Файл: Основные принципы построения эффективной команды (теоретические основы формирования команды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что развитие современных технологий и социально-экономических отношений находят все больше отражение в изменении концепций работы в организациях. С начала XXI века в производственной и организационной сфере возрастает потребность в кооперации, технологические процессы требуют интеграции, а обмен информации приобретает глобальный характер.

В связи с этим в общественной практике и в науке значительно возрос интерес к изучению командных форм работы. В настоящее время, в эпоху сильнейшей мировой конкуренции и появления новых технологий именно командная работа играет ведущую роль в достижении ощутимых организационных результатов, способствует поддержанию конкурентных преимуществ компаний и их эффективности. Современным организациям нужны сотрудники, которые качественно выполняют работу в условиях организационных изменений, помогают это делать остальным, быстро создают атмосферу сотрудничества. Кроме того, современная среда российского бизнеса характеризуется ресурсными ограничениями, урезанием бюджетов и использованием временной помощи. В таких условиях команды становятся ключевым фактором достижения организационного успеха.

В связи с возросшим интересом к изучению команд в организации, появилось значительное число исследований о руководстве и лидерстве, где авторы подчеркивают важную роль командной работы в бизнесе. Однако, командная работа, к сожалению, не стала на сегодняшний день насущной потребностью в деятельности современных российских практиков-управленцев.

В условиях же динамичного роста одним из ключевых факторов успеха организации является наличие эффективной управленческой команды, которая способна решать новые задачи в постоянно изменяющейся среде.

Долгосрочный рост любой современной компании не должен зависеть от возможностей и здоровья одного человека. Именно в связи с этим формирование эффективной управленческой команды становится сегодня одной из ключевых задач для успешных руководителей.

Степень разработанности темы исследования

Несмотря на быстро возрастающее признания потребности в эффективной командной работе, до сих пор потенциальные возможности команд современных организаций остаются недостаточно исследованными.


Следует отметить, что специализированных научных изданий по данной дисциплине встретить непросто. Исключение составляют работы Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и В.Н.Меньшовой, в которых достаточно полно раскрываются социальные и социально-психологические составляющие формирования команд. Существует ряд работ практической направленности, содержащих рекомендуемые авторами упражнения, тренинги, как правило, психологического характера, нацеливающие на развитие групповой сплоченности в процессе превращения группы в команду (работы Д.Катценбаха и Д.Смита, К.Фопеля, Г.Паркера и др.). Отдельные теоретические фрагменты можно встретить в учебниках по организационному поведению зарубежных и отечественных авторов.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и реальные потребности организационной и управленческой среды обусловили выбор цели исследования.

Цель исследования. Основная цель данной работы заключается в комплексном исследовании эффективных команд в управленческой деятельности, выявлении их характеристик, определение основных принципов построения эффективной команды.

Практическая значимость. Материалы исследования будут использоваться в практической деятельности автора реферата в процессе оказания услуг по управленческому и владельческому консалтингу. Причем собранные материалы будут полезны как в процессе консультирования и создания временных проектных команд, так и в ходе создания управленческой команды в собственной компании.

1. Теоретические основы формирования команды

1.1. Общая характеристика команд

С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями. Следствием подобных изменений становятся новые подходы к организации управления предприятием. Одним из таких новых подходов является командная работа. Для того чтобы приступить к обсуждению этой темы, необходимо прояснить, что такое команда, ведь «команда» - очень многозначное и используемое в разных значениях понятие. В связи с этим необходимо представить взгляды некоторых авторов на понятия группа, малая группа, команда:


Группа - это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц [13 стр. 436].

Группа - два или более индивида, которые могут быть коллективно охарактеризованы следующим образом: они разделяют общий набор норм, убеждений и ценностей, и они явно или неявно связаны определенными отношениями друг с другом так, что поведение одного ведёт за собой последствия для других. Эти свойства, в свою очередь, возникают из взаимодействия индивидов, одинаково мотивированных относительно какого-либо конкретного объекта или цели [15 стр.136].

Малая группа - относительно обособленное объединение небольшого количества людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели [2 стр. 105].

Команда - это группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои взаимодействия и трудовые усилия [6 стр. 561].

Команда - группа сотрудников, обладающих определенными навыками, для решения общей важной для успеха компании задачи. С этой целью члены команды развивают цели и стратегию деятельности и полностью принимают на себя ответственность за ее реализацию.

Команда - это тщательно сформированный хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации и решающий все задачи, как единое целое.

Командой называют небольшое количество человек, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны изменять функционально-ролевую соотнесенность (исполнять любые внутригрупповые роли); имеют взаимоопределяющую принадлежность свою и партнеров к данной общности [5 стр. 312].

Что же такое команда? Анализируя вышеприведенные определения можно утверждать, что команда относится к малой формальной профессиональной группе, в которой максимально совпадают формальная и неформальная структуры. Члены команды регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы, идентифицируют себя с ней.

Итак, в дальнейшем будет рассмотрено именно то значение понятия «команда», которое наиболее точно соответствует следующему определению: команда - это небольшая группа сотрудников, имеющая определенные взаимодополняющие навыки, ставящая перед собой общую цель, для решения которой используется определённая принятая всеми членами стратегия, и несущая групповую ответственность по своим действиям и решениям.


