Файл: Нейролингвистическое программирование (НЛП) (Принципы НЛП).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 3
Переходя к разговору о симптомах, с которыми работает НЛП, трудно определить границы возможностей его применения. Благодаря тому, что использование методов НЛП позволяет консультанту «проникнуть за симптом» и выйти на уровень работы с мыслительными стратегиями человека, НЛП может удовлетворить достаточно обширные запросы людей. Конечно, стоит помнить, что НЛП не панацея и не волшебная палочка, это наука о ментальных процессах человека, основанная на современных исследованиях мозга и возможностей человеческого организма, знаниях в области лингвистики, антропологии, психологии, теории систем, кибернетики и многих других наук. В связи с тем, что до недавнего времени в нашей стране объективной информации «из первых рук» об НЛП было мало, некоторые «специалисты» пытались создать вокруг него ореол сверхъестественности. Действительно, хороший специалист НЛП может проанализировать и выделить объективные элементы в работе людей с так называемыми паранормальными способностями (сейчас активно изучаются психофизеологические феномены народов Индонезии, Африки, Мексики, Южной Америки), но все найденные объяснения пока что вполне укладываются в рамки сенсорных возможностей человека.
Естественно, что все перечисленные выше критерии работы относятся только к тем НЛП-консультантам, которые прошли полное и качественное обучение НЛП, отвечающее международным стандартам. В настоящее время культура психотерапии, а следовательно, и рынок консультационных услуг в нашей стране только развиваются. Поэтому сейчас люди обращаются к психотерапевтам, в основном, для разрешения трудностей. Очень редки случаи, когда клиенты обращаются за помощью в самосовершенствовании, достижении успеха, повышении эффективности своей деятельности, хотя НЛП имеет достаточно много полезных инструментов для работы в подобных ситуациях.
И так, вот лишь часть симптомов, с которыми обычно обращаются клиенты к НЛП-психотерапевтам: трудности в общении, разрешение конфликтных ситуаций, работа с собственными ограничивающими состояниями (неуверенность, мнительность, несдержанность и др.), зависимость от других людей, внутренние конфликты и трудности выбора, злоупотребления (курение, алкоголизм, наркомания) и вредные привычки, страхи и фобические реакции (страх высоты, темноты, одиночества, страх после аварий, катастроф и стихийных бедствий), соматические аллергии, контроль веса и различные психосоматические заболевания (язвенная болезнь желудка, мигрень, гипертоническая болезнь, многие сексуальные расстройства и др.), трудности адаптации к новой социальной среде (перемена места жительства, социального статуса и др.), подготовка к хирургическим операциям и продолжительному лечению, кризисные периоды в жизни (развод, сложная беременность, неопределенность будущего и др.), работа с горем (утрата близкого человека) и депрессивными состояниями. Есть еще много потенциальных возможностей применения НЛП, например, как показывает зарубежный опыт, использование подходов и методов НЛП в психоневрологических и онкологических клиниках дает устойчивые положительные результаты.
Реимпринтирование себя.
Личность психотерапевта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство. Психотерапия — это не теоретические знания, а навыки личности. По существу основная техника психотерапии — это «Я как инструмент». Следует подчеркнуть, что никто не рождается психотерапевтом. Требуемые качества не врожденные, а приобретаются в течение жизни. Личностная готовность к психотерапевтической работе заключается в проработанности у себя собственных проблем, нерешенность которых может стать барьером и тормозом в профессиональной деятельности.
Импринт это некоторое зафиксированное в вашем бессознательном последствие стрессов и психотравм. Как утверждает Р. Дилтс, импринт — это значимый опыт или период жизни из прошлого, когда у человека, помимо других последствий психотравмы, сформировалось некое убеждение или ряд убеждений. При этом опыт импринтинга часто включает в себя вполне определенное бессознательное ролевое моделирование значимых других. Целью реимпринтинга (вышеописанной техники НЛП) как раз и является обнаружение ресурсов, необходимых для изменения убеждений и обновления этих самых сформированных ролей-моделей (а не просто разрешение эмоциональных проблем, связанных с некоторым событием, как это происходит в технике изменения личной истории).
Техника реимпринтирования в «классическом» варианте делается следующим образом.
