Файл: История преподавания психологии в России (Выделяют несколько периодов преподавания психологии в российских школах 1804-1819 гг.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как одну из главных проблем преподавания учителя психологии, делясь своим опытом ведения уроков в гимна­зии, с горечью отмечали собственную слабую теоретичес­кую и методическую подготовку. Один из таких практиков, Н. Смирнов, преподаватель философских предметов в духовной семинарии, решает руководствоваться таким методическим приемом: он объясняет новый материал лишь изредка, наиболее трудные отделы, понимание которых при самостоятельном чтении учебника будет слишком затруднительным, урок же отдавать проработке очередного материала. Учеников он просит не вызубри­вать урок, а пытаться самостоятельно понять текст учеб­ника. Путем вопросов автор выяснял наиболее слабые стороны в понимании материала, а потом большую часть времени посвящал объяснению этой части. Может быть, впервые в методической литературе прозвучала позиция учителя психологии как носителя особого, гуманитарного знания: «Я поставил своей задачей — беречь личность учеников, уважать ее, отнюдь не наносить ей болезненных ощущений, тем более не наносить ей унижений и оскор­блений публичных. На философских уроках необходимо считаться с уважением чужого мнения... Школа должна воспитать человека, умеющего ценить личность и — по­нимать ее. Первое условие к такому пониманию — ува­жение чужого мнения. А воспитать его можно, прежде всего, практическим проведением принципа терпимости на уроках... Положение преподавателя философских предметов в этом отношении исключительное: придавая жизненный характер постановке дела, он может читать мораль, не являясь моралистом; может учить, не поучая».

Но в 1912 г. совещание при III Государственной Думе предложило проект, где было объявлено, что психология и логика не являются обязательными предметами, их преподавание должно носить фа­культативный характер и оставляется на усмотрение местных органов школьного управления.

Причины, к которым апеллировали противники преподавания психологии в школе и которые видели сами инициаторы введения этой дисциплины, были таковы: слабый, неподготовленный преподаватель­ский состав; методическая не проработанность курса, которая выражалась в недостатке учебников, учебных пособий, наглядных пособий, нехватки учебного вре­мени; сам предмет определялся в учебных планах как второстепенный, экспериментальный.


Учебный процесс в средних школах Советского Союза 1947—1958 гг.

Психология как учебный предмет в средних школах Советского Союза была вновь введена в 1947 г., чему пред­шествовало широкое обсуждение этого вопроса в психо­лого-педагогической научной среде, анализ опыта пре­подавания психологии в дореволюционной школе. В 1943 г появилась статья профессора К.Н. Корнило­ва, которая носила методический, программный харак­тер для вновь вводимой дисциплины. Он отметил положи­тельное влияние школьной психологии на преподавание психологии в высшей школе: «В настоящее время студенты университетов и педвузов приходят в вуз без каких бы то ни было знаний по психологии; поэтому в силу необходимости курс психологии приходится давать в самом элементарном виде. Теперь, когда студенты будут приходить в вуз после прослушива­ния и сдачи экзамена по психологии, курсу психологии можно будет придать более фундаментальный характер и предъявить к студентам более повышенные требования». К.Н. Корнилов видел в преподавании психологии в школе еще один аспект — психология в школе должна была сблизить психоло­га со школой: «Психолог перестанет быть чуждым и немного подо­зрительным человеком для школы. До сих пор психолога пускали в школу с опасением: не педолог ли он? что и как он будет исследо­вать? — тем более, если он собирался экспериментировать. Вот почему в значительной мере тормозилось создание марксистской науки о детях. Можно думать, что с введением психологии в сред­нюю школу будут созданы более здоровые и правильные предпо­сылки для изучения детской психологии».

Автор очерчивает круг тех вопросов, ответы на которые иска­ли педагоги, методисты, психологи дореволюционного этапа введения психологии в школы, и эти вопросы, вновь возникли, но уже с идеологической окраской:

· проблемы учителя: кто будет преподавать психологию? где взять и как подготовить этих преподавателей?

· проблемы ученика: в каком классе рационально преподавать психологию? какова должна быть длительность курса?

