Файл: Программа социальной защиты и правовая база (Задачи государственной политики в области социальной защиты граждан).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Задачи государственной политики в области социальной защиты граждан
Глава 2. Структура Министерства труда и социальной за- щиты Российской Федерации
Глава 3. Полномочия, реализуемые программы в области социальной защиты
Глава 4. Нормативно – правовая база социальной защиты населения
Соцстрахованием называют государственную/частную систему предоставления денежной помощи. Она выделяется из специальных платежей (принудительных или добровольных), при соблюдении равновесия между масштабами (ценой) услуги и размерами осуществленного вклада. Финансы поступают из фондов, сформированных за счет взносов работодателей и работающих лиц, правительственных субсидий.
Выполнение программ соцзащиты осуществляется посредством соблюдения определенных принципов. Во- первых, это принцип сочетания мер государственной политики и актов благотворительности, которая опирается на общепринятые ценности гражданской солидарности, сочувствия, взаимовыручки. Во-вторых, это принцип «гибкости», который означает рациональную смену ключевых приоритетов социальной стратегии во время переломного периода, дефицита финансов.
Качественные изменения в социальной защите в 2019 году будут происходить регулярно, правительство планирует внедрение инновационных техник, способов оптимизации работы.
Например, социальная защита военных пенсионеров в 2019 году предусматривает повышение выплат при возрастании понижающего коэффициента до 58%. По прогнозам, годовая выплата должна подняться на 12% (при инфляции 8%). Те граждане, которые во время несения военной службы получили ранения (травму) и имеют статус военного инвалида, также будут обеспечены пенсионной прибавкой. Размер последней составит 100% от величины пенсии.
В сфере социальной защиты инвалидов в 2019 году также ожидаются положительные изменения. С 1 января люди, получившие группу инвалидности, могут претендовать на сопровождение. Это услуга будет оказываться соцработниками, сотрудниками сервисных служб по программе соцобеспечения инвалидов. Принципиально новым направлением работы по реализации доступности услуг станет развитие диспетчерских пунктов связи для инвалидов по слуху. Людям будет оказано активное содействие по поводу обращения к экстренным службам, регистрации заявок на прием к доктору.
В 2019 году принципы социальной защиты детей и женщин будут пересмотрены. Правительство обещает:
повышение ежемесячных пособий на 3-го родившегося ребенка; подтверждение права подростков на бесплатное обучение в вузах;
увеличение размеров денежной помощи по факту рождения малыша, ухода за ним.
2018 год ознаменуется расширением графика проведения различных мероприятий, имеющих воспитательный, развивающий, культурный, обучающий характер. Для участия в подобных акциях будут массово привлекаться ребята из многодетных, неполных, неблагополучных семей.
Итак, социальная защита России в текущем 2019 году будет нацелена на реализацию необходимых условий для улучшения демографической обстановки и уровня жизни населения в целом. Первостепенными задачами данной стратегии являются преодоление безработицы, финансовая поддержка многодетных семейств, обеспечение справедливого доступа граждан к образованию, гарантия соблюдения прав взрослых граждан, детей, предоставление льгот и т. д.
Изменения в законодательстве в области социального обеспечения в 2019 году
Самое первое изменение, которое затрагивает все сферы нашей жизни, является прожиточный минимум. Следует сказать, что прожиточный минимум рассчитывается за предыдущий квартал.
То есть, в третьем текущем квартале 2019 года рассчитан прожиточный минимум на второй квартал 2019 года (Приказ Минтруда России от 09.08.2019 N 561н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2019 года»), и составляет следующие величины:
На душу населения |
11185 |
Трудоспособное население |
12130 |
Пенсионеры |
9236 |
Дети |
11004 |
Прожиточный минимум (ПМ) представляет собой величину, которая обусловливает величину минимальной оплаты труда (МРОТ). На 1 января каждого года устанавливается уровень МРОТ в размере
прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года. В качестве примера возьмем 1 января 2019 года. Так вот, если за второй квартал 2018 года ПМ меньше, чем за второй квартал 2017 года, то размер МРОТ устанавливается в таком же размере, как и с 1 января 2018 года.
С 1 января 2020 года ежемесячная выплата в связи с рождением ребенка увеличится.
Итак, Федеральный закон от 02.08.2019 N 305-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» определяет, что право на получение такой выплаты имеют граждане, у которых в семье величина прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения, на одного человека меньше 2–кратного его размера за второй квартал предыдущего перед обращением года.
Например, в первом полугодии 2020 года будет учитываться величина ПМ за второй квартал 2019 года. Таким образом, на одного человека в семье должно приходиться менее 24260 рублей.
Заявление о назначении выплаты можно подать в течение трех лет со дня рождения первого или второго ребенка, подтверждать статус нужно ежегодно, при достижении ребенком определенного возраста – 1 и 2 года.
Важно: поскольку вносятся только незначительные изменения в основной закон о ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей, то надо особо отметить, что такие выплаты предназначены для детей, которые родились после 1 января 2018 года.
