Файл: Уровень развития социального интеллекта у людей разных возрастных групп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- перепланировка жизни;

- переоценка ценностей;

- переориентация жизненных мотивов;

- человек осмысленно делает выбор и готов принять его последствия.

Взрослость (Зрелость) - от 30 до 55-65 лет

Развитие в зрелом возрасте в меньшей степени определяется хронологическими характеристиками и в большей степени обуславливается социально-психологическими, физиологическими, биографическими факторами.

Все более значимыми становятся гендерные различия.

Трудовая (профессиональная) деятельность, семья, взаимоотношения с другими являются основными детерминантами развития личности взрослого человека.

Зрелость как этап в жизни человека требует формирования психологической зрелости, поэтому возрастает важность такой внутренней детерминанты развития, как активность, саморазвитие, субъектность по отношению к собственной жизни.

За порогом школьной жизни наряду с возрастной линией развития (смена жестко закрепленных периодов и стандартных социальных ситуаций развития), появляется «индивидуальная линия жизни», которая может по-разному соотноситься с возрастной. Противоположное мнение появляется в результате распространения на взрослый период логики детского развития, в то время как изучению специфики развития в среднем возрасте необходимо применять другие подходы.[7]

С помощью методики Р. Амтхауэра изучались особенности интеллектуального развития студентов 18 – 19 лет, а также в ранней и средней взрослости (врачи 22 – 35, 36 – 45 и 46 – 60 лет).

По результатам уровневого анализа интеллектуального развития 18–19-летних студентов-медиков выявлены: идентичность интеллектуальных профилей у юношей и девушек; доминирование вербального интеллекта над невербальным; более высокий уровень показателей интеллекта у юношей в сравнении с девушками (различия по всем субтестам р < 0,05 – 0,001 за исключением кратковременной памяти).

Сравнительный уровневый анализ всех возрастных групп показал, что с возрастом уровень показателей снижается по всем субтестам. Особенно резкие изменения происходят между 30 и 40 годами. Наиболее подвержен возрастным изменениям невербальный интеллект. Так, уровень его развития в группе 30-летних составляет 85% от уровня развития 18-летних, в группе 40-летних – 74%, а в группе 50-летних – 67%! Наименьшим возрастным изменениям подвержен вербальный интеллект. Уровень его развития в группе 30-летних составляет 94% от уровня развития 18-летних, в группе 40-летних - 81%, а в группе 50-летних – 76%. Более того, по некоторым субтестам, например, «осведомленность» и «классификация», 30-летние превосходят 18-летних. Таким образом, невербальный интеллект оказался более чувствительным к возрастным изменениям, чем вербальный, что можно объяснить его большей генетической обусловленностью.


Установлено, что в разные возрастные периоды потери в уровне интеллектуального развития неодинаковы. Если наибольшие потери в развитии невербального интеллекта отмечались в диапазоне между 20 и 30 годами, то аналогичные изменения в развитии вербального интеллекта – в диапазоне между 30 и 40 годами. Показано, что спад в развитии невербального интеллекта происходит за счет ухудшения всех его составляющих, а аналогичный спад в развитии вербального интеллекта – за счет ухудшения показателей по субтестам «аналогия» и «обобщение». Таким образом, очевидно, что разные компоненты интеллекта в разные возрастные периоды подвергаются неодинаковым изменениям.

Старение и старость

Развитие человека продолжается и в старости. Для многих людей, приближающихся к 60 годам, становится очевидной необходимость рефлексировать жизненный путь с точки зрения оценки его реализованности и оценки перспектив на будущее.

Особенности личности пожилого (старого) человека:

1. Изменение самосознания. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния оттого, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

Э. Эриксон выделяет несколько характеристик переживания чувства интегративности:

- всевозрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности;

- постнарцисстическая любовь человеческой личности (а не особи) как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются;

- приятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене;

- новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям;

- товарищеское, причастное, присоединительное отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятий.

Носитель такой личностной целостности, хотя и понимает относительность всех возможных жизненных путей, придающих смысл человеческим усилиям, тем не менее, готов защищать достоинство своего собственного пути от всех физических и экономических угроз. Тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится «духовным наследием отцов», печатью происхождения. Перед лицом такой итоговой консолидации его смерть теряет свою силу.


На этой стадии развития к человеку приходит мудрость, которую Э. Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Мудрость Э. Эриксон предлагает понимать как форму такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизнью, которая характеризуется зрелостью ума, тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием.

