Файл: Программа социальной защиты и правовая база (Задачи государственной политики в области социальной защиты граждан).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Задачи государственной политики в области социальной защиты граждан
Глава 2. Структура Министерства труда и социальной за- щиты Российской Федерации
Глава 3. Полномочия, реализуемые программы в области социальной защиты
Глава 4. Нормативно – правовая база социальной защиты населения
Целью программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
А еѐ задачами:
- предотвращение роста напряженности на рынке труда;
- привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;
- содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, а также обеспечение защиты трудовых прав граждан.
Программа рассчитана на период до 2020 г. и ожидаемые результаты еѐ реализации это:
- создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
- предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;
- создание ежегодно, с 2013 по 2015 год, до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
- удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счет внешней трудовой миграции;
- снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;
- создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;
- обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;
- обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;
- поддержание социальной стабильности в обществе.
Последняя - это государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011- 2020 годы. Она так же в своей структуре имеет три подпрограммы:
- подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
- подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов";
- подпрограмма 3 "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы".
Цель программы – создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Задачи, поставленные перед ней, это:
- обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
- обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной защиты.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
- увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (до 61,8 процента к 2025 году);
- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (до 64,9 процента к 2025 году);
- увеличение доли субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов к 2024 году);
- увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые) (до 76,9 процента к 2025 году);
- увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) (до 78,8 процента к 2025 году);
- увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации (до 51,7 процента к 2025 году).
Наряду с проблемами людей с ограниченными возможностями, одним из приоритетных направлений деятельности Минтруда и соцзащиты России является демографическая политика, политика в отношении рождения и воспитания детей. Указом Президента в 2007 году была утверждена Концепция демографической политики до 2025 года и реализуются различные
мероприятия, направленные на восстановление естественного уровня воспроизводства населения. В связи с планируемым ростом рождаемости следующим важным этапом реализации демографической политики государства является необходимость обеспечения занятости для семей с детьми, многодетных семей. Модель семьи в современном мире – два работающих человека, поэтому необходимы различных форм занятости для семей с детьми: неполная занятость,
удаленная работа, гибкий график. Также важным условием совмещения семейных обязанностей и профессиональной деятельности является система детских садов с дневным пребыванием и
увеличение числа детских дошкольных учреждений.
Указом Президента РФ в 2008 году учреждена государственная награда – орден "Роди- тельская слава", которым награждаются родители и усыновители, воспитывающие и (или) воспитавшие семерых или более детей, обеспечивающие надлежащий уровень заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей. При награждении орденом "Родительская слава" предусматривалось единовременное денежное поощрение в размере 50 тысяч рублей. Указом Президента РФ от 13 декабря 2012 года раз- мер единовременного поощрения при награждении орденом "Родительская слава" увели- чен до 100 тысяч рублей (это значение не увеличилось и по сей день).
Медалью ордена «Родительская слава» награждаются родители (усыновители), воспитывающие или воспитывавшие четырех и более детей - граждан Российской Федерации в соответствии с требованиями семейного законодательства - Положение о медали ордена
«Родительская слава».
На момент вручения медали ордена младшему ребенку в многодетной семье должно быть не менее трех лет.
Заявление о вручении награды многодетной семье подаѐтся в местный орган соцзащиты. Окончательное утверждение кандидатур осуществляется лично российским Президентом. Медаль ордена «Родительская слава» вручается обоим родителям (усыновителям).
А насчет пенсионеров можно сказать следующее: в соответствии с законодательством, размер пенсий с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров, не может быть ниже прожиточного минимума. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов:
- мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном,
-мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг,
- мер социальной поддержки по оплате проезда на всех видах транспорта (городского, пригородного, междугороднего), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
Эта доплата выплачивается Пенсионным фондом и носит заявительный характер. В беззаявительном порядке социальные доплаты к пенсии назначаются детям-инвалидам и детям в возрасте до 18 лет, которым установлена пенсия по случаю потери кормильца
Глава 4. Нормативно – правовая база социальной защиты населения
Политика социальной защиты населения РФ в 2019 году
Совокупность средств и мероприятий, направляемых на охрану прав граждан РФ, а также удовлетворение их социальных нужд называется социальной защитой населения России. Ее проблемы в 2019 по-прежнему остаются актуальными, что напрямую связано с недостаточным финансированием данной сферы, пробелами в законодательстве и прочими аспектами. Несмотря на трудности, можно наблюдать положительные изменения.