· проблема урока: какова должна быть программа курса? ка­ков метод преподавания? что должен представлять собой учебник психологии средней школы? Подготовка необходимых педагогических кадров шла путем привлечения на краткосрочные курсы бо­лее опытных учителей, в основном, литературы, ис­тории и биологии, также использовалась система се­минаров для учителей психологии, где подробно разбиралась каждая тема курса.


Этот период школьной психологии, инициирован­ный «свыше», отмечался, по сравнению с предыду­щим, небольшим количеством учебников, авторами которых были К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, Г.А. Фор­тунатов и А.В. Петровский, в методической литера­туре для уроков психологии особый акцент делался на постановке классных опытов. Учебник Б.М. Теплова (признанный лучшим) был написан в соответ­ствии с программой и рекомендован для обучения психологии в школе, в нем ясно и доступно излага­лись основные разделы психологии.

Новый предмет преподавался в течение 12 лет, с интересом воспринимался учениками и оказывал положительное влияние на формирование личности школьников. В 1958 г. Верховный Совет СССР издает закон о развитии образования. Период обязательно­го образования был расширен с 7 до 8 лет, а 9-й класс был добавлен к старшим классам. Школам было дано распоряжение установить тесные связи с пред­приятиями и готовить выпускников к практической деятельности. Стране всегда были нужны рабочие специальности. Школьные учебные планы были пе­ресмотрены для того, чтобы соответствовать требо­ваниям современной науки и технологии. Психоло­гия как обязательный предмет была вновь исключена из учебных планов школ.

Учебный процесс в средних школах 1983 — конец 1980-х гг.

Отношения в диаде «общество — школьная пси­хология» вступили на новую ступень своего развития лишь с началом 80-х гг. Это произошло через введе­ние в школьную программу учебного предмета «Эти­ка и психология семейной жизни». В области мето­дологии и теории отечественной психологии на протяжении 20—25 лет, предшествующих перестрой­ке, сохранялась стабильная ситуация. Как отмечалось в социологических справках того времени, в стране в конце 80-х — начале 90-х гг. каж­дый третий брак распадался, увеличивался процент неполных семей, катастрофически упала рождае­мость, более 50% семей — однодетные, каждая вто­рая беременность завершалась абортом, а среди рожениц и женщин, делавших аборты, было немало тех, кому не было еще 16 лет, регистрировалась вы­сокая детская смертность. Подчеркивалось, что «та­кое положение создалось в значительной степени из-за того, что до недавнего времени на семью обращалось слишком мало внимания. За этой об­щей причиной кроется немало конкретных. Одна из них — неподготовленность молодежи к браку и се­мейной жизни».


Из анкетного опроса, проводимого в те годы, из­вестно, что старшеклассники хотели бы получить навыки общения в среде сверстников; информацию о половых отношениях; юридическую и медицинскую консультацию по широкому кругу вопросов о семье и браке; психологические рекомендации по адаптации молодых в семье; основные представления о культу­ре брачно-семейных отношений. «Решению этой за­дачи в значительной мере способствует изучение в старших классах средней общеобразовательной школы с 1 января 1985 г. обязательного учебного кур­са «Этика и психология семейной жизни»... Основ­ная цель курса — вооружение юношей и девушек ос­новами знаний о брачно-семейных отношениях, формирование у них идеала социалистической семьи, потребности в ее создании, готовности к буду­щему вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих де­тей; выработка непримиримого отношения к буржу­азным взглядам на семью».

Методологической основой курса стало марксис­тско-ленинское учение о сущности формирования личности, о коммунистической морали, о браке, се­мье. Разработчики курса предполагали, что он станет «завершающим этапом многогранной пропедевтичес­кой работы, осуществляемой родителями и школой по подготовке молодежи к семейной жизни». Отметим то позитивное, что внесла в школьное обучение эта дисциплина и что в скором времени, буквально через несколько лет, присвоила себе, пе­реработав, пропустив через новый предмет препо­давания, новая учебная дисциплина — психология.

