Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
• аппликация (способ создания орнаментов или художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных тканей или бумаг);
• инкрустация (оформление переплетной крышки книжного блока рисунком, выполненным из кусочков металла, дерева, кости, перламутра, врезанных в переплетную крышку. Используется для подарочных изданий и выполняется вручную);
• оплетка кантов (способ оформления кантов книжного блока);
• украшение обрезов книжного блока (раскраска обреза книжного блока — нанесение на обрез книжного блока специальной краски на основе латекса; металлизирование обреза книжного блока — покрытие обреза книжного блока слоем металла (сусальное золото);
• термоподъем (отделка отпечатанных изображений специальными термопорошками, изменяющая рельеф оттиска под воздействием теплового излучения);
• припрессовка пленки (ламинирование).
2. Суперобложка
Суперобложка — дополнительная отдельная обложка издания, выполненная, как правило, из глянцевой или матовой бумаги. Суперобложки предохраняют переплет от загрязнения и повреждений, а также служат для расширения и обогащения возможностей внешнего оформления. И конечно же — выполняют рекламную функцию. Обычно за декоративно насыщенной суперобложкой следует лаконично оформленный переплет (рис. 3).
Рис. 3
Возможны и другие варианты:
• суперобложка и переплет изобразительно насыщены, но разнотемны и потому различаются по композиции, характеру решения и т.д.;
• суперобложка и переплет однотемны, но разнятся по композиции, технике исполнения и т.д.;
• суперобложка в точности повторяет композицию и рисунок переплета, но в другой цветовой аранжировке, что вместе с другим материалом и печатью создает своеобразное и отличное от переплета впечатление.
Для обеспечения сохранности оформления и повышения его привлекательности некоторые ценные издания (подарочные, сувенирные и пр.), независимо от того, есть на них суперобложка или нет, снабжают футляром (рис. 4).
Рис. 4
3. Форзац
Форзац — элемент внешнего оформления изданий, предназначенный для скрепления книжного блока с переплетной крышкой. Форзац является большим «плацдармом» для творчества при оформлении издания, он дает дизайнеру возможность выразить характерные особенности произведения, настроить читателя на нужное его восприятие.
Помимо художественной информации на форзаце может содержаться справочная информация, например таблица химических элементов, географическая карта, исторические сведения и т.д. Такие форзацы, как правило, применяются для учебной и справочной литературы.
Форзацы могут быть одноцветными и цветными, а также беспредметными или тематическими (рис. 5 и 6).
Рис. 5 Форзац в стиле акватипии
Рис. 6
Одноцветные форзацы изготавливают из белой или цветной бумаги с гладкой или фактурной поверхностью. Нельзя сказать, что простой белый форзац не имеет смыслового и эстетического значения — помещенный между ярким переплетом и нарядным титулом, он воспринимается как своеобразная пауза между двумя большими зрительными впечатлениями и по контрасту усиливает их. Однотонный цветной форзац, подобранный по цвету в сочетании с переплетом или в контрасте с ним, усиливает впечатление от него и подчеркивает гармоничность издания.
Форзацы тематическиизобразительного характера делятся на орнаментальные, эмблематические, сюжетноиллюстративные, иллюстративносимволические и др. Орнаментальные форзацы применимы практически во всех видах изданий. Реже применяются форзацы эмблематические. Они встречаются в изданиях научной, политической, художественной литературы. Форзацы с иллюстрацией в виде жанровой сцены применяются в основном для художественной и научнопопулярной литературы.
Особо иллюстрированные издания, обычно нарядно оформленные, требуют форзаца скорее простого, хотя и на плотной, высокого качества бумаге, в то время как массовые издания, особенно без иллюстраций, нуждаются в красивом, нарядном форзаце, служащем порой единственным украшением книги.
На выбор того или иного вида форзаца также влияет тираж книги. Влияние это не прямое, а косвенное — оно проявляется в зависимости от материальных и полиграфических возможностей, которыми располагает издательство (типография).
В художественном отношении оформление форзаца сложно взаимодействует с системой иллюстрирования, в частности с особенностями композиции и дизайна титульного листа, переплета (суперобложки). Как правило, в первую очередь решается вопрос об иллюстрациях и оформлении книги, затем об оформлении титула, суперобложки, переплета и только после этого устанавливают, каким будет форзац.
Элементы внутреннего оформления издания
Отдельные страницы книги (титульный лист, оглавление, рубрики — шмуцтитулы, начальные и концевые полосы), а также выходные данные, вспомогательные разделы, основной текст книги входят в элементы внутреннего оформления книги. Так же как элементы внешнего дизайна, они оформляются в соответствии с видом литературы, к которому относится произведение, его литературным и издательским жанром, назначением книги и возрастными особенностями читателя.
Титульный лист
Титульный лист — это страница в начале книги, на которой размещены выходные сведения издания, а именно:
• имя авторов или автора (при количестве авторов более трех эта информация выносится на оборотную сторону титульного листа);
• название книги или произведения (эта информация считается самой важной, поэтому должна быть графически выделена);
• имя художникаиллюстратора или фотографа (применяется для художественных изданий, иногда переносится на оборотную сторону титульного листа);
• название издательства и город, в котором оно расположено;
• год издания книги;
• название серии, в которой выходит издание (если она существует).
Ошибкой будет считать, что титульный лист состоит из одной страницы. В большинстве изданий он занимает несколько страниц.