Соцобеспечение появилось на территории России два века тому назад. Уже изначально оно подразумевало создание государственной системы, ответственной за обслуживание, а также материальную поддержку стариков, больных людей, больших семей. Финансирование происходило за счет поступлений из т. н. фондов потребления.
Наряду с пенсиями по старости и инвалидности, соцобеспечение предусматривало выдачу специальных пособий роженицам, ухаживающим за младенцами женщинам (до 1-го года), гражданам, внезапно потерявшим трудоспособность или кормильца. Были разработаны программы по созданию учреждений типа домов для престарелых, сиротских приютов. Со временем первоначальные функции системы соцобеспечения несколько трансформировались, хотя львиная доля ее элементов мигрировала в современный аппарат соцзащиты.
Под политикой социальной защиты 2019 г. нужно понимать систему законодательных актов, мер и норм, которые применяются правительством для создания благоприятных жизненных условий для граждан, гарантии государственной поддержки на случай повышенных социальных рисков. Последние означают опасность возникновения обстоятельств, которые потенциально могут нанести серьезный ущерб благополучию человека из-за не зависящих от него факторов:
увольнения;
потери кормильца; инфляции;
необратимых последствий возрастных изменений; получения травм;
возникновения психических или соматических патологий, провоцирующих стабильную/преходящую нетрудоспособность и т. д.
В 2019 году система социальной защиты населения будет опираться на целый комплекс принципов, среди которых адресность попечительства, уважение к личности каждого гражданина, гибкость, законность и др. В особом внимании соцслужб нуждаются инвалиды, безработные, дети-сироты, пенсионеры, матери- одиночки, военные ветераны, неполные семейства и др. Им положена всесторонняя помощь. Ее суть разъясняется в ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. 01.01.2018):
«Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном Законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно
необходимых товаров».
В РФ за данную сферу отвечает Министерство труда и соцзащиты. Ее стратегия осуществляется благодаря функционированию органов социальной защиты. В 2019 году по этому направлению действуют, например, такие организации, как Ассоциация соцслужб, Пенсионный фонд и др.
Положительным результатом стараний соцработников считается удовлетворение острых нужд и улучшение финансового состояния граждан, повышение средней продолжительности их жизни, минимизация уровня заболеваемости, наркомании, подростковой преступности и пр.
Социальная защита населения РФ в 2019 г. реализуется по-разному. Государство предоставляет одноразовые выплаты, регулярно начисляемые пособия, субсидии. Выдаются бесплатно школьные завтраки или обеды, гуманитарная помощь – поставка одежды, игрушек, продовольствия. Помощь, положенная очутившимся в затруднительном финансовом положении людям, осуществляется посредством применения средств из общих налоговых поступлений. Поддержка предусмотрена также для тех членов общества, реальная ежемесячная прибыль которых не соответствует параметрам действующей прожиточной нормы.
Помощь также может выражаться в прямом обслуживании лиц, лишившихся способности самостоятельно за собой ухаживать, подразумевает оказание врачебного (медсестринского), бытового, юридического сервиса на дому.
Предоставление услуг и привилегий гражданам на основе принципа распределения по потребностям называется социальной гарантией. Правительством РФ такими признаны, например:
безвозмездный медицинский сервис; равноправный доступ к образованию;
закрепление обязательного зарплатного минимума; пособия инвалидам, сиротам, неполным семействам; выплата денег при рождении ребенка.
Особой вариацией гарантий являются льготы. Их назначают отдельным категориям населения – инвалидам, участникам военных операций, ветеранам труда, детям-сиротам и др. Льготники ежемесячно получают пенсии. Эти люди могут безвозмездно пользоваться общественным транспортом (автобусами, электричками, трамваями, троллейбусами), бесплатно получать некоторые медикаменты при необходимости, путевки на курорты (по показаниям).