Файл: Проблема эмоциональной устойчивости у людей с различным творческим потенциалом.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Эмоции. Общая характеристика.
Глава 1.2. Функции и виды эмоций.
Глава 1.3. Классификация эмоций.
Глава 2. Эмоциональная устойчивость.
Глава 2.1. Факторы эмоциональной устойчивости.
Глава 2.2. Способы развития эмоциональной устойчивости, их плюсы и минусы.
- Безотчетность эмоционального переживания. Она бывает меньшей или большей, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями. В состоянии аффекта человек полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо осознает его характер и значение.
- Диффузный характер эмоционального переживания (резко выраженный). Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживанием эмоций. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.
Глава 2. Эмоциональная устойчивость.
Эмоциональная устойчивость - это способность адаптироваться к стрессовым ситуациям или кризисам. Более устойчивые люди умеют «катиться с помощью ударов» и приспосабливаться к неблагоприятным ситуациям без длительных трудностей; Менее устойчивые люди испытывают затруднения со стрессом и изменениями в жизни, как крупными, так и средней тяжести. Было обнаружено, что те, кто имеет дело с небольшими стрессами, легче и с большей легкостью справляются с основными кризисами, поэтому устойчивость имеет свои преимущества, как для повседневной жизни, так и для редкой крупной катастрофы.
Глава 2.1. Факторы эмоциональной устойчивости.
Факторы, влияющие на умение психически здоровых людей реагировать на раздражители:
- Воспитание, включая гендерное. В каждой семье существуют свои представления о том, как нужно проявлять эмоции, и родители передают их детям. К примеру, если человек получил в детстве установку, что эмоции проявлять нужно крайне сдержанно, то во взрослом возрасте он будет выглядеть более спокойным (однако такие люди чаще страдают некоторыми психическими заболеваниями, а стрессы действуют на них сильнее, поскольку они не выпускают внутреннее напряжение с помощью эмоций). Также дети копируют поведение взрослых, и ребенок со сдержанными родителями будет выглядеть более спокойным. Во многих странах мира воспитатели и родители продолжают воспитывать мальчиков и девочек по-разному, поэтому мальчики, вырастая, ведут себя более сдержанно, а девочки, напротив, чаще проявляют эмоции открыто.
- Количество стрессов. Систематические стрессы способны ухудшить способность человека адекватно реагировать на раздражители. Если такой человек не попадет в обстановку, которая позволит ему восстановиться, у него могут развиться невроз, депрессия и другие психические заболевания.
- Возраст. Дети и подростки из-за несовершенства их нервной системы не способны реагировать на раздражители так же, как взрослые. Наверняка многие замечали, как быстро меняется настроение у детей: пять минут назад он рыдал навзрыд, а сейчас улыбается и играет с игрушкой.
- Наличие либо отсутствие возможности нормально отдохнуть. Хронический недосып, отсутствие отдыха, перерывов между занятиями крайне негативно влияют на психическое состояние человека. Также на способность адекватно реагировать на разные ситуации негативно влияет голод.
- Физическое здоровье. Различные органические повреждения мозга, включая травмы и опухолевые процессы, влияют на эмоциональные реакции человека. Также влияние оказывают нарушения в работе органов эндокринной системы, хронические боли и так далее.
- Акцентуации характера. Акцентуации, несмотря на свои характеристики, все еще остаются в рамках психической нормы. Некоторые типы акцентуаций, например истероид, всегда сопровождаются эмоциональной нестабильностью.
- Естественные гормональные изменения. В жизни каждого человека бывают периоды, во время которых организм перестраивается, вырабатывая активнее гормоны, способные влиять и на психическое самочувствие. Наиболее выраженные изменения гормонального фона наблюдаются в подростковом возрасте, а также во время и после беременности. Эмоциональная лабильность в эти периоды полностью нормальна.
Глава 2.2. Способы развития эмоциональной устойчивости, их плюсы и минусы.
- Различные духовные практики, в особенности, восточные. Часто они сочетают в себе все последующие пункты. Польза от них действительно есть, но стоит учитывать, что освоить их не так-то просто, к тому же на это могут уйти годы. Чтобы добиться успеха, нужно менять жизненный уклад, а это устроит не каждого.
- Медитация. Не всегда она подразумевает погружение в транс. У неё, безусловно, есть плюсы - она помогает абстрагироваться от гнетущих мыслей, успокоиться, освободиться от негативных эмоций, но не решает психологические проблемы.
- Визуализация. Это практически то же самое, что и медитация, только внимание фокусируется на каком-либо видимом объекте, к примеру, на пейзаже. Красивый вид успокаивает нервную систему не хуже, чем приятная мелодия или прикосновение.
- Дыхательные техники. Они тоже очень полезны для физического и психического здоровья. Особенно непосредственно в момент, когда эмоции захлестнули. Контроль над дыханием поможет восстановить душевное равновесие.