По мнению А.В. Коваленко можно выделить девять ключевых принципов построения командной формы работ [9 стр.56]:

  1. Принцип коллективного выполнения работы. Каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила команда, а не ту, что он обычно исполнял по заданию административного начальства.
  2. Принцип взаимозависимости. Каждый член команды вносит свой индивидуальный вклад в общую работу. Другие же члены команды зависят от его работы. В команде все делятся информацией друг с другом. Члены команды воспринимаются как равноправные участники процесса деятельности и имеют возможность влиять друг на друга.
  3. Принцип коллективной ответственности. Вся команда теряет доверие, стимулирование, общественное признание, если задание не выполнено по вине любого из членов команды.
  4. Принцип единой для команды формы стимулирования, оплаты за конечный результат. Распределение внутри команды - это внутрикомандный вопрос.
  5. Принцип адекватного стимулирования команды за конечный результат. Нередко общественное признание оказывается более ценным стимулом, чем материальная оплата.
  6. Принцип автономного самоуправления команды. Управление деятельностью членов команды осуществляется ее руководителем, а не административным начальством организации.
  7. Принцип повышенной исполнительской дисциплины, добровольно принимаемый каждым членом команды.
  8. Принцип добровольности вхождения в команду. Ключевой принцип формирования команды. В её состав может быть включен только тот, кто добровольно изъявил готовность к этому на основе полного знания и понимания всех условий ее деятельности.
  9. Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп является наличие синергетического эффекта.

Таблица 1. Основные отличия между малой группой и командой

Малая группа

Команда

Имеет изначально сильного (часто назначенного) лидера

Роль лидера может переходить от одного члена к другому

Индивидуальная подчинённость

Индивидуальная и взаимная подчинённость (каждый подчиняется каждому)

На выходе - продукты индивидуального труда

На выходе - продукты коллективного труда

Каждый член группы имеет собственный круг общения, принимает самостоятельные решения, выполняет особые рабочие задания

Совместные общение, принятие решений и рабочие задания


Для создания команды необходимо наличие ряда условий, а именно:

  • люди, выполняющие работу, должны быть специалистами, профессионалами, экспертами при решении возлагаемых на них задач;
  • совокупный опыт и способности людей, работающих в команде, должны превышать опыт и способности любого из них;
  • большинство людей должно иметь возможность влиять на принятие решений, которые им приходится выполнять;
  • каждый человек должен иметь склонность к творчеству.

Чем неопределеннее задача, тем нужнее командный подход, особенно в случаях, когда необходимо удовлетворить различные ожидания заинтересованных сторон.

Команду можно определить по ряду признаков, основными из которых являются следующие:

  • команда состоит из двух или более человек;
  • члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей;
  • команда имеет свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов;
  • для команды характерны сложившиеся связи как внутри её, так и внешние связи с другими командами и группами;
  • команда имеет ясную, упорядоченную и экономную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач;
  • команда периодически оценивает свою эффективность.

Обычно цели и задачи, стоящие перед командой, не могут быть достигнуты отдельными ее членами в силу существующих ограничений по времени и ресурсам, а также невозможности овладеть одному члену команды необходимыми знаниями и квалификацией требуемого уровня. Для организаций это означает, что осуществлять выполнение проектов, требующих компетентности в различных областях, предпочтительнее командой. Так, например, при выполнении инициативного управленческого аудита предпочтительно, чтобы в группе консультантов были специалисты с сильными компетенциями в сфере финансов, корпоративного права, налогового учета, маркетинга. Работа в команде позволяет также «распределить» задачи между ее членами, если необходимо что-либо выполнить к жестко установленному сроку.

Командная работа наиболее полезна при освоении новых видов деятельности, при решении некорректных, неопределенных проблем, когда возникают элементы риска вследствие выбора и предпочтений тех, кто принимает решение.

Команда имеет не только свои достоинства, но и свои недостатки:

  1. Командная форма требует высокой концентрации специалистов на узком фронте работ, что в обычных условиях неэкономично, нерентабельно, а подчас и невозможно, так как высоко классных специалистов не так уж и много, и они завалены работой.
  2. Для команды требуется повышенный фонд стимулирования и более интенсивный ритм работ всех служб обеспечения (занятых обслуживанием работ команды материалами, сырьем, информацией и т.д.), что в обычных условиях не требуется.
  3. Собрать специалистов в одну группу и назвать их командой еще недостаточно, чтобы снять риск для руководства, передающего свою функцию управления команде. Команда должна еще за определенное время зарекомендовать себя как надежный коллектив, которому может быть делегировано право управления работами на своем участке работ. Поэтому для организации эффективной команды требуется дополнительное обучение, что влечет дополнительные затраты.
  4. Важный элемент эффективной деятельности команды, это ее численность. Поскольку при работе неизбежно соприкосновение характеров, то необходимое условие отбора членов команды — психологическая совместимость. И чем больше людей в команде, тем труднее обеспечить выполнение этого условия. Нельзя весь завод или крупную фирму объявить единой командой. Чем малочисленнее команда, тем она сплоченнее и тем выше эффективность ее работы. Наиболее рациональный состав команды это 7±2 человека.
  5. Необходимо иметь в виду, что команды могут не только создаваться, но и распадаться иногда самым неожиданным для руководства образом. Причем наиболее характерно это для команд, действующих в интеллектуальной сфере (управленческая деятельность, искусство, наука, культура, образование и др.). В производственной сфере, как правило, четко определены задачи, сроки, условия деятельности команды. Поэтому распад команды в производственной сфере всегда логичен, понятен, прогнозируем и, соответственно, не является трагедией, как для членов команды, так и для руководства. Иное дело — интеллектуальная сфера, где целью деятельности команды обычно является не конкретная задача, а проблема, где сроки четко не определены, а условия могут меняться в зависимости от внешних обстоятельств и от результативности команды. Тому много примеров в творческих коллективах, в фирменных управленческих командах, в политических партиях, в проектных командах и др.