Файл: Нейролингвистическое программирование (НЛП) (Принципы НЛП).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 3
Методы гипноза в НЛП. Подстройка.
Гипноз - состояние, когда сознание человека отключено или подавлено, а внешние воздействия воспринимаются подсознанием с присущими ему правилами обработки. Техники эриксоновского гипноза — это коммуникативные техники. Это косвенное внушение.
Цель — всё та же, что и НЛП, но принимается оно намного легче. В сеансе гипноза может использоваться как сопровождение – оказание клиенту помощи в погружении в его собственный, уже прожитый им опыт, так и ведение – создание нового опыта (естественно, на базе имеющегося) на основе предложенного терапевтом сюжета.
В сеансе гипноза может использоваться как сопровождение — оказание клиенту помощи в погружении в его собственный, уже прожитый им опыт, так и ведение — создание нового опыта (естественно, на базе имеющегося) на основе предложенного терапевтом сюжета.
При сопровождении перед терапевтом стоит задача помочь человеку как можно полнее погрузиться в его воспоминания то есть увидеть образы, может быть, услышать звуки, испытать телесные ощущения, прожить эмоции и т. д. Для этого терапевт «сопровождает» описывает клиенту его (то есть клиента) субъективный опыт. Как показывает практика, когда человек вспоминает о чём-то в трансе с помощью сопровождения, такое воспоминание, как правило, ярче, полнее и детальнее, чем если бы он вспоминал об этом сам по себе. Перед терапевтом при этом стоит нелёгкая задача — максимально достоверно описать другому человеку субъективный опыт этого человека, о котором он практически ничего не знает, кроме того немногого, что ему, может быть, предварительно сообщили.
Кто умеет делать сопровождение — тот умеет делать всё.
Жоп Годен
В эриксоновском гипнозе много техник. Но есть одна техника, которая стоит особняком. Это техника, которая называется «Сопровождение в приятном воспоминании». Это, с одной стороны, учебное упражнение, на нём обычно начинают учиться эриксоновскому гипнозу. С другой стороны, техника наведения транса и, с третьей стороны, терапевтическая техника.
Описание должно совпадать с субъективным опытом клиента, то есть быть конгруэнтным. Конгруэнтность описания помогает клиенту оставаться в трансе. Инконгруэнтность, то есть несовпадение описания с субъективным опытом человека, выводит его из транса.
Инконгруэнтность обычно возникает в конкретных деталях; очень трудно оставаться конгруэнтным в деталях, если они тебе не известны достоверно. Например, терапевт говорит клиенту, находящемуся в трансе: «Ты лежишь на пляже, слышишь шорох волн, ощущаешь запах водорослей, чувствуешь приятное прикосновение кожи к нагретому солнцем песку...» и вдруг клиент выходит из транса и с недоумением смотрит на терапевта. Не было никакого песка — пляж был галечный. Описание не совпало с субъективным опытом клиента — оказалось инконгруэнтным.
Описывать субъективный опыт другого человека, оставаясь при этом конгруэнтным, позволяют неопределённые слова.
Терапевт не может почувствовать то, что чувствует клиент, он может опираться только на то, что видит, — на внешне наблюдаемые признаки. Существует целый ряд внешне наблюдаемых признаков гипнотического состояния — так называемые минимальные признаки транса.
1. Неподвижность. В норме человек никогда не сидит совершенно неподвижно. Если вы общаетесь с человеком или с группой людей и видите, что они сидят неподвижно, — значит, они в трансе.
2. Закрывание глаз. Когда человек спонтанно, сам закрывает глаза, это значит, что он входит в транс.
3 Расслабление. Мышцы тела расслабляются.
Уплощение лицевых мышц. Лицевые мышцы расслабляются, лицо становится немножко «маскообразным».
4. Изменение диаметра зрачков. При открытых глазах зрачки сужаются или расширяются.
5. Замедление дыхания. Дыхание ставится более медленным и ровным. Замедление сглатывания. В трансе замедляются рефлексы — в том числе рефлекс сглатывания. Появляется характерное трансовое сглатывание — замедленное; хорошо видно, как оно «прокатывается» по горлу.
6. Мышечные подёргивания. Палец, кисть, рука или нога могут дёрнуться вследствие мышечного сокращения — как это иногда бывает, когда засыпаешь.
7. Используя своё воображение, человек может осуществить так называемую диссоциацию от тела — «увидеть» своё тело со стороны. Эриксон предлагал своим пациентам посмотреть на своё собственное тело, сидящее на соседнем стуле. Диссоциация от тела может возникать спонтанно при травматических переживаниях.
В ходе сопровождения в приятном воспоминании клиент находится здесь и одновременно в другом месте, это — пространственная диссоциация. Он находится в настоящем времени и одновременно в прошлом — это временная диссоциация.
