Файл: по дисциплине «Организационное поведение» «Современные типы организационных структур предприятий».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В бирюзовых организациях принято прописывать принципы, касающиеся безопасной среды общения. Здесь практикуют групповые медитации и обучающие курсы, которые устраивают коллеги. Работники сами выбирают, в каком семинаре участвовать, какую лекцию послушать.

Собеседование при приеме на работу проводят будущие коллеги. Они же помогают новичку адаптироваться в коллективе. Первое время каждый работник считает своим долгом помочь новенькому справиться с задачами.

Эволюционная цель — сделать мир лучше. Как завещал Джобс. В бирюзовых компаниях стратегия возникает естественным путем, а не насаждается начальством. Каждый работник понимает, что он делает и зачем.

Подобный принцип организации задолго до Ф.Лалу описал в своей книге Р.Семлер, где рассказывается как изменялась философия и организационная структура компании Semco [13]. Показатели прибыли этой компании показывают, что эта модель может эффективно работать даже при большом размере компании.

Компании этого типа все чаще появляются на рынке и показывают хорошие результаты. Однако, очевидно, что создание подобной компании требует несколько отличного от традиционного стиля мышления, и на данном этапе развития высшего образования, научить созданию подобных организационных структур нельзя. Значительное влияние оказывает воспитание человека в общем и его мировоззрение.

Отдельные элементы этой концепции в виде свободы сотрудников на рабочем месте уже являются стандартом компаний сектора информационных технологий, но говорить о глубоком непосредственном участии сотрудников в управлении не приходится. Эти элементы введены только для улучшения эмоционального климата и адаптации людей с отклонениями в их процессе социализации.

4 Виртуальная организационная схема

Сетевые организации обрели новую жизнь с развитием информационных технологий, усиленных Интернетом. Появление новых информационных и коммуникационных технологий позволило им достичь беспрецедентной комбинации гибкости и точности исполнения задач, координировать принятие решений и децентрализованное исполнение, индивидуальное самовыражение и глобальную коммуникацию. Это обеспечило эффективную организационную форму для экономической деятельности [14]. В результате развития новых технологий, прежде всего сети Интернет, стала возможной новая модель организации, полностью зависящая от них, – виртуальная организация. М. Кастельс в своей работе «Информационная эпоха» подробно описывает этот феномен, отмечая, что виртуальная компания является наиболее передовой формой современной организации [11]. И действительно, такой тип организации позволяет преодолеть главную проблему организационных структур — инерционность.


Можно выделить следующие основные черты, характерные для всех видов виртуальных организаций [15].

1. Незначительная физическая структура и высокая степень виртуального присутствия. Материальные активы виртуальных организаций (офисные здания, склады и др.) – невелики и, как правило, распределены географически. По словам С. Бликера, виртуальные организации – это не конкретные стены или физическое местоположение, а объединенные сети. По предположению С. Барнатта, компьютерная связь вытеснит физическую инфраструктуру, и организации будущего будут существовать только в виртуальном формате [16].

2. Доверие коммуникационным технологиям. Виртуальные организации представляют собой новый способ организации, при котором технологии используются для динамической связи людей и активов. Вместе с тем, хотя технологии обеспечивают работу виртуальной организации, они не являются ее сутью. Современные информационные и коммуникационные технологии справедливо считаются ядром, лежащим в основе виртуальных организаций. Интернет и другие технологии для виртуальных организаций являются критически важными. В виртуальных организациях физическую структуру заменяет сеть коммуникаций. Однако одними технологиями организации не исчерпываются, так же как традиционные компании не исчерпываются офисными зданиями.

3. Мобильность. Ключевая роль сетевых коммуникаций свидетельствует о том, что в настоящее время физическое размещение активов организации не столь важно. Нет необходимости в тесном физическом контакте ее структурных подразделений друг с другом. Верным становится утверждение: офис там, где работают, а не наоборот, что содержит значительные резервы для снижения издержек.

3. Смешанные формы. Виртуальные организации можно представить, как агентства для совместной деятельности, которые объединяют основные компетенции, ресурсы и возможности. Виртуальная веб-организация – это форма сосуществования компаний, которые не связаны структурными ограничениями и работают совместно для достижения взаимовыгодных целей. Подобные объединения могут создаваться на ограниченный период времени (например, для реализации дорогостоящих и рискованных проектов).

4. Отсутствие границ и вовлечение. Границы виртуальных организаций являются размытыми. Они объединяют поставщиков, дистрибьюторов и клиентов в тесные цепочки поставок, не имеющие границ. Наиболее развитой формой такого явления выступают интерактивные финансовые услуги.