1. Определите конкретные физические проявления симптомов, с которыми вам надо работать. Любым образом изобразите линию времени, встаньте на ней на точку, соответствующую настоящему, и повернитесь лицом по направлению к будущему. И, сконцентрировав свое внимание па физическом проявлении ваших симптомов и на убеждениях, с ними связанных, начните медленно двигаться назад, задерживаясь па тех местах, которые, как вам кажется, имеют отношение к симптому или к связанным с ним убеждениям. Продолжайте двигаться назад по линии времени до тех пор, пока не достигнете самого раннего события, связанного с этими симптомами или, убеждениями.
а) Удерживая это («регрессивное») ассоциированное состояние, расскажите о своих ощущениях, обобщениях или убеждениях, связанных с данным событием. Следите за тем, чтобы речь шла от первого лица и в настоящем времени («Я чувствую слабость и желание сделать так, чтобы меня здесь не было»).
б) Отступите еще па шаг назад — на то место на линии времени, когда событие с импринтом еще не произошло. Когда вы это сделаете, вы должны почувствовать себя по-другому — как если бы импринт еще не оказывал на вас никакого психического и физического воздействия.
2. Сойдите с линии времени и, вернувшись в настоящее из метапозиции, посмотрите назад, на событие, связанное с импринтом.
а) Отметьте воздействие, которое это раннее событие оказало па вашу жизнь. Выразите словами любые другие обобщения или убеждения, сформированные в результате импринтинга (многие убеждения часто формируются «post factum»). На этот раз говорите о себе в третьем лице и в прошедшем времени, например: «Он/ она (или мое молодое «Я») думал/думала, что... И решил(а), что...»
б) Найдите позитивную цель или вторичную выгоду симптомов или реакций, сформировавшихся во время импринтинга. Какую позитивную функцию выполняли эти симптомы в отношении прошлых событий?
3. Определите значимых других, участвующих в процессе импринтинга. (Некоторые симптомы могут возникать только при ролевом моделировании значимых других.) Учтите, что значимые другие необязательно должны физически присутствовать во время этих событий. Иногда импринтинг происходит потому, что значимый другой в момент импринтирующей ситуации находился где-то в ином месте (и таким образом оказался «интернализированным» — т.е. как бы включенным в себя).
а) Ассоциируйтесь с каждым из значимых других (как бы войдите в него) и ощутите ситуацию импринтинга с их точки зрения. Опишите, что они думали и чувствовали, используя язык первого лица.
б) Перейдите из позиции восприятия значимых других в точку, находящуюся вне линии времени, и найдите позитивное намерение в их действиях и реакциях (учтите — оно обязательно было!).
4. А теперь для каждого из людей, участвующих в ситуации импринтинга:
а) определите те ресурсы и возможности выбора, которые нужны были этому человеку прежде. Которых у него не было там и тогда, по которые есть у вас здесь и сейчас. Помните, что вам не надо ограничивать себя теми способностями, которыми вы или значимый другой обладали в то время. Поскольку у вас (но не у значимых других) сейчас есть эти ресурсы, используйте их для того, чтобы помочь изменить этот «их — ваш» опыт;
б) встаньте на вашу линию времени в том месте, где вы в наибольшей степени ощущали присутствие данного ресурса (в ситуацию, где этот ресурс был), и «проживите вновь» со всей возможной полнотой то, как он ощущался, звучал и выглядел. Заякорите эти ощущения, создав представление ресурса в виде, например, энергии, света или звука;
в) продолжая стоять на точке ресурса, передайте его назад по линии времени каждому человеку в системе, кому он требовался. Это можно сделать метафорически, например, посылая волну энергии, луч света или звук;
г) когда вы почувствуете, что ресурс передан, сойдите с линии времени, вернитесь на то место, где произошел импринтинг, встаньте в позицию человека, которому был нужен ресурс, и вновь переживите данную ситуацию с точки зрения этого человека, уже обладающего новым ресурсом;
д) снова ассоциируйтесь, но уже с вашей собственной позицией внутри ситуации импринтинга и обновите или просто измените состояние, оценки, убеждения и обобщения, которые вы теперь могли бы вынести из этого опыта. Выразите их словами от первого лица единственного числа в настоящем времени.
Повторите эти шаги для каждого значимого человека, участвовавшего в ситуации импринтинга.