Известный французский невролог Пьер Жане отмечал, что диссоциация характерна для гипноза. Он говорил, что в гипнозе есть словно две психики: одна — связанная с сознанием и волей, а другая — не обладающая сознанием и волей, но способная осуществлять сложные акты. Это автоматические действия, диссоциированные от нормального сознания, неподконтрольные сознанию человека.
Концепцию П. Жане развил Э. Хильгард. Если П. Жане говорил о двух психиках, которые в гипнозе могут действовать раздельно, то Э. Хильгард говорит о том, что психическое функционирование человека можно представить как совокупность подсистем, и в гипнозе эти системы можно изолировать одну от другой. Это так называемая неодиссоциация по Хильгарду.
Диссоциация часто возникает в гипнозе, она характерна для гипноза, это — типичный гипнотический феномен. Поэтому, способствуя диссоциации, терапевт способствует гипнозу.
Основная для эриксоновского гипноза диссоциация — это диссоциация сознания и бессознательного.
В ситуации, когда один человек оказывает помощь другому, а психотерапия, консультирование относятся именно к таким ситуациям, первое, что необходимо сделать, это построить определённые отношения.
Такие отношения называются «помогающими», «терапевтическими», «фасилитирующими» (от латинского «фасилитаре» — облегчать. Они облегчают личностный рост и изменение).
Эти отношения не есть нечто искусственное, придуманное психологами. Это те нормальные, хорошие человеческие отношения, которые существуют между учителем и учеником, если это хороший учитель; между врачом и пациентом, если это хороший врач; между родителем и ребёнком, если это хороший родитель. Во всех этих отношениях есть нечто общее: это отношения доверия и принятия.
Когда терапевтические отношения созданы, то будут работать любые техники, и будут давать результат. Если же отношения не созданы — то не будет работать даже самая совершенная техника; работа терапевта превратится в демонстрацию своего технического совершенства, в каскад техник. Не будет самого главного — изменения у клиента. Ответственность за установление этих отношений лежит на терапевте. Умение создавать терапевтические отношения является профессионально значимым качеством терапевта. Эти отношения нужно установить быстро — в первые несколько минут контакта. А это можно сделать, только используя техники. Эти техники называются «гармонизация с клиентом», или просто «гармонизация» (в НЛП — «подстройка»).
Факт взаимной гармонизации давно и хорошо известен. Известно, что когда люди долго живут вместе, гармонизация происходит у них даже на уровне биологических процессов. Когда люди разговаривают и хорошо понимают друг друга, они часто сидят в одинаковых позах, делают одинаковые жесты и даже одна и та же мысль может прийти им в голову одновременно. Они хорошо понимают друг друга — и гармонизируются, как бы транслируют друг другу сообщение: «Мы с тобой хорошо понимаем друг друга, поэтому мы гармонизируемся». В техниках гармонизации транслируют сообщение: «Мы с тобой гармонизируемся — значит, мы понимаем друг друга». Все техники гармонизации на разных уровнях и с помощью разных способов стремятся донести до человека одно и то же послание — то самое, которому медведь Балу обучал маленького Маугли, чтобы его никто не обижал в джунглях: «Мы с тобой одной крови — ты и я». Как и все базовые техники, гармонизация должна быть оттренирована, «поставлена на автомат», чтобы выполнять её, не думая. Гармонизация осуществляется одновременно на нескольких уровнях.
Гармонизация на уровне тела («подстройка позой») Копируются поза и жесты клиента. Терапевт как бы транслирует клиенту послание: «Мы с тобой одной крови — ты и я: мы сидим одинаково, мы движемся одинаково». Поза выражает эмоциональное состояние человека. Если у человека горе и он сидит, согнувшись, подпирая рукой лоб, а терапевт слушает его, развалившись, положив ногу на ногу, то он тем самым показывает клиенту, что они находятся в разных эмоциональных состояниях, а это значит, что терапевт не понимает того, что происходит с клиентом. Фактически он транслирует клиенту послание «Сытый голодного не разумеет». Если же слушать, приняв позу внимания — чуть наклонившись, подпирая рукой подбородок, то абрис позы будет одинаковым — и вместе с тем без передразнивания. То же самое относится к жестам. Люди жестикулируют во время разговора, эти жесты выражают их эмоциональное состояние. Копировать нужно не жест полностью, а намерение жеста, делать едва намеченный жест. Гармонизация на уровне дыхания. Дыхание — уникальный физиологический процесс: непроизвольный, но поддающийся произвольной регуляции. Это как бы естественный «мостик» между сознанием и бессознательным. Поэтому, в частности, многие восточные медитативные техники построены на дыхании. Гармонизироваться на уровне дыхания — это значит засечь ритм дыхания человека (его хорошо видно в районе горла, груди, краёв одежды) и начать дышать в том же ритме. При этом неявно передаётся послание: «Мы с тобой одной крови — ты и я, мы дышим одинаково».
