Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
• рекламная — привлечь читателя, усилить интерес к просматриваемой книге, вызвать желание прочесть ее.
Оформление оглавления может быть достаточно произвольным (рис. 9). Обязательными элементами являются лишь номера страниц, соответствующих тому или иному разделу или произведению. Основным критерием является полезность оглавления для читателя.
Рис. 9
Оглавление может быть расположено как в начале, так и в конце книги.
Требования к оглавлению (содержанию):
• в информационных и справочных изданиях надо стремиться к максимальной полноте оглавления. Необходимо стараться включать в оглавление заголовки как крупных разделов, так и меньших по объему разделов (параграфы, пункты и т.п.), чтобы читатель мог легко найти материал на интересующую его узкую тему;
• порядок заголовков, отвечающий виду, содержанию, структуре книги и характеру ее использования. Обычно заголовки в оглавлении размещают в порядке, повторяющем их последовательность в книге, что позволяет читателю увидеть структуру издания;
• полнота состава заголовков — многие заголовки сопровождаются тематическими подзаголовками, без которых не всегда можно понять, каково содержание подраздела, к которому заголовок относится. Также встречаются заголовки общего характера (глава первая или I, II и т.д.), одинаковые заголовки или заголовки, неполно характеризующие тему. В таких случаях желательно, чтобы в оглавлении заголовки указывались с тематическими подзаголовками, а иногда с первыми строками глав в виде цитат.
Вспомогательные разделы
К вспомогательным разделам относятся предисловие, послесловие, комментарии, примечания и библиографический аппарат (указатели и библиографические ссылки).
Вспомогательные разделы чаще всего оформляются в общем стиле книги, однако с учетом их служебной функции, как правило, более скромно и лаконично. Для вспомогательных разделов также существуют требования и рекомендации по их оформлению и расположению в книге.
Основной текст
А это, собственно, сама книга. Внутри основного текста также могут использоваться элементы дизайна. Новая глава может начинаться с буквицы – первой буквы главы или абзаца, выделенной размером, цветом или начертанием, а заканчиваться виньеткой – графическим или орнаментным элементом, подчеркивающим окончанием раздела.
Шрифт и оформление основного текста выбираются не случайно. В серии книг шрифт должен быть одинаков, должен гармонировать с обложкой и не выбиваться из стилистики книги. И, конечно же, шрифт должен быть легко читаем, а все элементы оформления не должны отвлекать внимание читателя от книги.
Проще говоря: готический шрифт в монографии по физике выглядит неуместно, равно как и веселые виньетки в оформлении романа ужасов. Выделение важных отрывков курсивом – поможет акцентировать на них внимание читателя, а набор курсивом всего текста – только оттолкнет читателя, сделав текст неудобным для восприятия.
Чтобы грамотно и достойно оформить книгу, учитывая все писанные и неписанные правила книгоиздания, существует два пути. Первый – изучить все эти правила, заодно пролистав сотни книг, фиксируя в голове особенности их дизайна и подмечая закономерности. Второй – доверить оформление профессионалам.
Ну а благодаря этой статье, придя в издательство, вы уже сможете правильно понять задаваемые вам уточняющие вопрос: "Форзац оставим пустым, или у вас есть пожелания по его оформлению?" или "Шмуцтитулы перед главами делать будем, или главы просто буквицей выделим?"
Практика
В современных условиях можно выделить три этапа оформления книги:
• разработка макета;
• вёрстка;
• разработка внешнего оформления.
Дизайнер получает рукопись с уже внесенной в неё правкой. Ознакомившись с текстом будущей книги, он разрабатывает её макет: выбирает обрезной формат, формат полосы (или конструирует модульную сетку), шрифт, интерлиньяж и кегль, стиль спусков и заголовков, специальных страниц (шмуцтитул, содержание) и т. д.
Главными задачами книжного дизайнера являются удобство читателя и художественное выражение смысла текста. Эти идеальные задачи, как правило, корректируются общей стилистикой издательства, его маркетинговой политикой, пожеланиями заказчика. Часто бывает и так, что формат и объём книги заранее установлены договором издателя с автором.
Затем следует этап вёрстки, во время которого страницы будущей книги заполняются текстом по изготовленному макету. Если в издательстве принято разделение труда или макет выполнен приглашенным дизайнером, то вёрсткой занимается специальный сотрудник. Иногда вёрсткой книги занимается дизайнер, выполнивший её макет. Он же оформляет титульный лист, обложку (суперобложку), выбирает тип переплета и покровный материал. Элементами внешнего оформления могут выступать форзац, каптальная лента и ляссе.
Вывод
Итак, дизайн книги — это особое искусство, которое нужно познать опытным путем. Важно не забывать об общих правилах дизайна, которые используются при оформлении любого издания.
Оформление книги должно визуально привлекать потенциального читателя. Книга должна быть не только носителем информации, но и предметом искусства, потому что она является родоначальницей полиграфической продукции.
Качественное проектирование и художественное оформление книжного издания является главным залогом коммерческого успеха разрабатываемой продукции. Выбор формата, полосы набора, а следовательно, гарнитуры и кегля шрифта, элементов дизайна и иллюстрирования в целом напрямую влияет на себестоимость издания, а значит, и на его конечную цену, что особенно важно в современных условиях высокой конкуренции.
Используемая литература
1. Е.Блудова «Сокровище книги моей - экслибрис» Ж. Юный художник №7, 1997.
2. С.Ивенский «Экслибрис» Ж. Юный художник №7, 1981.
3. К.Дитмар «Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!» М.: Просвещение, 1993.
4. А.Вачьянц «Звучащее безмолвие или основы искусство знания» (рабочая тетрадь по МХК). Изд. Центр АЗ, 1996.
5. Е.Адамов «Ритмическая структура книги». М.: Книга, 1974.
6. Г.Брылов «Обложка книги». Л.: Издание академии художеств, 1929.
7. Г.Вздорнов «Искусство книги в Древней Руси». М.: Искусство, 1980.
8. Даль Владимир «Толковый словарь живого великорусского языка». Т.1, 2. М.: Терра, 1995.
9. Л.Владимиров «Всеобщая история книги». М.: Книга, 1988.
10. С.Добкин «Оформление книги». М.: Книга, 1985.
11. «Книжное искусство СССР» В 2-х томах. М.: Книги, 1983.
12. «Краткий словарь иностранных слов». М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1951.
13. Э.Кузнецов «Звери и птицы Евгения Чарушина». М.: Советский художник, 1983.
14. В.Ляхов «Оформление советской книги». М.: Книга, 1966.
15. Ю.Молок «Владимир Михайлович Конашевич». Л.: Художник РСФСР, 1969.
16. А.Сидоров «Искусство книги». М.: Книга, 1979.
17. В.Фаворский «Литературно-теоретическое наследие». М.: Советский ху-дожник, 198.
18. «Художественное конструирование и оформление книги». М.: Книга, 1971.
19. «Энциклопедический словарь юного художника». М.: Педагогика, 1983.
20. Л.Кудрявцева «Они творили и творят для самых маленьких». Ж. До-школьное воспитание, 1994, №4.
21. С.Овчинникова «Создатель детской книги нового типа». Ж. Дошкольное воспитание, 19994, №11.