Файл: Основные принципы построения эффективной команды (теоретические основы формирования команды).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Степень разработанности темы исследования
1. Теоретические основы формирования команды
1.1. Общая характеристика команд
2.1.1. Естественный путь командообразования
Фактор 1: закономерности групповой динамики
2.1.2. Целенаправленный путь командообразования
2.2. Комплексный подход к командной эффективности
2.3. Уровни командной эффективности
Уровень А. Сплоченная рабочая группа
Уровень B. Эффективная рабочая команда
Поэтому при создании команд важно оценить ожидаемый жизненный цикл команды в конкретной сфере деятельности и заранее оговаривать «правила игры» при возможных форс-мажорных обстоятельствах.
1.2. Типология команд
Классификация команд по различным основаниям достаточно дискуссионная.
Основные типы команд: функциональные команды и творческие команды.
Функциональные команды характеризуются выполнением ее членами одной функции, под руководством одного человека. Например, бригада электриков на предприятии, подразделение фасовки, подразделение водоподготовки и т.д.
Творческие команды решают задачи интеллектуального характера, их члены могут представлять различные сферы деятельности и быть на одном уровне по иерархии управления. Например, научно-исследовательская группа.
Каждая команда устанавливает свои собственные цели, которые задаются для выполнения заданий, стоящих перед командой, и для поддержания организационной миссии.
В соответствии с родом деятельности, которую выполняет в организации группа, выделяют следующие команды:
- занимающиеся подготовкой рекомендаций;
- производственные команды;
- управляющие команды.
Каждая из этих команд может находиться на одном из следующих уровней развития групповой активности в зависимости от командных усилий -- эффективности взаимодействия членов группы: рабочая группа, псевдокоманда, потенциальная команда, реальная команда, высокоэффективная команда.
Рабочая группа -- это группа, члены которой взаимодействуют между собой, прежде всего для того, чтобы обмениваться информацией, опытом работы, или для определения перспективы и принятия решений. В таких группах нет общей цели и взаимной ответственности. В отличие от команд рабочие группы полагаются на сумму индивидуальных «преимуществ».
Псевдокоманда -- это группа, у которой имеется потребность в повышении эффективности совместного труда, есть возможность стать командой, но она не сосредоточилась на коллективном выполнении работы и не пробует делать это. В псевдокомандах негативная Университет - сумма целого меньше, чем потенциал индивидуальных частей.
Потенциальная команда - это группа, у которой имеется существенная потребность в повышении эффективности совместного труда, и она пробует это делать. Однако, как правило, такой команде не хватает ясности относительно направления, целей и процесса выполнения работы. Эта группа еще не установила коллективную ответственность, и ей требуется более высокий уровень дисциплины.
Реальная команда - это небольшое число людей с взаимодополняющими навыками, которые преданы общему направлению, целям и рабочему подходу, за который они чувствуют себя взаимно ответственными.
Высокоэффективная команда -- это реальная команда, члены которой обладают суперобязательностью относительно выполнения командной работы. Методы работы и взаимодействия в группе способствуют персональному росту и успеху членов команды. Такие группы обладают избытком синергии и добиваются результата, который превосходит ожидания окружающих.
Основные принципы эффективной командной деятельности
2.1. Пути образования команды
Командообразование может происходить двумя путями:
- Естественный (стихийный) путь;
- Целенаправленный (управляемый) путь.
2.1.1. Естественный путь командообразования
Два основных фактора влияют на процесс естественного командообразования:
Фактор 1: закономерности групповой динамики
Любая группа является единым организмом, со своими особенностями и внутренними законами. Однако есть общие закономерности развития группы, которые важно знать и наблюдать.
В организации работает группа людей, выполняющих схожие должностные обязанности. Постепенно из этой группы спонтанно выделяются несколько человек, которые отличаются инициативностью и хорошими взаимоотношениями. Проходит еще некоторое время, и эти люди начинают неформально исполнять функции актива. Фактически возникает команда. Но руководителю, важно понимать, какие задачи сплотили этих людей.
Итак, для стихийного командообразования естественна стадия борьбы, сопровождающаяся конфликтами как по вертикали (руководство — сотрудники), так и по горизонтали (внутри коллектива). И только прояснение общей цели, миссии организации, осознание ее смысла каждым сотрудником, позволит наиболее мотивированным из них искать свое место в системе и приходить к согласию.
Фактор 2: стиль руководства
Стиль управления существенно влияет на естественное командообразование. В условиях российского менталитета сила личности руководителя, особенности и ценности его личности, даже стиль одежды, предпочтения в еде и хобби непременно отражаются на сотрудниках. Если вы работали в каком-то коллективе определенное время, естественно, вы могли присмотреть своих людей. И, став лидером, вы образуете команду из тех, кто близок вам по духу, профессиональному складу, энергетике.
2.1.2. Целенаправленный путь командообразования
Целенаправленный путь командообразования возможен только тогда, когда руководитель, остро осознал необходимость перемен в системе управления организацией или только открывает свой бизнес и желает начать с создания своей команды. В любом случае, основанием целенаправленного командообразования является его внутренний осознанный выбор.
