Файл: Программа социальной защиты и правовая база (Задачи государственной политики в области социальной защиты граждан).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Задачи государственной политики в области социальной защиты граждан
Глава 2. Структура Министерства труда и социальной за- щиты Российской Федерации
Глава 3. Полномочия, реализуемые программы в области социальной защиты
Глава 4. Нормативно – правовая база социальной защиты населения
Введение
Одной из главных задач государства является деятельность по социальной защите населения. В современной социально - экономической ситуации имеет место нестабильность, резко чувствуется нехватка федерального бюджета, почти не уменьшается число граждан с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается разница в уровне доходов населения, увеличивается напряжение на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Остро выражены тенденции неблагополучия, а также социальные девиации. Образовавшаяся обстановка требует принятия адекватных мер в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности. Этого можно достигнуть лишь путем реформирования общественной жизни, а также проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. Темпы социально-экономического развития российского государства большей частью зависимы от проводимой социальной политики. В условиях развития российской рыночной экономики, повышается значение вопроса развития социальной сферы как одной из важнейших функций государства.
Глава 1. Задачи государственной политики в области социальной защиты граждан
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведение медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Приоритетными направлениями в настоящее время являются:
- Реализация эффективной демографической политики
- Повышение экономической активности населения, развитие трудовых отношений и рынка труда
- Развитие пенсионной системы
- Модернизация системы социальной поддержки граждан
а) Развитие системы мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и внедрение системы социальных контрактов
б) Модернизация социального обслуживания населения в) Реабилитация и социальная интеграция инвалидов
- Повышение эффективности системы государственного управления а)
Противодействие коррупции
б) Реформирование и развитие гражданской службы.
Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Глава 2. Структура Министерства труда и социальной за- щиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количество заместителей министра устанавливается Правительством РФ.
В настоящее время Министерство возглавляет Топилин Максим Анатольевич, имеющий семерых заместителей:
- Вовченко Алексей Витальевич
- Пудов Андрей Николаевич
- Вуколов Всеволод Львович
- Лекарев Григорий Григорьевич
- Петрова Светлана Валентиновна
- Скляр Алексей Валентинович
- Черкасов Алексей Анатольевич
Структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства:
- Департамент комплексного анализа и прогнозирования;
- Департамент демографической политики и социальной защиты населения;
- Департамент по делам инвалидов;
- Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства;
- Департамент условий и охраны труда;
- Департамент занятости населения;
- Департамент пенсионного обеспечения;
- Департамент развития социального страхования;
- Департамент развития государственнойслужбы;
- Департамент правового регулирования и международного сотрудничества;
- Финансовый департамент.
Следует отметить, что Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:
- Федеральной службы по труду и занятости (Роструд);
- Пенсионного фонда РФ (ПФР);
- Фонда социального страхования РФ (ФСС). Министерство имеет подведомственные организации:
- федеральные государственные бюджетные учреждения
-федеральные государственные казенные учреждения
-федеральные государственные унитарные предприятия.
Также Министерство в своем составе имеет совещательные и координационные органы:
- Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов;
- Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов;
- Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и раз- вития государственной службы.
Министерство имеет научно-исследовательские институты, учебные заведения (НИИ тру- да и социального страхования, Всероссийский центр охраны труда); издает несколько журналов – "Человек", "Труд", "Российский демографический журнал", "Пенсия".
Глава 3. Полномочия, реализуемые программы в области социальной защиты
При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, права негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента РФ и Правительства РФ. Полномочия:
-разрабатывать и представлять в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно- правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сфере ведения подведомственной ему федеральной службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
- осуществлять надзор за нормативно- правовым регулированием, осуществляемым органом государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
- осуществлять надзор и контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний;
- об устранении выявленных нарушений;
- о привлечении к установленной законодательством РФ ответственности должностных лиц органов и государственных подведомственных учреждений;
- об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных подведомственных учреждений;
- согласовывать схему размещения государственных подведомственных учреждений субъекта РФ на основе установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в установленной сфере деятельности, норматива определения количества данных учреждений в субъектах Российской Федерации;
- устанавливать требования к содержанию и формам отчетности, а также к порядку предоставления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
- в случаях, установленных федеральными законами, готовить и направлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов РФ;
- осуществление международных связей в сфере социально-трудовых отношений, координация сотрудничества с МОТ, Международной организацией социального обеспечения, Фондом ООН в области народонаселения и с др. международными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства.
Социальная помощь осуществляется путем предоставления государством социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан в соответствии с законодательством. Расчет всех пособий и субсидий осуществляется из расчета минимального прожиточного минимума.
Рассмотрим подробнее государственные программы, реализуемые в настоящее время в области социальной защиты отдельных категорий граждан – инвалидов, семьи, женщин и детей, пенсионеров.
В общей сложности инвалидов люди пенсионного возраста составляют большую часть – 65,2 %, инвалиды трудоспособного возраста - 30,5 %, дети-инвалиды - 4,3%.
На данный момент действуют три государственные программы.
Первая государственная программа Российской Федерации - «Социальная поддержка граждан» подразделяется на следующие семь подпрограмм:
- подпрограмма 1 "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан";
- подпрограмма 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания населения";
- подпрограмма 3 "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей";
- подпрограмма 4 "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций";
- подпрограмма 6 "Старшее поколение";
- подпрограмма 7 "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
Целями данной программы являются:
- повышение доступности социального обслуживания населения;
- создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий
Программа рассчитана на срок до 31 декабря 2020 г. и ожидаемыми результатами еѐ реализации являются:
- исполнение обязательств государства по социальной поддержке отдельных категорий граждан;
- увеличение удельного веса учреждений социального обслуживания, основанных на иных формах собственности, в общем количестве учреждений социального обслуживания всех форм собственности до 12,4 процента к 2020 году;
- повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности по субъекту Российской Федерации;
- рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,812 к 2020 году;
- увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 87,4 процента к 2020 году;
- увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями;
- повышение материального и социального положения граждан пожилого возраста. Следующая государственная программа РФ – это «Содействие занятости населения». Она, в свою очередь, содержит следующие три подпрограммы:
- подпрограмма 1 «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»;
- подпрограмма 2 «Внешняя трудовая миграция»;
- подпрограмма 3 «Развитие институтов рынка труда»