Файл: Проблема эмоциональной устойчивости у людей с различным творческим потенциалом.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Эмоции. Общая характеристика.
Глава 1.2. Функции и виды эмоций.
Глава 1.3. Классификация эмоций.
Глава 2. Эмоциональная устойчивость.
Глава 2.1. Факторы эмоциональной устойчивости.
Глава 2.2. Способы развития эмоциональной устойчивости, их плюсы и минусы.
Введение.
Термин «эмоциональная устойчивость» на сегодняшний день имеет два смысла. Одни авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», другие как функциональную устойчивость человека к эмоциогенным ситуациям.
Проблема эмоциональной устойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии.
Те, кто не умеет регулировать свои эмоции, не проявляют выдержку, подвергаются различным видам нервных и психологических заболеваний (например, депрессия). Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физиологическое здоровье человека. Они представляют собой главные "факторы риска" при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных явлений, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Поэтому эмоциональная устойчивость - один из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке
Роль состояний в жизни человека отмечали еще ученые древности (Аристотель, Авиценна и др.). Особенно остро встал вопрос о необходимости профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний в XXI столетии.
Жизнь проверяет на прочность каждого человека без исключения. Различные трудности и проблемы способны вывести из состояния душевного равновесия даже самого закалённого и стрессоустойчивого. Несмотря на то, что эмоции - очень нужная и важная составляющая гармонично развитой личности, во многих ситуациях они способны нанести большой вред.
Решения, принимаемые под действием эмоций, далеко не всегда приносят пользу. Широкий диапазон эмоций - это хорошо, но как быть, если от них слишком много проблем? Как развить эмоциональную устойчивость в мире, в котором появляется всё больше и больше стрессовых факторов?
Эмоциональная устойчивость должна сочетаться с гибким управлением эмоционального состояния - способностью человека создавать произвольно оптимальное настроение, изменять уровень эмоциональной ориентации. Это дает возможность, корректируя эмоции, делать их адекватными конкретной ситуации, что позволяет, с одной стороны, экономить затрату сил, с другой - использовать эмоциональную самостимуляцию для более полного использования своих потенциальных ресурсов. Эмоциональная неустойчивость характеризуется преобладанием негативных эмоций, перевозбуждением, апатией, истощением нервной системы, импульсивностью с ярко выраженной тенденцией действовать без учета последствий и отсутствием самоконтроля, аффективными вспышками.
Глава 1. Эмоции. Общая характеристика.
Эмоции (от лат. еmovere – волновать, возбуждать). Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний. Они характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. Эмоции, как утверждал Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции, как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Значение эмоций для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. А посему можно сказать, что эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. А также, благодаря тому, что любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная наоборот дает сигнал о неудачи при достижении цели. Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может говорить о его эмоциональном состоянии. Получается, что эмоцию можно рассматривать как целостную эмоциональную реакцию, включающую в себя не только психический компонент – переживание, но и физиологические изменения в организме, которые сопутствуют этому переживанию. Эмоциональные состояние, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые – астеническими. Возникновение и проявление эмоций связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц и лицевых мышц. Эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения, рая» и «страдания, ада».
Эмоции делят на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные. Самая древняя по происхождению и наиболее распространенная форма эмоциональных переживаний считается удовольствие, получаемое от органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении потребности. В свою очередь чувственным тоном ощущений считается своеобразная окраска ощущений, которая характеризует наше отношение к отдельным качествам предмета.
Глава 1.2. Функции и виды эмоций.
Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько функций эмоций: 1. Сигнальная функция эмоций. Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. По Леонтьеву, эмоции поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива). 2. Отражательная (функция оценки). Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации. Эта функция необходима для существования организма и личности, для их ориентировки в мире, для организации их поведения. В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать. 3. Пусковая. Эмоции запускают деятельность. 4. Побудительная (стимулирующая). Функция побуждения является мотивирующей ролью эмоций в психической организации человека. Эмоциональное переживание, содержащее образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему. 5. Организующая/дезорганизующая. Дезорганизующая функция: способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность (Э. Клапаред). Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несёт, всё зависит от условий, в которых она проявляется. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций. 6. Регулирующая (подкрепляющая). Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили. Значимые события вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Подкрепляет промежуточную деятельность и результат. Эту функцию у эмоций выделял П.В. Симонов. 7. Аварийного выхода. Решение проблем. Резкий выплеск эмоций (слезы, крик, большая агрессия) – это и есть аварийный выход. Обычно такие способы реагирования называют регрессивными (возвращение на способы реагирования, которые были присущи ранее) .
8. Коммуникативная (экспрессивная). Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений. 9. Предвосхищающая (эвристическая). Содержит прогноз событий, удовлетворяющих мотивацию. Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована. Эмоции предопределяют решение творческой задачи. 10. Активации (мобилизующая/демобилизующая). Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию, настройку на внутренние процессы и накопление энергии (Кэннон, 1927). Очевидно, что функции активации и мобилизации-демобилизации тесно связаны и последнюю можно рассматривать как одно из результативных проявлений первой. 11. Катарсическая. Помогает снять гнев, раздражение. 12. Приспособительная. Анохин: эмоции имеют приспособительное значение. Они дают понять насколько успешна деятельность, отношение к объекту (опасен, не опасен). Эмоции осуществляют процесс сопоставления результата с целью в акцепторе действия. 13. Переключательная. Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Ярко обнаруживается при конкуренции мотивов в которых определяется доминирующая потребность . 14. Функция становления и организации субъективного образа. Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.
Глава 1.3. Классификация эмоций.
Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.
Настроение – это слабовыраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Настроения имеют следующие особенности:
- Слабая интенсивность. Удовольствие не доходит до сильного проявления, грустное настроение выражено не ярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.
- Значительная длительность. Медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.
- Неясность, «безотчетность». Слабо осознаются причины, вызвавшие настроение. Если объяснить человеку причины его настроения, оно нередко быстро у него проходит.
- Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.
Собственно эмоции – это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.д. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления. Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта.
Особенность аффектов:
- Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.
- Кратковременное проявление, отличающееся своеобразными особенностями течения эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.