И здесь для руководителя возможны два варианта:
- пригласить внешнюю организацию, компетентную в вопросах командообразования и организационного сопровождения бизнеса;
- действовать самостоятельно.
Итак, целенаправленный путь командообразования — это путь сознательной реконструкции системы работы организации в целом.
2.2. Комплексный подход к командной эффективности
Как не каждая группа является командой, так и не каждая команда является эффективной. Эффективность группы и команды можно оценивать с точки зрения полученных результатов. Результат может быть количественным, выраженным в числовой форме, и качественным. Между качественными и количественными показателями эффективности существует тесная взаимосвязь. Группы работают эффективно, если поставленные задачи достигаются, члены группы успешно работают вместе и с уважением относятся к нуждам и потребностям друг друга.
К основным элементам эффективной работы команды относятся:
- удовлетворение потребностей индивидуального членства;
- успешное взаимодействие в команде;
- решение поставленной перед командой задачи.
Эти элементы взаимозависимы. Так, личное удовлетворение зависит не только от успешного решения задач, но и от качества взаимоотношений в команде, а также от социальных аспектов командной работы.
Наблюдая работу команд в организациях, можно убедиться, что большая часть энергии направляется на точное решение задачи (на то, что необходимо получить, когда какими средствами и ресурсами). Естественно, нельзя забывать о процессе (каким образом команда будет работать) и о том, что не исключены «кораблекрушения». Даже команда, достигшая своих целей, едва ли может считаться эффективной, если ее члены имеют противоречивые взгляды и разочарованы в своей организации настолько, что намерены искать другую работу. Поэтому в качестве дополнительных характеристик эффективности команды можно рассматривать степень готовности ее членов к выполнению новых задач и наличие у них желания продолжать совместную работу.
Помимо внутренних факторов, на работу команды оказывают воздействие и внешние факторы (другие группы, команды, внутренние и внешние потребители, организационная культура и пр.).
К составляющим эффективной работы команды относятся:
- умелое использование собственного набора навыков и предпочтений в командной работе каждым членом команды;
- ясное представление о возможном вкладе других;
- извлечение максимума возможного из индивидуальных различий внутри команды (навыков, личных качеств, культурных представлений, пола, опыта, возраста);
- создание наиболее благоприятных условий для установления честных и конструктивных связей друг с другом;
- стремление создать в команде «зону безопасности», когда члены ее доверяют друг другу и открыто делятся своими опасениями.
Очевидно, что невозможно придумать набор правил, следование которым обязательно приведет к созданию эффективной команды. Причины успеха команды гораздо сложнее, и они не могут быть сведены только к выполнению набора предписаний. Специалисты по командам сходятся во мнении, что помимо проведения поэтапного тренинга команд, направленного на формирование эффективных самоуправляемых сообществ, необходимо осуществлять непрерывный мониторинг их деятельности и проводить соответствующие оценки.
Для определения эффективности используют «трехмерную концепцию эффективности группы», включающую три критерия:
- услуги или продукция должны быть не ниже или превосходить существующие стандарты;
- должна существовать групповая поддержка;
- должно происходить удовлетворение потребностей членов группы.
Первый критерий учитывает требования двух типов потребителей: внутренних потребителей — тех, кто находится в организации и принимает результаты работы группы или оценивает ее выполнение, и внешних потребителей — клиентов и заказчиков вне организации, которые используют работу группы.
Второй критерий учитывает то, что большинство групп работает совместно в течение длительного периода времени над выполнением определенных серий задач. Очевидно, что процессы, которые они используют, должны позволять членам групп эффективно продолжать совместную работу. Например, они должны хорошо коммуницировать друг с другом, доверять друг другу и т. д.
Третий критерий подчеркивает то, что потребности членов группы должны учитываться и также удовлетворяться. Например, работа должна быть интересной. Неинтересная работа слабо мотивирует участников и, вероятно, снижает качество работы. Точно так же услуга или продукт группы должны соответствовать собственным стандартам качества членов группы.
Чтобы быть эффективной, группа должна соответствовать всем трем взаимосвязанным критериям.
Согласно модели групповой эффективности на групповую эффективность влияют три фактора: групповой процесс, групповая структура, организационная среда.
В свою очередь, каждый фактор включает определенное количество элементов.
К групповым процессам относятся: решение проблем, принятие решений, управление конфликтами, коммуникации.
К групповой структуре относятся: ясные цели, мотивирующие задачи, ясно определенные роли, достаточное время, эффективная групповая культура, групповые нормы.
К элементам организационной среды относятся: ясная миссия и принимаемое всеми видение; поддерживающая культура; система мотивации, вознаграждающая за достижение цели; информация и обратная связь; обучение и консультации; технологические и материальные ресурсы.
2.3. Уровни командной эффективности
Информационный бум 90-х годов XX века потребовал от организаций принятия концепции разделяемой командности. Эта концепция предполагает интеграцию работы не только среди членов команды, но также и с другими командами и подразделениями организации. В этом случае эффективность работы команд можно рассматривать также с позиций их целесообразности. Для этих целей можно использовать трехуровневую модель командообразования.