5. Определите наиболее важный ресурс или убеждение, которые могли бы понадобиться вашему молодому «Я». Заякорите его и отнесите назад по линии времени в точку до импринта. «Введите» этот ресурс в ваше более молодое «Я» и пройдите с ним по всей линии времени до настоящего, внимательно следя за изменением ощущений.
НЛП в переговорах.
В сегодняшнем мире, управляемом информацией и знаниями, традиционные правила ведения переговоров мало используются. Нужны новые, системные подходы к искусству договариваться. Ни один человек не может действовать так, будто живет в одиночку. Всегда есть люди, которые играют важную роль в нашей жизни и в наших делах.
Мы не сможем полностью преуспеть до тех пор, пока не научимся управлять нашими отношениями в том направлении, которое поможет нам двигаться к нашим целям. А у других людей, конечно, имеются свои цели. Очевидно, что одним из ключей к эффективным отношениям является изучение возможностей создавать ситуации, которые приносили бы пользу (выгоду) всем сторонам.
Как не поддаться на уловки партнера и провести переговоры с пользой для дела?
По словам Сент-Экзюпери, «общение — наивысшее наслаждение». Но около 70% людей терпят неудачу в бизнесе лишь потому, что не умеют правильно себя преподнести на деловых встречах, занять лидирующее положение в ходе беседы.
Переговоры — это процесс двустороннего обмена информацией, нацеленный на достижение договоренности в условиях частичного совпадения интересов сторон.
Профессиональные навыки ведения переговоров, знание техники помогут достичь желаемого результата. Переговоры напоминают игру, когда все участники сосредоточенно просчитывают ходы друг друга. Успех сопутствует тому, кто лучше маневрирует и готов уступить, реализуя продуманную стратегию.
С точки зрения психологии, деловые переговоры — это борьба, конкуренция. И стоит только продемонстрировать слабость, эмоциональную неуравновешенность, как другая сторона непременно воспользуется ситуацией, чтобы настоять на своем.
Люди, успешные в ведении переговоров, всегда стараются придерживаться присущего победителю стиля поведения. Они скорее настойчивы, чем агрессивны, и выступают против враждебности, даже если другие не хотят сотрудничать.
С помощью жестикуляции можно задать беседе нужный тон. Вполне возможно научиться управлять своим волнением, эмоциями, так же как и психологически подготовиться к переговорам.
Ключевые моменты поведения, необходимые для успешных переговоров:
- Будьте гибкими. Начинайте ваши переговоры с установки конкретных целей. Будьте готовы менять правила игры в зависимости от ваших знаний о желаниях собеседника.
- Четко заявляйте о ваших целях. Просите людей описать их пожелания конечного результата переговоров. Это является решающим фактором, если вы хотите победить. Но одна только идея не приведет к выполнению ваших или их намерений. Победа на переговорах — это когда и вы, и ваш оппонент, работая вместе, открываете методы для достижения, как ваших целей, так и целей клиента (оппонента).
- Концентрируйтесь на причинах, а не на самих позициях. Если у вас с клиентом разные мнения, выясните причину этих различий. Если вы так думаете — значит есть причина, по которой вы приняли это решение.
- Ищите варианты. Концентрируйтесь на творческом создании альтернативных решений, идей и возможностей, которые лучше всего соответствовали бы целям обеих сторон. Одна голова — хорошо, а две — лучше.
- Не торопитесь. Не отвечайте на давление или срочность принятием скоропалительного решения. Сделайте паузу, чтобы дать самому себе время на раздумья о дальнейших ваших действиях.
Как человек, участвующий в переговорах, вы должны знать, что точка зрения других людей на важность вопросов может отличаться от вашей собственной. Все люди видят вещи по-своему. Понимание того, во сколько оценивает ваш собеседник каждую позицию, позволит вам эффективно отвечать.
Удивительно, но факт: в личных отношениях умение вести переговоры является залогом долгих, стабильных, интересных отношений (проверено на практике!).
В НЛП создано множество моделей эффективного влияния на собеседника; для успешных переговоров чрезвычайно важно знание, понимание и применение навыков НЛП. Поэтому модели и техники НЛП используются в тренингах переговоров весьма активно и плодотворно.