Файл: Полиграфическая база и «Новые технологические возможности» в исполнении дизайнерской продукции (Полиграфические технологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «Полиграфия» от слов «поли» и «графия» переводится как отрасль техники, совокупность технических средств для множественного копирования или отображения текстового материала, а также графических изображений. Полиграфия отличается от других способов отображения - светокопирования, переносом красочного слоя из определенного резервуара для печатных красок на воспринимающую поверхность - запечатываемый материал, причём формирование слоя изображения осуществляется в рамках соответствия с заранее данным оригиналом, который подлежит копированию. Сегодня под полиграфией понимают отрасль промышленности, а именно полиграфическую промышленность, которая объединяет промышленные предприятия, изготавливающие различную печатную продукцию: книги, газеты, журналы, плакаты, географические карты и тому подобное

В определенной мере к понятию полиграфия можно отнести и «тиражирование» объектов наружной рекламы, и декорирование фирменного автопарка и особенно в печатной рекламе. Полиграфические материалы в той или иной степени используются практически во всех рекламных мероприятиях. «Полиграфические» - в широком смысле: от листовок, до ручек с нанесенным на них логотипом, от визитных карточек до фирменных воздушных шаров. Полиграфическая промышленность является материально-технической базой развития издательского дела.

Термином «печать» называют вид процесса или способ получения печатных оттисков. В широком смысле слова под этим термином понимают печатную продукцию и, прежде всего, периодические издания (газеты, журналы). Печатание - это многократное получение идентичных оттисков текста и изображений посредством переноса красочного слоя в большинстве случаев с печатной формы на запечатываемый материал, т.е. бумагу, картон, жесть, пленку.

Полиграфические технологии

Говоря о технологии печатного процесса, можно добавить немного истории. Так, например, работа печатника с самого начала печатного дела состояла из четырех базовых операций: выбор литер буква за буквой из кассы печатного шрифта; выстраивание литер друг за другом на специальной сборной «палочке» - деревянной полоске с уголками; выравнивание строк - создание пробелов между буквами с помощью «пробельного материала», которым служили небольшие чистые кусочки свинца; и после печати происходила последняя стадия - возвращение литер обратно в кассу.


Печатный пресс Гуттенберга

Сначала печатного дела печатный пресс представлял собой слегка переделанный давильный пресс. Набранный шрифт, закрепленный лигатурами или с усилием вставленный в металлическую рамку-форму, покрывался краской, сверху на него помещали лист бумаги, а затем все это вместе зажималось в «тиски», образованные «ложем» и «столом».

Такой вид печати был непростой и медленной работой.

Пресс «Вашингтон»

Человеческая мысль не стоит на месте около 1550 года деревянные винты, используемые в печатном прессе, были заменены железными. Уже значительно позже в конструкции печатной машины появился новый двухкомпонентный элемент. Он состоял из «маски» - специфического куска пергамента с вырезанной в нем по определенному размеру печатным изображением дырой, и «барабана» - куска толстой мягкой ткани. Данная «маска» служила преградой для попадания краски на поля листа, а «барабан» сглаживал неравномерности давления, возникавшие по причине неодинаковой высоты литер.

Металлический пресс

Первый полностью металлический печатный пресс появился в Англии близко 1795 года. Немного позже в Америке построили металлический пресс, в котором ворот с резьбой заменили набором металлических шарниров. Этот пресс назывался «Колумбиец».

Печатная машина Кенинга

Первая печатная машина была создана в 1811 году Кёнигом и Андреасом Бауэром. Они создали пресс, в котором цилиндр выполнял функцию вращающегося вала с закрепленным на нем листом бумаги. Этот прототип печатной формы был закреплен на двигающемся горизонтально плоском «столе». Движение «стола» зависело от вращательного движения вала. Когда вал отходил назад, на него посредством красочных валиков наносилась печатная краска.

