Файл: Уровень развития социального интеллекта у людей разных возрастных групп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Социальный интеллект - это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.

Понятие социального интеллекта часто связывают с понятием эмоционального интеллекта, говоря о том, что идея эмоционального интеллекта выросла из социального. Однако большинство авторов считают, что эти понятия являются просто пересекающимися. Социальный интеллект пересекается с коммуникабельностью.

Впервые термин социальный интеллект был употреблен Эдвардом Ли Торндайком, а также в дальнейшем российскими исследователями М. И. Бобневой и В. Н. Куницыной.

Социальный интеллект - сравнительно новейшее понятие социальной психологии, которое находится в процессе развития. Впервые вопрос социального интеллекта был освещен в начале XX столетия Эдвардом Торндайком, который ввёл термин «социальный интеллект» с целью обозначения возможности достигать преуспевания в межличностных ситуациях, вести себя разумно и в согласовании с сформировавшейся обстановкой. Помимо этого, он также допускал присутствие в структуре социального интеллекта умения управлять другими людьми.

Развитие социального интеллекта как один из аспектов хода обучения в рамках социального обучения представляет немаловажную значимость в создании и становлении личности. Социальный интеллект подразумевает формирование у человека способности понимать себя, собственное действия, действия иных людей и создавать эффективное взаимодействие, достигая установленных целей.

Под нынешним значением интеллекта подразумевается умение к осуществлению процесса познания и результативному решению трудностей, в частности при овладении новейшим диапазоном актуальных проблем. По этой причине степень интеллекта возможно сформировать, как и увеличить либо уменьшить КПД интеллекта индивида. Зачастую данное умение определяют согласно взаимоотношению к задачам, встречающимся в жизни индивида. К примеру, по взаимоотношению к задаче выживания: выживание — главная цель индивида, остальные для него - только вытекающие из главной, или к задачам в тот или иной сфере работы.

Социальный интеллект обеспечивает индивиду эффективную включенность в социальные взаимоотношения, предоставляет ему право адаптироваться, приспособиться к любому новейшему для него условию или позиции в течении всей дальнейшей жизни. Вследствие этой возможности происходит адаптация людей к обстоятельствам общественной сферы.


В ходе развития личности индивида в социуме должна реализоваться его социализация, которая содержит в себе формирование социального интеллекта.

Однако понятия «социальный интеллект» в значительной мере связаны с тем обстоятельством, что предметом социологических и психологических исследований традиционно выступают свойства интеллекта как внешние проявления интеллектуальной активности в определенной «задачной» системе отношений. Попытки составить представление о природе социального интеллекта на основе описания его свойств оказываются несостоятельными, что свидетельствует о противоречиях и кризисах в системе методологии. Социальный интеллект предполагает нацеленность людей на социально инициативную деятельность по достижению позитивных изменений в их общественной и профессиональной жизни.[1]

Фактическая значимость указанной проблемы и ее потенциал обусловили выбор темы для проведения нашего исследования.

Исходя из нашей темы, мы определили цель нашего исследования: изучить развитие социального интеллекта у людей разных возрастных групп.

Для достижения поставленной цели установлены следующие задачи:

  1. определить уровень развитие интеллекта у людей разных возрастов;
  2. измерить уровень социального интеллекта у людей с разными коммуникативными качествами.

Объектом исследования является социальный интеллект как социально-психологическое явление у людей разных возрастов.

Предмет исследования: люди разных возрастных групп с определением уровня социального интеллекта.

Актуальность исследования заключается в возможности использования результатов в практике общения с разными людьми. Кроме того, изучение социального интеллекта людей разных возрастных групп поможет лучше понять каждую категорию индивида на своём этапе развития.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Исследование социального интеллекта

Социальный интеллект - интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сенситивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальной перцепцией или с социальным мышлением. Это связано с традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологии.


Рассмотрим образующие процессы социального интеллекта. Социальная сенситивность понимается как способность предсказывать мысли, чувства и поведение другого человека, как способность воспринимать, понимать, запоминать и структурировать социально-психологические характеристики других людей или группы и на основании этого прогнозировать их поведение и деятельность.[2] Термин социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей, или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.[3]

Социальная память - это знание, которое группа распределяет между своими членами группы. Память образует в каждом отдельном случае «замкнутую систему», элементы которой взаимно поддерживают и определяют друг друга, как у отдельного человека, так и в рамках группы.[4]

Социальное мышление – мышление личности о социальной действительности, которая является ее объектом. Предметом социального мышления выступают люди, особенности их поведения и взаимоотношений, социальные процессы, в которых реализуются общественные отношения, весь жизненный путь личности.[5]

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа "человек - человек", а также некоторых профессиях "человек - художественный образ". В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей - эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребенка, развиваются его сенситивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации, что и составляет основу социального интеллекта.