В содержание школьной дисциплины вошли та­кие нешкольные, «взрослые» понятия из реальной жизни, как «семья», «любовь», «дружба», «влюблен­ные», «брак» (мы не говорим о том материале, через который предполагалось раскрытие этих понятий). В центре обсуждения оказывается основное поня­тие — «личность». Расширились методы преподава­ния и формы уроков. Курс «Этика и психология...» явно не нашел определенной научной платформы, тяготея то ли к социологии, то ли к психологии, но все же он разительно отличался от «Психологии» предыдущего, послевоенного этапа, имевшей чет­кую естественнонаучную базу. Поэтому методы пре­подавания «Этики и психологии...» были как тради­ционными, так и новыми: ориентационно-ролевые игры, подготовка рефератов, докладов, выступлений, анкетирование, тестирование, анализ случаев, пись­ма друг к другу, проведение интервью, выявление эк­спертного мнения и др.

Именно здесь впервые заговорили об «особости» учителя курса «Этики и психологии семейной жиз­ни», тем самым, подчеркивая и «особость» самой дисциплины. Некоторые страницы методических из­даний того периода сейчас читаются с улыбкой (со­циально-психологический портрет учителя, напри­мер), но сама попытка создания модели поведения учителя отдельной учебной дисциплины, наверное, самой человечной, «душевной» (где рекомендуется положительный настрой учителя; объединение сто­рон учителя и учеников, интенсивное сотрудниче­ство, эмоциональная окраска урока, выражение сим­патии к ученикам, улыбка, юмор), в тот период времени — большая заслуга разработчиков курса.


Дальнейшая судьба школьного курса «Этика и психология семейной жизни» повторила судьбу школьной психологии на предыдущих временных эта­пах. После выхода нового закона «Об образовании» в 1992 г. преподавание курса «Этика и психология се­мейной жизни» не включили в учебные планы, хотя он не был отменен. Многие учителя продолжали вести эти занятия.

Учебный процесс начало 1990-х гг. — по настоящее время

Надо сразу отметить тот факт, что государство в лице Министерства не регулирует и не навязывает обязательное ведение уроков психологии в школе. Предполагается, что гуманизация образования во­обще невозможна без знаний о природе и сущности человека: они обладают свойством ослаблять рели­гиозные, философские, идеологические и иные пси­хогенные перегородки между людьми. А психология как учебная дисциплина здесь играет первостепен­ную роль. Но в учебных планах до сих пор нет этого предмета, как обязательного, на страницах перио­дической печати ведутся споры, нужна ли психоло­гия в школе как урок или факультатив, педагогам-психологам, желающим вести этот предмет, порой часы выделяются в зависимости от желания адми­нистрации школы или района. Появилось такое множество целей в обучении психологии в школе, что мы обозначим их как некоторые условные группы: информационный (знаниевый) подход; развивающий (личностно-ориентированный) подход; общекультур­ный подход; фасилитирующий (создающий условия для самоопределения, самоосуществления) подход; здоровьесберегающий подход. С одной стороны, такая многовариантность хо­роша, т. к. выбор — всегда лучше, чем без личностное, директивное и догматическое целеобразование, с другой стороны, может быть, это происходит из-за отсутствия четких научных парадигм в отечествен­ной психологии.

Содержательная сторона школьной психологии неотрывна от метода обучения. Устойчивой положительной тенденцией современного этапа стал явный акцент в методах обучения, перенесенный с запо­минания информации на переживание и изучение действительности, на применение присваиваемой культуры к решению личных проблем растущего че­ловека и текущих задач окружающей его и личной жиз­ни. Это стало возможным только благодаря множе­ству активных методов обучения, которые стали так популярны среди педагогов-психологов, ведущих уроки по психологии. Но применять тренинги и тренинговые упражнения, ролевые игры и их элементы, умение вести дискуссионные беседы невозможно, если только прочитать о них в методической литера­туре или прослушать чье-то сообщение. Надо само­му психологу пройти через них и ощутить на себе пользу, болезненность или благотворное воздей­ствие, чтобы оградить школьников от той боли, кото­рую может принести непрофессиональное вмеша­тельство во внутренний мир.