Файл: Факторы, влияющие на стоимость организации в сфере образования..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
Факторы, влияющие на стоимость организации в сфере образования.
Становление общества знания, переход к новому технологическому укладу, появление новых приоритетов и форм деятельности требуют переосмысления рациональности существующей структуры общества, определения соответствующих стратегических целей и перспектив в новых условиях. Возрастание роли человеческих ресурсов становится не просто значительным, оно коренным образом меняет структуру экономики и факторов, определяющих ее развитие. В этих условиях все сферы общественной деятельности, связанные с формированием человеческих ресурсов и их качеством приобретают исключительное значение. Образование как специфический вид деятельности, не приносящий непосредственной прибыли, всегда занимало специфическое место в системе функционирования и развития общества.
Это, а также тот факт, что рынок образовательных услуг относится к стратегически важным рынкам, которые формируют конкурентоспособность национальной экономики, провоцируют наши научные обыски в области исследований и анализ факторов, влияющих на развитие рынка образовательных услуг. И это ставит цель нашего исследования в данной работе, тем более, как и любой другой рынок, эта сфера использует достаточно большое количество инструментов для обеспечения своей деятельности.
Это что в условиях чистой конкуренции на рынке образовательных услуг присутствует большое количество продавцов и свободных покупателей. Их влияние на рынке уравновешено и незначительно. Ценообразование происходит под влиянием исключительно рыночных процессов. Барьеры на рынке либо отсутствуют, либо очень низкие, достаточно высокое информационное обеспечение.
В противовес чистой конкуренции монополия предусматривает присутствие только одного продавца (производителя) услуг. Этот производитель диктует цену и предложение на рынке. Монополия может быть как в частных руках, так и государственных. Такая модель тоже приводит к искривлениям на рынке, поскольку производитель в данной сфере не может самостоятельно учитывать все потребности рынка. Предприятие-монополист не в состоянии длительное время обеспечивать функционирование рынка в виду несоответствия требованиям рынка. На некоторых уровнях образования монополия может быть сохранена.
При условии взвешенного вмешательства государства в такую модель рынка она может функционировать достаточно эффективно. Подобная модель реализуется в большинстве развитых стран, где несколько крупных вузов обеспечивают подготовку большого количества студентов. Государство должно оставить за собой задачу формировать достаточно жесткий каркас функционирования рынка. В то же время рынок должен обеспечивать гибкость удовлетворения основного спроса.
Равновесие на рынке образовательных услуг, как и на любом другом рынке, формируется спросом, предложением и ценой.
Только учитывая общие и специфические факторы развития рынка образовательных услуг можно сформировать предпосылки для повышения его конкурентоспособности. Все факторы влияния на рынок образовательных услуг разделяются на ценовые и неценовые.
Ценовые факторы микросреды представлены в первую очередь как оплата за обучение. Оплата может рассматриваться с двух сторон: во-первых это сумма, оплачиваемая потребителем, то есть цена, во-вторых это сумма, получаемая высшим учебным заведением. Эта сумма должна с одной стороны покрывать все расходы производителя, а с другой стороны обеспечивать работу на будущие периоды.
Под понятием цены для потребителя понимается не только сумма оплаты за обучение, но и сумма, потраченная на проживание, питание, проезд, литературу и другое во время обучения. Кроме того, некоторые ученые включают в эту сумму и некое количество денег, которое можно было бы получить как заработную плату в период обучения.
Стоимость обучение может превышать себестоимость, что связано с престижностью высшего учебного заведения, условиями обучения, местом его размещения. В данном случае ценообразование происходит с учетом интересов как производителей, так и покупателей. Производитель пытается получить больше дохода, за те блага, которые он производит. Покупатель (потребитель) желает заплатить меньшую сумму. Но в виду стратегической ценности благ ценообразование является несколько специфическим. В данном случае плата за
• предложение
Взаимодействие основных факторов равновесия рынка
обучение может рассматриваться как инвестиция, которая в будущем будет приносить доход, что автоматически поднимает цену за эти услуги.
Структура факторов влияния на функционирование рынка образовательных услуг
Соотношение спроса и цены достаточно важный вопрос. Для разных видов услуг это соотношение работает по разному. Так, например, цена на услуги элитных высших заведений достаточно высока, поэтому обучается в этих заведениях ограниченное число студентов. Цена на услуги высших учебных заведений среднего уровня достаточно демократична и обучается там большее количество студентов. Краткосрочные услуги (тренинги, семинары, курсы) стоят относительно недорого и прослушать их может наибольшее число студентов. Более того, даже выпускники высших учебных заведений могут формировать спрос на краткосрочные услуги.
Зависимость цены и спроса на образовательные услуги
Одним из основных инструментов регулирования рынка (и рынка образовательных услуг в том числе) является цена на продукты и услуги. Сложность понятия «образовательная услуга», его социальная значимость, определяют специфические условия его регулирования и поиск равновесия на этом рынке является результатом реализации как механизмов свободного рынка, так и усилий государства.
Стоимость образовательных услуг определяется высшими учебными заведениями исходя из множества факторов. Это определяет и разница в стоимости этих услуг в различных высших учебных заведениях и странах, что достаточно существенна.
Сегодня существует несколько взглядов на то, каким образом должна формироваться цена на услуги высших учебных заведений. С одной стороны образовательные учреждения не рассматриваются как классически прибыльные организации. С другой - они участники рынка, а значит должны принимать во внимание рыночные процессы. Существует мнение, что цены на
услуги должны быть равны их себестоимости, иногда с минимальной рентабельностью, не анализируя рыночную ситуацию.
Прибыльные организации формируют более сложную систему ценообразования, поскольку ставят за цель получение прибыли в определенных границах. Это достаточно важный вопрос для частных учебных заведений, целью которых и есть получение прибыли от экономической деятельности. На ценообразование влияет большое количество факторов, среди которых как факторы прямого, так и косвенного влияния. Факторами косвенного влияния являются демографические тенденции, анализ структурных изменений экономики, оценка уровня благосостояния, платежеспособного спроса и другие.
Сегодня все высшие учебные заведения условно можно разделить на две основные категории. В первой категории находятся государственные или частные высшие заведения, деятельность которых проводится на протяжении длительного периода времени. Такие заведения обладают мировым именем или широко известны в национальных масштабах. Такие заведения обеспечивают качественное образование и хорошо развитую инфраструктуру, однако они медленно реагируют на изменения рынка как по причине регламентации их деятельности так и по причине внутренне достаточно жесткой структуры. Ко второй группе можно отнести достаточно молодые частные высшие учебные заведения, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей рынка. Они быстрее реагируют на структурные изменения рынка и новых конкурентов, обеспечивают более гибкое ценообразование, поскольку от этого зависит их функционирование на рынке.
Особенности ценообразования на рынке проявляется через взаимодействие спроса и предложения, при этом эти элементы имеют характерные только этому локальному или региональному рынку черты.
Фактически учебные заведения на сегодняшний день переориентируются с факторов микросреды, которые определяют специфику их функционирования, на факторы глобального влияния. Анализируя рынок образовательных услуг в Европе можно отметить, что рынок стран Восточной Европы на данном этапе находится в критическом состоянии, что объясняется низким уровнем конкурентоспособности в сравнении с высшими учеными заведениями Великобритании, Франции, Германии, Италии и достаточно высокими возможностями для мобильности абитуриентов. Эти факторы привели к достаточно высокому уровню миграции, который некоторые специалисты оценивают как критический.
К общим факторам влияния на рынок относим инфляцию, структуру реальных доходов населения, уровень доступности кредитов на обучение. Так же на эффективную работу рынка образовательных услуг влияет уровень развития финансового рынка. Фактически это влияет на уровень доступности кредитов, легкости их получения, что связано с возможностью выбора системы оплаты за обучение.
К ценовым факторам макросреды может относится и финансирование высшего образования, а так же его структура. Финансирование не совсем является рыночным фактором и скорее зависит от государственной программы.
Неценовые факторы макросреды могут включать социальную сферу, культурную, политику миграции, демографическую ситуацию, технологическое, нормативное и законодательное обеспечение.
Следующим элементом формирования равновесия рынка образовательных услуг является спрос. В общем понимании спрос формируется на национальном уровне, региональном и частном. Может быть инициирован кадровыми службами или агентствами.
Национальный спрос формируется как совокупность спроса предприятий, физических лиц и государства. На региональном уровне на структуру спроса влияет специализация региона, что вызывает необходимость подготовки определенных специалистов. Спрос физических лиц формируется под влиянием субъективных факторов. Спрос кадровых агентств или служб представляет нужды региона, что может выражаться как в заказе на подготовку специалистов, так и в необходимости переподготовки, что в современных условиях Long Life Education является насущной потребностью. Это определяет стремление к постоянному увеличению спроса на услуги высших учебных заведений.