Приказом ФСС РФ от 08.04.2019 № 156 «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению и выплате застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в случае невозможности его выплаты страхователем» обновлена одноименная процедура, то есть выплата сотрудникам по больничным листам в случае, если работодатель этого сделать не может. Выплата осуществляется от ФСС РФ таким сотрудникам, которые подлежат обязательному социальному страхованию, в том числе и иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно находящиеся в РФ. Пособие начисляется как в связи с временной нетрудоспособностью, так и материнством.
Кроме того, указанное пособие от ФСС РФ выплачивается государственным и гражданским служащим, а также лицам, которые осуществляют деятельность по трудовым договорам, к числу которых относятся единственные учредители, руководители организаций и подобные лица.
Приказами ФСС РФ от 08.04.2019 № 157, 158, 159, 160 обновлены процедуры по назначению и выплате пособий женщинам в связи с материнством, если страхователь не имеет возможности этого сделать. Рассмотрим по порядку:
№ 157 – в приказе речь идет о единовременном пособии женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.
№ 158 – приказ посвящен пособиям по беременности и родам.
№ 159 – озвучен порядок назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка застрахованным лицам.
№ 160 – регламентирована процедура назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Все документы вступают в силу 2 сентября 2019 года
Указанные Административные регламенты, утвержденные приказами, содержат подробное описание предоставления соответствующей услуги. Рассмотренные пособия назначаются и выплачиваются в течение
10 календарных дней, при условии, что в орган поступили достаточные для принятия решения сведения. Способ подачи заявления – через портал Госуслуг, через МФЦ и т.д., – не имеет значения.
Отмена СНИЛС в системе Пенсионного фонда РФ также стала новшеством в 2019 году (Федеральный закон от 01.04.2019 N 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Однако сам номер индивидуального лицевого счета останется, перестанут выдавать только ламинированные «зеленые карточки», свидетельства.
Весь учет в Пенсионном фонде РФ будет вестись в электронном виде, а номер, также, как, например, реквизиты банка, можно будет распечатать на бумаге в виде справки или получить в электронном виде.
Свидетельства на материальном носителе также будут действовать, однако обменять, восстановить или получить такой документ уже невозможно.
При трудоустройстве сотрудник должен будет предъявить справку о наличии НИЛС (номера индивидуального лицевого счета), в том числе и в электронном виде. Справку можно заказать на портале Госуслуг, в МФЦ или в Пенсионном фонде РФ.
Принятый 18 июля 2019 года Федеральный закон № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и признании утратившим силу пункта 16 части
6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» упростил получение инвалидами мер социальной поддержки.
Это стало возможным за счет организации межведомственного взаимодействия. Так, например, государственные и муниципальные органы, принимая решение о предоставлении услуг или мер поддержки для инвалидов, ориентируются на информацию, представленную в федеральном реестре инвалидов. В ином случае – на документы заявителя. То есть, если сведения о лице есть в реестре, то документы предоставлять не нужно.
Закон вступает в силу с 1 июля 2020 года.
Приказ Минтруда России от 28.05.2019 № 360 «Об информационной системе «Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами» (вместе с «Положением об информационной системе «Единый контакт- центр взаимодействия с гражданами») определяет приоритетные задачи и цели деятельности центра по взаимодействию с гражданами. Например, будут решены следующие важные вопросы социального обеспечения:
- дистанционное получение гражданами, в том числе и иностранными лицами и лицами без гражданства, которые проживают на территории Российской Федерации, сведений о работе Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федеральной службы по труду и занятости, включая территориальные органы, а также федеральных учреждений медико–социальной экспертизы.
- обработка и передача по назначению (по социальным учреждениям) сведений, полученных от гражданина.
- рассылка уведомлений о возможности получения социальных услуг.
- информирование граждан о порядках получения социальных услуг и мер поддержки, особенностях работы учреждений и т.п.
Таким образом, изменения в законодательстве направлены на улучшение качества и эффективности предоставления гражданам мер социальной поддержки и оказания социальных услуг.
Глава 5. Проблемы в области социальной защиты населения
Существенной проблемой до настоящего времени продолжает оставаться незавершенность системы актов законодательной и исполнительной власти, а также создания единых организационных структур управления.
Социальная защита населения представляет собой систему реактивного типа, тогда как необходим переход к прогностическому, опережающему ее построению и функционированию с учетом многовариантного изменения и развития факторов как внешней, так и внутренней природы на международном, национальном и региональном уровне. Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах – финансовых, материально-технических, инструментальных, организационных.
Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей.
Подводя итоги, необходимо отметить, что негативные проблемы в области социальной защиты населения невозможно устранить за короткое время. Для реформирования системы необходимо:
- различные ресурсы - финансовые, правовые, материально-технические и др.
- разработка адекватных российским условиям и менталитету востребованных технологий
- подготовленные специалисты – педагоги, медики, социальные работники, юристы, психологи и др.
- активная поддержка общественных организаций, всего населения.