и процессов (Б. Г. Ананьев, В. А. Ганзен, Б. Ф. Ломов); концепция теоретико-методологических основ историко-психологического исследования и научной реконструкции в социокультурном контексте (В. А. Кольцова); положения проблем логического подхода и принципы определения критериев периодизации в изучении динамики психологического знания (Ю. Н. Олейник); социально-психологическая концепция имиджа науки (Е. А. Володарская).

Методы исследования. Для решения исследовательских задач, наряду с общенаучными методами, использовались методы наукометрического, исторического и историко-психологического анализа: метод тематического анализа, метод периодизации, метод подсчета числа публикаций, метод интервью и анкетирования). Темы полуструктурированного интервью и анкета «История и актуальное состояние преподавания отечественной психологии» были разработаны автором.


Выделяют несколько периодов преподавания психологии в российских школах 1804-1819 гг.

Включение психологии, наряду с другими фило­софскими дисциплинами, в программу средней школы было предусмотрено уставом учебных заведений от 5 ноября 1804 г. Этот устав является едва ли не самым крупным событием в жизни гимназий, ибо с этого мо­мента они начинают существовать как самостоятель­ные средние учебные заведения, ставящие двоякую цель:

1) «подготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным, или по знанию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает усовершенствовать себя в университетах»;

2) «преподавание наук, хотя начальных, но полных в рассуждении предметов учения, тем, кои, не имея на­мерения продолжать оные в университетах, пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспи­танного человека».

Устав вводил в программу гимназий обязательное преподавание психологии, логики, философии, пра­ва, эстетики и нравственной философии. При этом на все эти предметы уделялось 20 недельных часов в четырех классах, из которых состояла тогдашняя гимназия. Старший учитель философии, изящных наук и политической экономии при четырехгодичном курсе в гимназиях того времени преподавал весьма многообразный комплекс предметов: так, в I классе он преподавал логику и всеобщую грамматику, во II классе — психологию и нравоучение, в III классе — эстетику и риторику, в IV классе — естественное и народное право, политическую экономию.

Само преподавание носило чисто схоластический характер, основная работа сводилась к запоминанию. Плохо понимая содержание материала, учащиеся заучивали его по учебникам, которые имелись в недо­статочном количестве, вследствие чего приходилось прибегать к диктовке подлежащего усвоению матери­ала. Наконец, плохо обстояло дело и с учащимися: их было и мало, и не были они достаточно подготовлены к учебе.

Этап, определяемый нами в рамках 1804-1819 гг., когда была сделана робкая попытка ввести новую учебную дисциплину «психологию» в учебные планы российских гимназий, не увенчался успехом. Сама наука психология и учебный предмет были тождест­венны; содержание учебного предмета сводилось к содержанию учебника. Психология как учебный пред­мет воспроизводила все существенные характеристики дисциплинарного знания, выполняя систематизирую­щую и структурирующую функции. Первыми книгами по психологии стали учебники, но ученики плохо понимали материал ввиду его сложности. Учителя так же не были заинтересованы в новом учебном предмете. В 1817 г. уч­режденное Александром I Министерство духовных дел и народного просвещения реформировало школьные программы, где психологии, не стало. Психологические представления просачивались в курс средней школы через словесность, преподавание литературы, логику.


Характеристики этапов

1 этап

Первая попытка преподавания психологи в университетах, духовных УЗ и в школах. Цель интеллектуальная подготовка учащихся к дальнейшему совершенствованию своего образования и формирование «благовоспитанного человека» Период характеризуется многообразием авторов и произведений психологического и религиозного характера. Психология рассматривается как отрасль философии.

2 этап

Психология преподается как самостоятельная наука. Введение преподавания психологии в гимназии как ответ на запрос общества, выраженный в требованиях педагогов, психологов, общественных деятелей. Появление учебников психологии для гимназий. Увеличение числа педагогических учебных заведений и введение в них психологии в качестве обязательной дисциплины. Она также преподавалась в рамках медицинского образования.

3 этап

Возвращение психологии в общеобразовательные школы. Акцент отечественной психологии и психологического образования на естественно научной парадигме. Открытие в рамках факультета философии МГУ кафедры психологии, которая в 1966 году преобразовалась в факультет. Аналогичные процессы происходят и в др. университетах страны В университетской психологии происходит слияние преподавания с научной деятельностью. Начинается систематическая подготовка психологов и преподавателей психологии, увеличивается количество преподаваемых психологических дисциплин. Развивается преподавание психологии студентам педагогических вузов, которые наряду с общей психологией изучают возрастную и педагогическую.

4 этап

Новое возвращение психологии в школы в виде курса «Этика и психология семейной жизни». Расширение числа психологических факультетов в вузах. Расширение преподавания психологии в средних профессиональных учебных заведениях педагогического и медицинского профиля

5 этап

Введение обязательных занятий по психологии в учреждениях среднего образования, расширения перечня психологических дисциплин, читаемых в средней школе. Введение психологических дисциплин для непрофильных специальностей в средних учебных заведения и вузах. Расширение форм преподавания психологии в средних и высших учебных заведениях. Расширение количества преподаваемых дисциплин в высших учебных заведениях. Выход содержания преподаваемых дисциплин за рамки отечественной психологии, интеграция мирового психологического знания.