5. Гибкость и ответная реакция. Виртуальные организации могут формироваться из различных элементов для реализации определенной цели и распадаться после ее достижения. При этом они способны к быстрой реструктуризации, если этого потребует изменившаяся ситуация.

6. Особая роль участвующего человека. В виртуальных организациях человек привлекается как эксперт или разработчик. В виртуальных организациях чаще всего отсутствуют исполнители так таковые в виду высокой степени автоматизации процессов за счет программных алгоритмов.

Заключение

В общем, можно отметить следующие тенденции в развитии современных организационных структур предприятий.

  1. Ориентированность на рынок. Это органические, быстро адаптируемые сетевые или матричные организации, в которых все подразделения группируются вокруг рынка или рынков. Это организации, «движимые рынком».
  2. Ориентация на рост и на имеющиеся возможности и достижения, чем на контролируемые ресурсы.
  3. Стремление к максимальному использованию работников в управлении. Распределение ответственности. Выращивание самостоятельных работников.
  4. Высокая скорость изменений в организационных структурах. Преимущественно это структуры матричного, проектного, сетевого типа, с преобладанием неформальных горизонтальных связей. Часто структура организации является смешанной или вовсе отсутствует, иерархическое построение постоянно меняется, вертикальные и горизонтальные связи носят преимущественно неформальный характер.
  5. Возрастающая роль команды. Роль и эффективность индивидов будут все больше определяться командой, а не руководством.

Рассмотренные в работе организационные структуры являются обобщением опыта конкретных компаний и не являются универсальным решением каких-либо существующих проблем компании. Эти описания можно назвать «направлением движения», а не конечной точкой, так как применение той или иной структуры будет зависеть от особенностей компании, ее рынка и других особенностей внешней среды.

Развитие организационных структур предприятий является ответом тем вызовам рынка, которые существуют в данный момент течения времени. Вызовы рынков тесно связаны с общей культурой современного общества и менталитетом этого общества.

Несмотря на высокие темпы глобализации общий уровень культуры отдельных наций в настоящее время сильно разнится, что, естественно, сказывается и на уровне профессионализма управляющих компаний и на их мировоззрении.


Таким образом, по мнению автора данной работы, для эффективной реализации рассмотренных современных организационных структур необходим определенный уровень развития общества и бизнес-окружения. Опыт работы автора в иностранном концерне свидетельствует о том, что на данный момент в России сложно построить настолько же надежную и экономически эффективную цепь контрактного производства, как, например, в Германии или Франции. Недостаточно текущего уровня культуры производства России и ведения бизнеса.

И те изменения, которые проходят в быстроразвивающихся сферах, таких как информационные технологии, с большим опозданием приходят в производство и разработки.

В группе компаний DARS, где в настоящее время работает автор данной работы успешно реализуется сетевая организационная структура не только на уровне дивизионов, но и на уровне дочерних компаний дивизионов.

Библиографический список

  1. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969
  2. Кузнецов Ю.В. Мелякова Е.В. Проектирование структуры управления предпринимательской организации // Экономика предпринимательства: проблемы теории и практики: коллективная монография / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Лашова Б.В. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2011
  3. Пригожин А.И. Методы развития организаций / А. И. Пригожин. М.: МЦФЭР. 2003
  4. Друкер П. Эффективное управление предприятием. М.: Вильямc. 2008
  5. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2006
  6. Chandler A.D. Strategy and Structure (1962): Chapters in the History of the American Industrial Enterprise. Cambridge, MA: MIT Press. Издание 1998 года.
  7. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / И. Адизес. СПб.: Питер. 2007
  8. Chandler A.D. The Visible Hand: The Managerial Revolution in American Business. Belknap Press: An Imprint of Harvard University Press; unknown edition.1993
  9. Тоффлер О. Адаптивная корпорация / Новая индустриальная волна на Западе. М. 1999
  10. Miles R. E. Network organization : New concepts for the new forms / R. E. Miles, C. C. Snow // California Management Review. — 1986. — Vol. 28, № 2
  11. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М. 2000
  12. Лалу Ф. Открывая организации будущего . М: МИФ. 2016
  13. Семлер Р. Маверик. История успеха самой необычной компании в мире. М: Добрая книга. 1993
  14. Вютрих Х.А., Филипп А.Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 5
  15. Коблова Ю.А. Институты и сетевая экономика: механизмы взаимодействия // Вестник СГСЭУ. 2012. № 5 (44).
  16. Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации: новые формы ведения бизнеса в ХХI веке. М.: Добрая книга, 2005.