Подстройка по дыханию сохраняется и тогда, когда терапевт говорит. Для этого используется приём, который называется «говорение на выдохе клиента». Терапевт говорит, когда клиент выдыхает, и молчит, когда он делает вдох. В результате он дышит с ним в такт, потому что говорить можно только на выдохе. Клиент выдыхает — терапевт говорит, клиент делает вдох — терапевт набирает воздух для следующей фразы. В результате оба дышат синхронно.
При этом речь очень замедляется. И естественным образом возникает стремление в выдох клиента уложить как можно больше текста. И в результате сама собой получается типичная «гипнотическая» речь: убаюкивающая, ритмичная (причем это ритм самого клиента, потому что он задаётся его дыханием). Гармонизация на уровне образов и речевых оборотов клиента
Следующий уровень гармонизации — использование образов и речевых оборотов клиента. Клиенту как бы транслируется послание: «Мы с тобой одной крови — ты и я, мы говорим одинаково». У каждого человека есть типичные речевые обороты, часто он сам их не осознаёт. Наша речь изобилует образами. С помощью образов мы описываем свои состояния. С помощью образов люди описывают свои симптомы и проблемы. Человек может сказать: «Голову как тисками сжимает», «Голова словно взрывается изнутри», «Голову просто распирает», «По голове словно молотом бьют». Это всё — образы. Для того, чтобы говорить на языке клиента, чтобы у него возникало ощущение понятости и разделённости, важно использовать его собственные образы и речевые обороты. В предварительной беседе с ним надо «засечь» несколько типичных для него образов и речевых оборотов и использовать их в своей речи. Слишком много не надо, достаточно трёх-четырёх. Гармонизация на уровне ценностей. То, что для человека важно, то, что он ценит в жизни, образует его систему ценностей. Эта система иерархизирована: одни ценности более важны, другие — менее. Иерархия ценностей — важный элемент личностной структуры. Совпадение ценностей создаёт между людьми чувство общности.
На этом уровне клиенту как бы транслируется послание: «Мы с тобой одной крови — ты и я, у нас ценности одинаковые». Гармонизация на уровне ценностей осуществляется с помощью двух основных приёмов. Первый заключается в том, что терапевт ищет в своей личной истории реальные пересечения с историей клиента, ищет среди своих ценностей ценности, совпадающие с ценностями клиента, и мимоходом сообщает ему об этом («мы оба автомобилисты», «мы оба служили в армии», «мы оба любим музыку», «мы оба бегаем по утрам» и т. д.). Второй приём заключается в том, что, беседуя с клиентом, терапевт пытается понять, что для него важно и ценно, и на время совместной работы разделяет с ним эти ценности. Чем лучше знаешь человека, тем легче осуществлять гармонизацию на уровне ценностей.
Одна из отличительных особенностей использования языка в эриксоновском гипнозе заключается в том, что это многоуровневый язык, как минимум двухуровневый, иногда — больше. Эриксоновский двухуровневый язык заключается в том, что человеку что-то говорят — адресуют ему послание на уровне сознания, но в этом послании есть второй смысл, другое послание, которое адресуется на другой уровень — бессознательному. Желательно, чтобы этот уровень смысла сознанием не распознавался. Эриксон писал: «Я с детства практиковался в том, чтобы говорить на двух или трёх уровнях. Я мог разговаривать с одноклассниками, и один из них мог думать, что я говорю о собаке, другой — что я говорю о воздушном змее, а третий думал, что я рассказываю о футболе». В течение всей жизни Эриксон ежедневно читал на ночь страничку из словаря. Он говорил об этом: «Когда вы читаете разные определения одного и того же слова, это полностью меняет ваши представления о слове и о том, как можно использовать язык».
Методы и техники НЛП
Серьезное влияние на методологию НЛП оказали открытия нейрофизиологии о межполушарной асимметрии мозга человека. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией, чтение, счет. Функция правого – оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности человеческих лиц), продуцирование сновидений.
Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки материала, то есть типом мышления. Процессы восприятия слов и образов протекают в них неодинаково.
Считается, что в правом полушарии скрыто бессознательное, а в левом – сознательное. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом. Относительное доминирование лево- или правополушарного мышления во многом определяет психологические особенности человека. В практике НЛП для того, чтобы обратиться напрямую к правому полушарию (то есть к бессознательному) следует использовать метафорический, образный, символический язык, что погружает человека в транс»
По сути своей НЛП и есть моделирование, то есть создание у человека новой модели или модификация старой.
Воздействие на себя или на другого человека происходит только через его систему восприятия, называемую в НЛП репрезентативной системой.