Механизация процесса

Механизировать процесс набора букв, используя технологии XIX века, было очень непростой задачей. Но способствовало данному процессу изобретение в 1806 году компрессионной формовки.

Немногим позже запатентовали наборную машину, которая представляла собой ячейки с литерами и клавиатуру. При нажатии клавиши, соответствующая ей литера высвобождалась из ячейки и опускалась в магазин. Затем вручную выравнивали литеры внутри магазина. В конструкции данного печатного аппарата было предусмотрено устройство, которое постоянно докладывало в ячейки новые литеры.


Линотип - печатная машина, которая была сконструирована в 80-х годах XIX века в США немцем Оттмаром Мергенталером. Данная конструкция представляла собой первую строкоотливную машину, которой было подвластно отливать набор букв целыми строками посредством специальных подвижных матриц каждой буквы. Эти матрицы были закреплены таким образом, чтобы после эксплуатации они возвращались в соответствующую им ячейку в кассе. Предпечатное выравнивание строк на линотипе достигалось за счет добавления клинообразных пробельных элементов после каждого набранного слова. В ходе печатного процесса отлитые из свинца строки собирались в набор и далее использовались как печатная форма. Производительность линотипа составляла 7 тысяч символов в час.

Первым способом отображения графических иллюстраций была ксилография (ручная печать) - печать посредством деревянной формы. Такие доски с вырезанными на них изображениями и буквами закреплялись в одной раме с деревянными литерами.

Во второй половине XIX века наблюдался триумф гравюры на металле, которая начала вытеснять ксилографию.

В XIX веке машины для печати с гравированных форм были значительно усовершенствованы. В последних моделях печатная краска стала наноситься при помощи валиков, а стираться с печатной формы посредством вращающихся щеток или дисков с калькой, прикрепленной к ним.

Глубокая печать использовалась и при нанесении рисунка на ткань. В этой процедуре печатной формой служил цилиндр с выгравированным на нем рисунком; а лишняя краска с формы убиралась при помощи скребка. В 1860 году данная технология применялась во Франции для печати обложек к школьным учебникам.

Технология современной полиграфии содержит 3 основные группы производственных процессов. Они представлены формными, печатными и отделочными процессами. Первые, или формные процессы подразумевают изготовление печатной формы, которая представляет собой приспособление или устройство, формирующее красочный слой по аналогии с конфигурацией изображения на оригинальном образце. Главная задача печатных процессов - это получение большого количества печатных оттисков, которые воспроизводят в точности оригинал. И, наконец, отделочные, или послепечатные процессы завершают производство полиграфической печатной продукции.

Основные виды печати

В зависимости от рода материала и способа нанесения изображения получаются различные печатные формы, но все они относятся к четырем основным видам печати – высокой, глубокой, плоской и трафаретной. В основе того или иного вида печати лежит характер поверхности печатной формы, с которой изображение оттискивается на бумагу.


Печатная форма - это носитель графической информации (текста и изображений), предназначенный для полиграфического размножения. Печатная форма представляет собой пластину (или цилиндр), на поверхности которой находятся печатающие и не печатающие элементы (пробельные). Печатающие элементы - это участки формы, на которые в процессе печатания наносится краска. Пробельные элементы - это соответственно, не принимающие на себя краску участки.

1. В результате высокой печати изображение на печатной форме рельефно, а пробелы между элементами изображения углублены. При печатании краска наносится на рельефные формы (на рисунок) и не попадает в прорезанные или протравленные углубления. Поэтому при соприкосновении с бумагой оттиск дадут лишь накатанные краской рельефные места формы, а углубленные места оставят бумагу чистой. Флексография - вид высокой печати, широко использующийся в рекламной полиграфии. С помощью флексографии очень часто «запечатывают» бумажную и пластиковую упаковку, наклейки и, прежде всего, полиэтиленовые пакеты. Печатная форма представляет собой эластичную резиновую пластину, в которой химическим путем «выгравирован» рисунок. Поднятие элементы принимают краску и оставляют ее на бумаге (картоне пленке).

