Файл: Основные (специальные) принципы налогового права (ОСНОВНЫЕ «СПЕЦИАЛЬНЫЕ» ПРИНЦИПЫ НАЛОВГОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно в юриспруденции принято рассматривать в принципе основные принципы, заложенные в действующем законодательстве, руководящие идеи, отражающие сущность норм конкретной области права, а также основные направления деятельности правительства в области правового регулирования соответствующих общественных правоотношений.
Принцип налогового права предполагает постоянную систему координат, в которой она разворачивается, и в то же время предполагает вектор, определяющий направление, в котором разворачивается налоговая сфера. В современной ситуации достаточно динамичной налоговой системы Российской Федерации, реформ и преобразований в области налогового права именно принцип становится ценностной точкой в столь сложном направлении налогового права. Они непосредственно отражены в нормах налогового законодательства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов установлены Федеральным законом. Эти основные принципы относятся к основным гарантиям, установленным федеральным законом, гарантирующим осуществление и соблюдение конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, федералистских основ Российской Федерации. Таким образом, обрисована общая ценность и гуманный правовой характер отраслевых принципов налогового права.
Актуальность работы обусловлена значимостью принципов налогового права носящих общеобязательный характер. Учёт правовых принципов как для правоприменительной, так и для правотворческой деятельности имеет важное значение, посколько позволяет должным образом проявлять понимание и применять правовые нормы, а так же выявлять и устранять пробелы в законодательстве. Повышение роли и значения современного налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных доходов. Именно налоговые поступления составляют основную часть бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, налоговая политика становится важнейшей составляющей социально - экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит уровень жизни и благосостояния населения страны.
С другой стороны, налогообложение носит всеобъемлющий характер, охватывая своим воздействием всех субъектов права - государство, местное самоуправление, юридические и физические лица. Наличие острого конфликта публичных и частных интересов в налоговом праве заставило закрепить законодателя принципы налогового права, которые и регулируют интересы государства и частного лица.
Предмет исследованияявляются принципы НК РФ по действующему законодательству Российской Федерации.
Объект исследования.Научная и учебная литертаруа в соотвествии с действующими правовыми нормами, содержащие принципы НК РФ, их особенности и классификации.
Цель работы.Рассмотреть принципы НК РФ по действующему законодательству Российской Федерации.
Задачи работы:
- Определить сущность, содержание понятия принципов по НК РФ;
- Рассмотреть особенность НК РФ и классифициировать принципы;
- Рассмотреть общеправовые принципы НК РФ;
- Рассмотреть специально-правовые принципы НК РФ;
Степень проработанности темы в научной литературе. Вопросы, связанные с изучением принципов налогового права исследовались А. Смитом, А. Вагнером, Н.И. Тургеневым, А.В. Деминым, Ю.А. Крохиной, А.Б. Былем, О.Н, Горбуновой, Е.Ю. Ткачевой, В.А. Мальцевым, Н.И. Химичевой, Е.Г. Писаревой, Е.В. Покачаловой, М.Б. Разгильдеевой, Д.А. Смирновым, Э.Д. Соколовой, И.И. Кучеровым и многими другими учеными, внесшими вклад в налоговое право России.
Обзор нормативной базы. Были изучены следующие нормативно - правовые акты: Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ), некоторые федеральные законы и постановления Пленума Верховного Суда РФ, литература по вопросам формирования налоговых принципов и проблемам их реализации в России.
Струкутура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, заключения и библиографического списка содержащего список литературы и нормативно-правовые акты использующиеся в работе. [1]
ОСНОВНЫЕ «СПЕЦИАЛЬНЫЕ» ПРИНЦИПЫ НАЛОВГОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Налоговая система основана на определенных принципах, определяющих характер всей налоговой системы Российской Федерации. Способность каждого налога выполнять отдельно возложенную на него функцию в целом зависит от принципов налогового конструирования, которые создают условия, необходимые для эффективного функционирования этой функции.
Принципы построения налоговой системы являются руководящими принципами формирования национальной налоговой и правовой политики. Эти принципы также очень важны в правоприменительной практике, поскольку все законодательные нормы по налогам и сборам должны применяться на основе базового подхода, установленного принципами налогов и права.
Принципы, на которых строится система налогообложения и таможни, являются отправной точкой, которая лежит в основе национальной налоговой системы, предусматривая возможные нормы налогового кодекса, формируя различные подходы к его толкованию, разрешая конфликты и восполняя пробелы.
Конституционный Суд РФ отметил, что "общие принципы налогообложения и взимания налогов являются одной из основополагающих гарантий, установленных федеральным законом, которая гарантирует реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов российского федерализма".[2]
В НК РФ (часть 1) определение категории "принципы" неоднозначно, о чем свидетельствует различие в употреблении термина и содержании определения; в части 1 статьи 2 НК РФ указано, что Налоговый кодекс РФ "устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, а также общие принципы:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращение в действие ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц» Таким образом, к общим принципам налогообложения в НК РФ отнесены вся совокупность основных институтов налогового законодательства, все содержание его первой части. Однако общая теория права рассматривает нормы - принципы как самостоятельные правовые категории, обладающие значительной структурной спецификой и особой функциональной направленностью в системе правового регулирования. Смешивать их с остальными нормами регулятивного и охранительного характера недопустимо.
Статья 3 Налогового Кодекса РФ именуется «Основные начала законодательства о налогах и сборах», однако содержащиеся в ней положения, по сути, формулируют основные принципы построения системы налогов и сборов в Российской Федерации.[3]
Благодаря своему содержанию (направление регулирования налоговых отношений в государстве) и закреплению на практике норм налогового права, он стал принципом налогового права.
Принципы налогового законодательства также включают в себя единый набор принципов. Как правило, основные принципы налогового права делятся на социальные и правовые, а также специальные законы.
Принципы первого типа, в принципе, имеют общее юридическое значение и включают принципы, присущие другим отраслям права, таким как законность, гуманизм, демократия и равенство.
Второй вид принципа иногда называют принципом ветвления, так как он характеризует специфику налогового законодательства. В отношении конкретных классификаций в литературе выделяются следующие конкретные случаи: финансовые принципы налогообложения, принципы налогообложения, принципы организации налогообложения.
Однако важно отметить, что важными финансовыми и организационными принципами налогообложения для юридических факультетов также считаются принципы налогового права.
Ниже перечислены основные принципы налогового права, налогообложения и налогообложения в Российской Федерации.[4][5]
- Принцип справедливости. Он предполагает всеобщное налоговое обложение и равномерное распределение налогов между гражданами.
- Принцип определенности. Он требует, чтобы сумма, прием и время платежа были конкретными и заблаговременно известны плательщику.
- Принцип удобности. Здесь имеется в виду, что налог обязан взиматься в удобное для плательщика время и удобным для этого методом.
- Принцип экономии. Данный принцип заключается в урезании потерь взимания налога, а также в рационализации всей налоговой системы.
- Принцип множественности объектов налогообложения. Этот принцип обусловливает с психологической точки зрения выбор нескольких мелких налогов вместо одного налога достаточно большого размера. Надо подчеркнуть, что при этом расширяется поле налогообложения.
- Принцип изъятия налогов по различным уровням налоговой системы РФ: федеральный, региональный, местный уровень. Законодательный принцип. Установлено, что виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов или же ошибочное их исчисление утверждаются исключительно в рамках закона.
- Принцип однократности налогообложения. В данном принципе заложена идея о том, что никто не может облагаться налогом два раза одновременно.
- Принцип устойчивости правоприменения налогов. Он касается как наименования ставок налогов, так и сроков по их уплате.
Налоговая ответственность предусмотрена в случае налогового нарушения в нарушение принципов Налогового кодекса. Однако налоговая ответственность может быть возложена только в соответствии с причинами и процедурами, предусмотренными налоговым законодательством Российской Федерации.
Это также исключает возможность повторного привлечения к налоговой ответственности за одно и то же налоговое нарушение.
Все налогоплательщики и другие должники имеют право обжаловать чрезвычайные действия налоговых органов, а также действия и бездействие их должностных лиц, если их права не соблюдаются. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законом. В России налогоплательщику направляется письменное уведомление по адресу о том, что налог не уплачен и что налог должен быть уплачен в установленный срок. Кроме того, могут быть неуплаченные суммы налогов и соответствующие штрафы, установленные в них. Это налоговое уведомление должно быть отправлено не менее чем за 10 дней до истечения срока уплаты налога. Срок исполнения налогового обязательства исчисляется с момента отправки уведомления.[6]
Уклонение от уплаты налогов может предусматривать наложение штрафов, приостановление операций по банковским счетам и наложение ареста на имущество налогоплательщика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принципы образуют особую научную основу, которая фиксирует объект исследования и обеспечивает единство научного знания. Налоговое право и законодательные принципы отражают объективную связь, регулярное развитие государственной налоговой деятельности и, соответственно, качественные характеристики налогового кодекса. Это свидетельствует о социальной обусловленности принципа, его зависимости от реальных условий жизни.
Механизм налогообложения устанавливается правовым кодексом, обычно называемым налоговым кодексом. Важность налогового законодательства основывается на важности налогов в той мере, в какой они относятся к жизни общества и нации. В этой степени нормы налогового законодательства, как прямо, так и косвенно, затрагивают интересы каждого человека и каждой организации.
Из данной работы следует: налоговое право - налоговое право является подотраслью правовой системы Российской Федерации, которая регулирует общественные отношения в области налогообложения, т.е. отношения по сбору налогов и других обязательных платежей, регулирует организацию и функционирование системы налогового регулирования и налогового администрирования на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.[7][8]