Утрата или отсутствие эго-интеграции приводит к расстройству нервной системы, чувству безысходности, отчаяния, страху смерти. Отчаяние выражает чувство, что времени уже осталось слишком мало для попытки начать жизнь сначала, устроить ее по-другому и попытаться достичь личностной целостности другим путем.

Отчаяние маскируется отвращением или хроническим презрительным недовольством определенными социальными институтами и отдельными людьми. Как бы то ни было, все это свидетельствует о nрезрении человека к самому себе, но достаточно часто «миллион терзаний» не складывается в одно большое раскаяние.[8]

2. Изменение мотивационной сферы. Немаловажным фактором здесь является отсутствие необходимости ежедневно трудиться, выполнять принятые на себя обязательства. Согласно А. Маслоу, ведущими потребностями в пожилом и старческом возрасте становятся:

- телесные потребности;

- потребность в безопасности и надежности.

Многие старые люди начинают жить «одним днем», наполняя каждый такой день простыми заботами о здоровье и поддержании жизнедеятельности и минимального комфорта. Даже простые домашние хлопоты и несложные проблемы становятся значимыми для сохранения ощущения занятости, необходимости что-то делать, быть нужным себе и другим.

3. Изменение временной жизненной перспективы. Псиxoлoгичecкoe время меняется в старости, и большее значение теперь имеют жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее, хотя определенные «нити» в недалекое, обозримое будущее все же протянуты.

Большинство важнейших событий и свершений своей жизни старики, как правило, относят к прошлому. Благодаря причинным и целевым связям бывшие и будущие события человеческой жизни образуют сложную систему представлений о ней, которая в обыденном языке именуется «судьбой», а в психологии - «субъективной картиной жизненного пути».

4. Одним из любопытных феноменов старости являются неожиданные вспышки творческих способностей. Так, в 50-х п. ХХ в. Газеты всего мира обошла сенсация: 80-летняя Грандма Мозес начала писать оригинальные художественные полотна, и ее выставки имели громадный успех у публики. Многие старики последовали ее примеру, не всегда с таким же успехом, но всегда - с большим личностным выигрышем. Для любого социума специальной задачей является организация времени жизни стареющих поколений. Во всем мире этому служат не только службы социальной помощи (хосписы и приюты для престарелых), но и специально создаваемые социальные институты образования взрослых, новые формы досуга и новая культура семейных отношений, системы организации свободного времени стареющих, но здоровых людей (путешествия, клубы по интересам и т.д.).


Большинство происходящих в старости деструктивных процессов оказываются выше порога сознания, отражаясь в нем только в виде ряда болезненных симптомов (гиподинамия, стрессы, соматические и психосоматические проблемы). Именно поэтому усиленный сознательный контроль и регуляция биологических процессов включаются в образ жизни старых людей и означают усиление роли человека как личности и субъекта деятельности в сохранении и преобразовании собственных индивидных качеств. Участие самой личности в создании собственного здорового образа жизни способствует сохранности ее индивидной организации и регуляции дальнейшего психического развития. Сознательная регуляция возрастной динамики функциональных систем осуществляется посредством эмоциональной и психомоторной сфер, а также речи.[9]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы было произведено исследование характерных особенностей социального интеллекта различных возрастных групп. Выяснено, что каждая из стадий развития человека должна сопровождаться характерными изменениями развития его социального интеллекта. Существующие методики анализа позволяют применять на практике дифференциацию и выявление тех или иных качеств личности, что открывает возможности построения более продуктивной социальной группы, например, рабочего коллектива, что как мы выяснили широко применяется в современном мире. Различие развития социального интеллекта разных групп людей одного возраста может являться маркером проблемы социального неравенства. Большое количество версий, методик и трактовок говорит о том, что затронутая тема многогранна и недостаточно изучена, однако она имеет высокий потенциал и активно развивается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баблоян Н.В. автореферат «Социальный интеллект российской студенческой молодежи» - Ростов-н/Д, 2012.
  2. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер, 2000.
  3. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева: Учеб. для высш. шк. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 375 с.
  4. Halbwachs М On Collectiv Memory Ed , trans, and with introd By Lewis A Coser, Chicago London, The Universiti of Chicago Press, 1992.
  5. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. М., 2011.
  6. Гамезо М.В., Герасимова В.С. Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М., 1999 – 374с.
  7. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. Издательство ПСТГУ, 2013, – 400с.
  8. Эриксон Э. Э 77 Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.
  9. Психология старости. Хрестоматия. Редактор-составитель Д.Я.Райгородский. Самара: Издательский дом Бахрах-м, 2004, 232с.