Развитие социального интеллекта, детство, подростковый возраст

Разобраться в уровне социального интеллекта детей и подростков нам поможет Роберт Л. Сельман - психолог-педагог из США и перспективный теоретик, который специализируется на социальном развитии подростков.

Исследования Селмана были направлены для того, чтобы помочь детям сформировать способности социальной осведомленности и социальной активности как метод уменьшения рисков для их самочувствия, а также для продвижения их социальных взаимоотношений и успеваемости. Его деятельность по содействию пониманию детьми методов ладить с иными людьми разного происхождения ведется в контексте проектов преподавания грамоте и языковым искусствам в первоначальном уровне; в школьных программах, предназначенных для координации услуг по поддержке и профилактике для обучающихся государственных средних учебных заведений; и в учебных программах по социальным наукам, литературе и истории для средних учебных заведений. Его предшествующая деятельность существовала сконцентрирована в излечении психологических расстройств у молодого поколения в денных и интернатных организациях и на профилактике данных расстройств у детей и подростков, подвергающихся риску.

Как видно из таблицы, Роберт Селман выделяет пять основных этапов развития социального интеллекта:

  1. Нулевая, досоциальная стадия, на которой ребенок не различает внутренние, психологические и внешние, физические, принципы поведения, заканчивается тогда, когда мысли и чувства других людей и свои собственные выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом интереса ребенка.
  2. Первая стадия развития социального интеллекта - стадия дифференцировки внешнего и внутреннего мира - сменяется стадией согласования разных точек зрения, намерений, действий.
  3. На второй стадии социального развития ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру «примерить» свою позицию.
  4. На третьей стадии развития социального интеллекта, достигаемой обычно в предподростковом возрасте (10-12 лет), начинается понимание взаимозависимости, взаимообусловленности разных, подчас противоположных целей поведения отдельных людей, представление о человеческом взаимодействии структурируется, выстраивается в систему.
  5. Четвертая стадия социального развития предполагает осознание разных уровней человеческой близости и умение или способность учиться способам построения отношений. Для достижения этого высшего (по Р. Селману) уровня развития социального интеллекта желательно, чтобы ребенок достиг высшей стадии интеллектуального развития (по Ж. Пиаже). Однако между способностью решать формально ­ логические и социальные задачи не существует строго однозначного соответствия. Так, дети с поведенческими проблемами зачастую обнаруживают высокую успешность в тестах Пиаже, но не справляются с тестами Селмана, измеряющими уровень развития социального интеллекта.

Исследования Ж. Пиаже направлены на формирование способности к децентрации связано с преодолением эгоцентризма. Ж. Пиаже приводил яркие примеры перехода от "познавательного эгоцентризма" к децентрации в сфере общения.

11% исследуемых, обладающих средне-слабым социальным интеллектом, обладают средним уровнем коммуникативной компетентности. Данные свидетельствуют о способности конкретной компенсации социального интеллекта другими элементами коммуникативных способностей: эмпатией, коммуникативными умениями, манерой общения и т.д.

Таким образом, изучения доказали значительную диагностическую и прогностическую значимость методики исследования социального интеллекта. Методика дает возможность прогнозировать благополучность преподавательской работы, а также производить оценку степени коммуникативной компетентности, компенсирует недостаток объективных стандартизированных способов в целях аттестации педагогических кадров, обширно исполняемой в настоящее время.

При оценке коммуникативной компетентности с поддержкой этой методики необходимо принимать во внимание, что в случае получения низких результатов по КО необходимо подключать вспомогательную диагностическую информацию.

Молодость (18-30 лет), интеллектуальная сфера

Существенно развивается теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения.

Происходят качественные изменения в познавательных возможностях – развитие интеллекта тесно связано с творческими способностями. Его развитие предполагает не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

Мотивы учебной деятельности студентов:

- познавательные;

- профессиональные;

- мотивы творческого достижения.

Широкие социальные мотивы: мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, мотив самоутверждения, мотив самоутверждения. Молодость называют ранней взрослостью, тем самым, подчеркивая ее двойственный характер: с одной стороны молодой человек имеет полное право вести взрослую жизнь, с другой стороны он часто оказывается не способным найти и реализовать в ней себя.[6]

К 30 годам многие подводят некоторые личные итоги, основанные на рассудочном и критичном отношении к самому себе. Большинство людей к этому времени могут понять, что они могут и чего не могут, что дается с трудом, а чего, скорее всего, достигнуть не удастся. На этой основе осуществляется: