Файл: Организация работ по стандартизации в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение 

Организация работ по стандартизации - это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представляет четырех уровневую систему, включающую:

1. техническое законодательство;

2. государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

3. стандарты отрасли и стандарты общественных организаций;

4. стандарты предприятий и технические условия.

Органы по стандартизации– это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Председатель этого органа – главный государственный инспектор РФ по надзору за госстандартами и обеспечением единства измерений.

Основная часть

Правовые основы стандартизации в России установ­лены Законом РФ «О техническом регулировании». На основании норм данного Закона в России стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- добровольного применения стандартов;

- максимального учета при разработке стандартов за­конных интересов заинтересованных лиц;

- примене­ния международного стандарта как основы разработ­ки национального стандарта, за исключением случа­ев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международ­ных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо РФ в соответствии с установленными процедурами вы­ступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;


- недопустимости создания препятствий производ­ству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандар­тизации, указанных в Законе;

- недопустимости установления таких стандартов, ко­торые противоречат техническим регламентам;

- обеспечения условий для единообразного примене­ния стандартов.

Национальным органом по стандартизации в Рос­сии является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (бывший Государствен­ный комитет РФ по стандарти­зации и метрологии) — Госстандарт России. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии находится в ведении Министерства про­мышленности и энергетики и действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Прави­тельства РФ от 17 июня 2004 года № 294. При этом название «Госстандарт» рассматривается как бренд.
 

Основные задачи агентства:

1. Организация и государственное управление стандартизацией.

2. Организация и государственное управление дея­тельностью по обеспечению единства измерений.

3. Формирование и реализация государственной поли­тики в области сертификации продукции и услуг.

4. Создание условий для обеспечения качества и безо­пасности российских товаров и услуг, повышения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.

5. Государственный контроль и надзор за соблюдени­ем обязательных требований стандартов и техничес­ких регламентов.

6. Участие и защита интересов России в деятельности международных (региональных) организаций по стандартизации, метрологии и сертификации.

7. Ведение федерального информационного фонда тех­нических регламентов и стандартов и единой инфор­мационной системы по техническому регулирова­нию.

8. Разработка федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.

9. Профессиональная подготовка и повышение квали­фикации кадров в области стандартизации, метро­логии, сертификации и обеспечения качества.

Госстандарт России выполняет следующие функции:

  • утверждает национальные стандарты;
  • принимает программу разработки национальных стандартов;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересов национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического прогресса;
  • осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
  • организует опубликованию национальных стандартов и их распространение;
  • участвует в разработке международных стандартов, обеспечивая учет интересов РФ при их принятии;
  • представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;
  • утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100, в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.

Службы стандартизации– специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях – государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИ стандарт); ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) – головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ – комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ).

Технические комитеты по стандартизации (ТК)создают на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Задача ТК – заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта.

ТК несут ответственность на качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие нормативные документы (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей оргструктуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов других участвующих в этом подразделении. Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и технологические отделы, лаборатории выполняют исследования, связанные со стандартизацией, а участие других подразделений определяется их компетенцией. Руководит работой отдел стандартизации.


В процессе проведения работ по стандартизации вырабатываются правила, нормы, требования, касающиеся различных объектов стандартизации, которые оформляются в виде нормативных документов (НД) той или разновидности. Основным видом документов является стандарт.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.



К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

национальные стандарты;

национальные военные стандарты;

межгосударственные стандарты, введенные в действие в РФ;

правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке;

стандарты организаций.

Название «национальный стандарт», в отличии от используемого ранее «государственный стандарт», отражает его негосударственный (необязательный) статус, но указывает на возможность его применения на территории РФ.

Национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения. Это следует из того, что Закон, излагая принципы стандартизации, указывает на добровольность применения стандартов, ничего не говоря о добровольности применения других документов в области стандартизации. Из этого следует, что раз уж принято решение о применении стандарта, то правила его применения становятся обязательными. В противном случае будет дезорганизована вся работа по применению стандартов. Но в случае нарушения правил стандартизации никакие меры ответственности перед государством не могут быть установлены и применены.

Обозначение национального стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта. Например, ГОСТ Р—2000. Регистрационные номера вновь разработанным стандартам присваивают в порядке возрастания номеров по мере их регистрации. При отмене стандарта его номер другому стандарту не присваивают, за исключением его пересмотра или принятия взамен другого стандарта.




Если несколько стандартов имеют общий объект стандартизации, то этим стандартам присваивают общий регистрационный номер и отделенный от него точкой дополнительный номер для каждого отдельного стандарта. При этом стандарту, устанавливающему общие (основные) требования, присваивают нулевой дополнительный номер (см. пример в начале раздела 3).

Если стандарт входит в систему общетехнических или организационно методических национальных стандартов РФ, то в обозначении стандарта включают одно-, двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой. Например, стандарты по метрологии имеют код 8: ГОСТ Р 8.417—2002 «ГСИ. Единицы величин» или ГОСТ Р 22.10.01-2001.

На титульном листе стандарта приводятся следующие данные: полное наименование национального органа РФ стандартизации и его логотип, обозначение стандарта, его статус «Национальный стандарт Российской федерации», наименование стандарта и выходные данные об издательстве.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы, в т.ч. правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Правила (ПР) и рекомендации (Р) по стандартизации относятся к нормативным документам методического характера и могут касаться порядка согласования нормативных документов, создания служб по стандартизации на предприятиях и других вопросов организационного характера.

Общероссийские классификаторы – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и ресурсов.

Порядок их разработки, принятия введения в действие и ведения и применения устанавливается Правительством РФ.

В связи с развитием информационных технологий особую актуальность приобрели методы классификации и кодирования информации. Рыночные отношения в экономике требуют существенной модернизации действующих в РФ до последнего времени классификаторов и создания новых. Общероссийские классификаторы должны решить как проблемы согласованности межведомственных потоков информации, так и обеспечить сопоставимость классификаторов различных федеральных органов управления и международных организаций.