Одинарный титульный лист занимает две страницы, или один бумажный лист (с оборотом). Оборот титула отводится под выходные сведения, поэтому дизайнеру необходимо расположить всю информацию на одной странице книги.
Двойной титульный лист занимает четыре страницы (два листа с оборотом) — рис. 7. Выходные сведения попрежнему занимают одну страницу, на других страницах можно просторно и красиво расположить остальную информацию. В двойном титульном листе выделяют отдельные страницы в зависимости от информации, которая на них вынесена.
Рис. 7 Двойной титул
Первая страница двойного титульного листа, примыкающая к форзацу, называется авантитулом. Он открывает книгу, и считается, что его не следует перегружать информацией. Обычно на авантитуле указывается серия, к которой принадлежит издание (при наличии таковой), название произведения либо логотип издательства. Иногда на нем размещают девиз серии или данной книги, или даже иллюстрацию, создающую у читателя соответствующие настроение. Авантитул предваряет, но не дублирует титул и не равнозначен ему, поэтому его текст должен набираться меньшим кеглем, нежели текст титульного листа.
Под выходные сведения издания отводятся обложка, титульный лист, оборот титульного листа и концевая страница книги.
Лицевая страница титульного листа однотомной книги обязательно должна включать следующие элементы:
• данные об авторе (авторах) — имя автора или имена не более трех соавторов (инициалы и фамилия, имя и фамилия);
• заглавие издания;
• тематическое подзаглавие — этот элемент очень важен для читателя, поскольку уточняет тематическое содержание книги с образным названием;
• литературный жанр — указывается в моноиздании, когда обозначен автором или издательством, и в сборнике — по воле составителя или издателя;
• вид и подвид издания (справочник, словарь, учебник и пр.);
• читательский адрес — указывается, если издательство считает это целесообразным («для работников печати», «для дошкольного возраста»);
• сведения о том, с какого языка сделан перевод, и имя переводчика — в переводном издании;
• сведения об утверждении издания в качестве учебного, официального или нормативного;
• сведения о переиздании в переиздаваемых книгах;
• место выпуска книги;
• имя издателя (название издательства);
• год выпуска книги.
На оборотной стороне титульного листа указываются:
• имена авторов (если количество авторов более трех);
• имена составителей, ответственных и научных редакторов (для хрестоматий, собраний сочинений);
• имена фотографов и/или иллюстраторов;
• специальные библиотечные индексы для каталогизации;
• международный стандартный номер книги (ISBN);
• макет аннотированной каталожной карточки (часто выносится на одну из последних страниц книги);
• информация об авторских правах.
Это самые важные для читателя элементы выходных сведений, поэтому они присутствуют в начале книги.
На концевой странице книги (рис. 8) размещают предвыпускные и выпускные данные. В состав предвыпускных данных входят следующие элементы:
• в российском издании не на русском языке — выходные сведения с титульного листа в переводе на русский язык;
• вид издания по социальнофункциональному (целевому) назначению;
• в моноиздании — псевдоним или полная форма имени автора;
• заглавие книги;
• должность (роль), инициалы и фамилии участников создания книги.
Рис. 8
Выпускные данные — это часть выходных сведений, в которой дается производственнотехническая характеристика издания (формат, гарнитура основного текста, вид и номер бумаги, основной способ печати, тираж, объем издания в усл. п. л. и уч.изд. л.), даты его прохождения в производстве, названия и адреса издательства и типографии, номер заказа издательства.
Выходные сведения также размещаются на обложке, переплете и суперобложке. Так, обязательны на обложке выходные сведения, когда титульный лист в издании отсутствует. В таких случаях на лице передней сторонки обложки приводят те выходные сведения, которые обычно размещают на титульном листе, а на ее обороте — выходные сведения, которые обычно размещают на обороте титульного листа.
При нехватке места на концевой странице и обороте титульного листа для предвыпускных и выпускных данных разрешается заверстывать их на лицо или оборот задней сторонки обложки.
В серийных книгах, особенно при популярности серии, есть смысл вынести на переднюю сторонку заглавие серии или ее марку. То же самое относится к месту выпуска и названию издательства в случаях, когда эти данные значимы для продажи книги, то есть если они сами по себе способны привлечь внимание покупателя. В рекламных целях на переднюю сторонку обложки выносят основные заголовки, если они могут вызвать у читателя интерес к книге, либо наиболее яркие цитаты из текста.
На корешке обложки, переплета при толщине блока свыше 9 мм необходимо указывать: имя автора (авторов), заглавие издания, обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий), первые и последние слова (для многотомных справочных изданий). На практике ставят только цифру номера, что вполне достаточно читателю для поиска тома на полке по корешку.
Для переплета действительны те же положения, что и для обложки. Разница лишь в том, что для размещения выходных сведений на переплете можно использовать только внешние поверхности сторонок.
На суперобложке печатают все те же сведения, что и на обложке, лишь внутренние части оставляют чистыми, так как они закрыты от глаз читателя. Однако внешнюю сторону клапанов суперобложки широко используют для рекламноинформационных текстов, в том числе для аннотации, цитат и т.п.
Оглавление (содержание)
Оглавление (содержание) — указатель заголовков книги, содержит информацию о произведениях, включенных в книгу (если их несколько) и/или о разделах произведения (частях, главах).
Оглавление выполняет следующие функции:
• справочнопоисковая — позволяет найти нужный фрагмент текста;
• информационнопояснительная — дает читателю общее представление о тематическом содержании книги, о структуре одного или ряда произведений (то есть об освещаемых в каждом произведении темах и связях между ними);