Установление психологии в российских школах учебный процесс 1906-1917 гг.

Психология в России к началу XX в. представляла собой интенсивно развивающуюся область научного знания, оформленную в самостоятельную научную дисциплину. Уровень интереса к психологии, признание ее науч­ной и практической ценности отражались во все более частом и настойчивом включении представителей научного сообщества в рассмотрение психологических проблем и художественной интеллигенции. Возрастал авторитет психологии. Она становилась предметом внимания специалистов смежных наук и практических сфер: врачей, педагогов, физиологов, языковедов, юристов и др. Ее использовали и при анализе социаль­ных явлений, социально-психологических процессов, происходящих в обществе. Психология в гимназиях появилась как ответ на запрос общества, инициатива шла «снизу», от пе­дагогов, психологов, общественных деятелей, госу­дарство лишь официально закрепило эту инициативу в документах.

В объяснительной записке Министерства просве­щения подчеркивался тот факт, что преподавание философской пропедевтики, куда и была включена психология, будет способствовать общему развитию учащихся. В частности, знакомство учащихся с психо­логией приведет к расширению кругозора учащихся. А это должно повести к более вдумчивому отношению к окружающим явлениям, равно как и самим себе, что должно положить основу для создания в будущем более глубокого и правильного миросозерцания. Целью преподавания психологии должно быть до­стижение ясного понимания учениками своеобразного характера душевных явлений, их связи с душевной жизнью в целом, а также понимание особенностей в ознакомлении с фактами душевной жизни.

Ближайшей же практической задачей изучения психологии должна быть выработка у учеников навыка вглядываться в душевные явления и давать себе отчет в их составе и влиянии друг на друга, а также выработка привычки к сознательному чтению. Рекомендовалось излагать психологию как науку, основанную на данных опыта. Что же касается метафизического истолкова­ния этих данных, то преподавателю предоставлялось право коснуться главнейших философских вопросов в решении вопроса о душе, причем добавлялось, если он найдет это необходимым. Требовалось брать лишь твердо установленные положения, относящиеся к опыту. Что же касается гипотез, то о них следует лишь упомянуть, не разбирая их детально.


Что касается объема и содержания курса пси­хологии, то здесь преподавателю предоставлялась большая свобода. Предлагаемую программу следо­вало рассматривать как примерную, где указан лишь минимум того материала, который при некотором на­выке преподавателя психологии может быть пройден в один год при двух уроках в неделю. Преподавателю предоставлялось право углубляться в описание и ана­лиз отдельных фактов, но все-таки «в среднюю школу следует вводить как можно меньше предположении и гипотез и останавливаться, по преимуществу, на твердо установленных наукою фактах». Пре­подаватель мог делать больший или меньший акцент на некоторых из них, опустив другие разделы.

В ответ на упрек педагогов и психологов в адрес профессоров-философов, «которые не заботятся о том, чтобы одарить родную литературу хотя бы пе­чатными курсами лекций» (там же), пишущие педагоги откликнулись новыми учебниками. Список учебной литературы, вышедшей в те годы, насчитывает более 15 названий, поражающий разнообразием авторов, географической широтой представленности; многие учебники неоднократно переиздавались. Учебники Г.И. Челпанова и А.П. Нечаева отмечались как самые популярные, востребованные, их часто рассматривали как взаимодополняющие друг друга.

Учебник, выйдя из типографии, попадал в руки при­дирчивых и многоопытных читателей, в первую очередь, из числа коллег-педагогов, ученых-психологов. Сам факт появления в периодической печати рецензий на новые гимназические учебники по психологии, авторами которых в числе прочих были П.Ф. Каптерев, Г.Г. Шпет, А.П. Нечаев, говорит о многом. Критический разбор с последующей оценкой учебного пособия отражает внимание научного и педагогического общества к та­кой, казалось бы, частной проблеме — появлению в школьной программе еще одной дисциплины. Обществу было небезразлично, какое содержание ляжет в основу понимания учащимися о психологии, отразит ли это содержание все новые факты науки, каким методом будет изложен материал, т.к. учебник должен отвечать целям и задачам обучения, воспитания и развития оп­ределенных возрастных и социальных групп.

Следует отметить, что этот исторический период нашел наиболее полное освещение в периодической печати: множество публикаций посвящено, казалось бы, рядовому вопросу — введению в школьные планы нового предмета. Вроде бы есть соответствующее Ми­нистерство, в чью компетенцию входит решение всех организационных и методических вопросов, но ученые, педагоги, общественные деятели также не стоят в сто­роне. Например, задачи новой дисциплины, иерархи­чески упорядоченные А.П. Нечаевым в преподавании психологии в школе, до сих пор звучат необыкновенно современно: «Самая скромная цель, которую может преследовать средняя школа, заключается в том, чтобы помочь ученику осмысленно пользоваться ходячими выражениями обыденной речи... Выяснить значение этих распространенных психологических терминов и будет самой скромной целью преподавания психологии в гимназиях... А это возможно только при строго факти­ческом, демонстрационно обставленном преподавании психологии. Более глубокой задачей средней школы является прокладка первых путей к созданию цельного мировоззрения учащихся. Ученики должны приучиться уважать знание, понимать ценность науки, любить ос­мысленный умственный труд».