- Спорт. Как известно, физическое здоровье очень важно для психоэмоционального состояния. Спорт улучшает самочувствие, повышает настроение, самооценку, запускает защитные реакции организма. Он обязательно должен присутствовать в жизни каждого человека, но, опять же, не решает внутренних проблем.
Всё это поверхностные, косвенные способы повышения эмоциональной устойчивости. Возможно, они хороши для решения сиюминутных задач: когда нужно быстро восстановить равновесие или сохранить внешнее спокойствие. Слабая сторона всех этих техник состоит в том, что они сродни таблеткам от головной боли - действуют только в момент, когда вы их используете. Они снимают симптом, но не решают проблему, так как не ведут к изменению порога эмоциональной чувствительности. Как только вы прекращаете вышеуказанные практики – проблема возвращается.
Глава 3. Эмоциональная устойчивость у творческих людей.
Творчество, как процесс создания чего-то нового, часто предполагает,
что человек может испытывать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы, поэтому ему необходимо сделать рывок в неизведанное, создать новые знания, умения, новые объекты и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать этот "рывок в творчество". Творчество имеет место там, где воображение свободно от оков логики за счет эмоций. Научное творчество и особенно творчество в искусстве опирается на воображение, которое, в свою очередь, неразрывно связано с эмоциями и чувствами человека.
Известно, что эмоции играют важную роль в жизни человека и в осуществлении любой деятельности. От того, какие переживания вызывают у человека жизненные проблемы, ситуации, зависят характер их решения и достижение результатов. Особенно велика роль эмоций, чувств в художественном творчестве.
Роль эмоций в творческом процессе многообразна. Это и муки творчества, и радость открытия. «Горячее желание знания, — писал К. Бернар, — есть единственный двигатель, привлекающий и поддерживающий исследователя в его усилиях, и это знание, так сказать, постоянно ускользающее из его рук, составляет его единственное счастье и мучение. Кто не знал мук неизвестного, тот не поймет наслаждений открытия, которые, конечно, сильнее всех, которые человек может чувствовать». Из мемуарной литературы также следует, что эмоция, лирическое настроение или вдохновение способствуют творческому воображению, фантазии, так как в сознании легко возникают яркие многочисленные образы, мысли, ассоциации.
Обсуждая связь мышления с эмоциями, некоторые психологи доходят до крайности. Так, А. Эллис (Ellis, 1958) утверждает, что мышление и эмоции так тесно связаны друг с другом, что обычно сопровождают друг друга, действуя в круговороте отношений «причина и следствия», и в некоторых (хотя едва ли не во всех) отношениях являются, по существу, одним и тем же, так что мышление превращается в эмоцию, а эмоция становится мыслью.
Мышление и эмоции, согласно этому автору, имеют тенденцию принимать форму саморазговора или внутренних предложений; предложения, которые люди проговаривают про себя, являются или становятся их мыслями и эмоциями. Что касается превращения мысли в эмоцию и наоборот, то это довольно спорное утверждение. Другое дело, что, как пишет Эллис, мысль и эмоцию едва ли возможно разграничить и выделить в чистом виде. Здесь с автором можно согласиться.
Особая роль принадлежит эмоциям в различных видах искусства. К. С. Станиславский (1953) говорил, что из всех трех психических сфер человека — ума, воли и чувств — последнее является самым «трудновоспитуемым ребенком». Расширение и развитие ума гораздо легче поддается воле актера, чем развитие и расширение эмоциональной сферы. Чувство, отмечал Станиславский, можно культивировать, подчинять воле, умно использовать, но оно очень туго растет. Альтернатива «есть или нет» более всего относится к нему. Поэтому оно для актера дороже всего. Учащиеся с подвижными эмоциями, способностью глубоко переживать — это золотой фонд театральной школы. Их развитие идет быстро. В то же время Станиславский сетовал на то, что слишком много рассудочных актеров и сценических работ, идущих от ума.
Важны переживания эмоций и для художника в процессе изобразительного акта.
В. С. Кузин (1974) отмечает, что если натура (объект изображения) оставила художника равнодушным, не вызвала никаких эмоций, процесс изображения будет пассивен. Необходимость взволнованности своей темой, «прочувствования природы», передачи настроения подчеркивали многие выдающиеся художники: Э. Манэ, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов и др. И. И. Левитан говорил, что картина — это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а О. Роден считал, что, прежде чем копия того, что видит художник, пройдет через его руку, она должна пройти через его сердце. Именно поэтому В. В. Верещагин как-то воскликнул: «…Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого».
Заключение.
Вопросы, связанные с эмоциями, стрессовыми ситуациями и их влиянием на общее психологическое здоровье человека всегда будут актуальными в современном обществе.
Несмотря на то, что на сегодняшний день общество обладает разными ресурсами, техническими достижениями, обеспечивающими человека техническими удобствами, скоростью передачи информации, что дает большую экономию времени и временных ресурсов, так необходимых современному человеку.