2. В глубокой печати печатающие элементы углублены. Краска наносится на форму, потом по ней прокатывается нож-ракель, полностью очищающий от краски всю поверхность, кроме углублений. Прикладывается к форме бумага, и краска из углублений переходит на нее. Здесь используя одну краску можно получить полутона.

3. Плоская печать принципиально отличается от двух предыдущих. В плоской печати рельеф и углубления на форме почти отсутствуют (вернее, не играют никакой роли). Здесь печатающие части формы (рисунок) и непечатающие (пробельные элементы) лежат в одной плоскости.

Основой плоской печати являются не только физические явления, но и результат физико-химических процессов, происходящих между материалом формы и теми веществами, которыми эта форма обрабатывается. Печатающие элементы делятся на падрафобные (отталкивающие воду) и гидрофобные (удерживающие воду). Увлажняющий водный раствор смачивает пробельные элементы, а краска ложится на печатающие элементы. Литография – одна из разновидностей плоской печати. Основана на том, что вода и жир, покрывающие печатные формы, не смешиваются между собой. В то время литография была печатным процессом, который подвергся значительным усовершенствованиям.


Алоиз Зенефельдер, студент, исследовал свойства известняка. Он обнаружил, что если на его поверхность нанести изображение краской на масляной основе, затем смочить камень водой, а после этого покрыть его обычной краской, получается что краска останется лишь в тех местах, куда до этого был нанесен жир. Таким образом, формировали нужное изображение, которое можно было воспроизвести на бумаге, прижав под давлением лист к поверхности известняка.

К началу XX века литография была значительно усовершенствована. После создания первого механического печатного пресса данный метод печати развивался по двум направлениям. Первым направлением была печать на тонких металлических листах, это было, прежде всего, на жести, из которой делались консервные банки с использованием процесса переноса, который был изобретен в 1878 году. Он заключался в том, что печатный цилиндр, который несет на себе лист жести, соприкасался не с литографским камнем, а с промежуточным покрытым резиной цилиндром, который называется печатным полотном. Этот элемент печатного процесса принимал на себя краску с камня и переносил ее на лист жести.

Не очень актуальным и поэтому вторым направлением, приблизительно к концу XIX века, была печать на бумаге, которая осуществлялась посредством цилиндровых или ротационных машин.

4. Трафаретная печать - это способ воспроизведения изображения по принципу продавливания краски через сетчатую шелковую ткань, которая является трафаретом. Определенные области трафарета закрыты маской-шаблоном. Данный метод печати использовался в Древнем Китае и Японии еще задолго до изобретения печатного пресса. Только лишь в XIX веке лионские текстильщики стали использовать данную технологию для печати на ткани.

Затем с 30-х годов прошлого века, шелкография или трафаретная печать широко используется для печати на огромном ряде запечатываемых материалов - стекло, дерево, пластик и даже на различных по форме поверхностях.

Во Франции в 1855 году под названием «фотоколлотипия» был запатентован еще один метод печати. Механизм данного способа основан на фоточувствительном веществе, которым покрывают формы для печати. Эта технология получила широкое распространение между 1880 и 1914 годами под названием «коллотипия».

Технологии оперативной полиграфии

С целью увеличения производительности печати, люди стремились автоматизировать печатный процесс. Один из многих подходов к решению данной проблемы был реализован в устройстве под названием «Монотип». В нем была впервые воплощена в реальность идея разделения клавиатуры и отлива. Монотип работал на основе того, что несколько операторов, изготавливающих одновременно несколько перфолент, могли заставить буквоотливной механизм работать с максимальной скоростью. Совершенствование этого оборудования в США позволило к 1929 году создать оборудование, которое полностью использует разделение функций человека и машины. Данные устройства могли работать с производительностью более 20 тысяч знаков в час.