Файл: Нейролингвистическое программирование (НЛП).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 426

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Восприятие ситуации с 4 позиций

с точки зрения себя

с точки зрения своего собеседника

с точки зрения постороннего наблюдателя

с точки зрения всей этой системы отношений

Взгляд постороннего наблюдателя самый объективный, но подстроиться под это восприятие, и, тем более, удерживать его, очень сложно.

На этих 4 позициях построено большинство методов НЛП. Это основание, заключается в следующих этапах:

  1. видеть себя с проблемой;
  2. видеть себя без проблемы;
  3. видеть другого человека, который верит, что Вы — самый лучший, любит Вас;
  4. трансформировать свои переживания в переживания этого человека, используя его язык, модальность восприятия и т.п.;

При речевом воздействии после установления раппорта в ход пускаются так

называются. речевые стратегии. Необходимо отметить, что без наличия раппорта

все эти методы, скорее всего, окажутся неэффективными.

1. Трюизмы.

Трюизм – это некое выражение или утверждение, как бы совершенно истинное:

1. Каждый человек хоть когда-нибудь спит.

2. Все мы можем что-нибудь забыть.

3. Москва – столица России.

4. Вы можете сесть на этот стул.

Не смотря на свою простоту, трюизмы очень хорошо действуют и весьма

эффективны. Если вы, например, хотите помочь человеку измениться, вы можете начать с фразы:

– Все люди могут меняться.

Против такой конструкции никто возразить совершенно не в состоянии. Потому что, действительно, люди могут меняться. Но «клиент» тоже человек, следовательно и он на это способен. Часто встречающаяся ситуация при попытке решить какую-то проблему – это неверие человека в то, что он способен ее решить. А при помощи такой достаточно простой манипуляции вы можете обойти это его ограничивающее убеждение.

Трюизм помогает направить человека в нужное вам русло, задать некое

направление движения его мысли.

– Бизнесмены часто подписывают контракты.

– Люди покупают стиральные машины.

Еще один способ использования трюизма – вызвать определенное доверие к

последующим утверждениям.

– Париж – столица красоты... Институт Волос "Элида" находится в Париже.

Для этой цели очень часто используют поговорки или пословицы, которые мы

просто по привычке воспринимаем как некую истину:

– Кто рано встает, тому бог дает. Если вы придете ночью или рано утром, то вы сможете купить товар дешевле.

2. Предположения.

– Как только вы сядете на стул, вы почувствуете себя лучше.

Здесь вы предполагаете, что если произойдет одно событие (вы сядете на стул), то после него произойдет и другое (почувствуете себя лучше). Здесь под термином "предположения" будет пониматься именно такие конструкции. Задача – связать между собой при помощи слов две обычно совершенно несовместимые вещи: событие, которое скорее всего произойдет (или мотивацию), с результатом, который вам нужен.


- Сразу после того как вы выйдете за дверь, вы забудете все то, о чем мы с

вами говорили.

- Если вы хотите, чтобы ваша фирма работала лучше, то вам совершенно

необходимо взять меня на работу.

- После того, как вы выйдете за дверь, вы вспомните, что вам к

следующему разу нужно принести выполненное домашнее задание.

В последнем примере действие, которое обязательно произойдет – "выход за

дверь" (при чем не говорится, за какую конкретно – дверей много), а то, что

вы хотите получить – "принести выполненное домашнее задание".

Можно то же самое получить несколько иным способом:

- Если вы хотите закрепить материал еще лучше, то в следующий раз принесете выполненное домашнее задание.

Здесь уже связывается мотивация "закрепить материал еще лучше" и то, что вы хотите получить – "принести выполненное домашнее задание".

Существуют различные виды мотивации. Можно мотивировать К (как в

предыдущем примере), а можно ОТ:

- Если вы не хотите получить взбучку, то в следующий раз принесете

выполненное домашнее задание.

Можно попробовать "кнут и пряник" объединить в одно утверждение:

- Если вы хотите закрепить материал еще лучше и не хотите получить взбучку, то к следующему разу принесете выполненное домашнее задание.

Учтите, что оба варианта связывания (с событием и с мотивацией) работают по

разному. Связь с событием более безусловна и бессознательна: вышел за дверь – вспомнил о домашнем задании.

У этого способа есть большой плюс – можно привязывать то, что человек

сознательно делать пока не в состоянии – избавление от головной боли,

создание нового поведения:

– Как только ты сядешь на стул, твоя головная боль пройдет.

Связь с мотивацией более осознанна, но в то же время может быть (если

подобрана корректная мотивация) и более мощной. В данном случае она работает не только на то, чтобы человек "вспомнил", но и на то, чтобы он это сделал.

Итак, если от собеседника вам нужно просто конкретное действие (впадение в транс, исчезновение головной боли) – лучше связь с ситуацией, если вам нужно, чтобы человек что-то делал (готовил домашнее задание, мыл полы) – то лучше связь с мотивацией.

Наиболее часто употребляемые конструкции в предположениях:

1) как только,

2) после того, как;

3) сразу, как;

4) если, то;

5) когда;

6) прежде, чем.

– В то время, как вы будете чистить зубы, вы вспомните что-то важное.

– Если вы все сядете, то мы быстрее начнем занятие.


– Если вы внимательно рассмотрите эту вещь, вы сразу захотите ее купить.

(Если человек будет рассматривать эту вещь, автоматически следует, что он

должен ее купить). Против предположений очень трудно сопротивляться, даже если вы их осознаете:

– Если пойдешь в комнату, закрой окно.

И возразить нечего. Этого как бы стало единым целым – комната и закрытое

окно. Вы связали это при помощи языка, хотя реально эти вещи совершенно не связаны. И вы не можете сказать "нет", если не хотите закрывать окно, потому что это будет означать, что и в комнату вы больше не пойдете. Это стало целым и разделить это достаточно трудно.

3. Противоположности.

Этот метод основан на использовании следующих конструкций:

1) чем... тем

2) настолько... насколько

- Чем быстрее вы замолчите, тем больше мы успеем.

Как всегда, связи никакой, но работает. То, на чем регулярно ловят детей:

- Чем быстрее ты заснешь, тем лучше выспишься.

- Насколько больше ты потратишь времени на изучение, настолько больше ты будешь знать этот предмет.

Если в предположениях связываются между собой два события, то есть две

статичные вещи, то здесь уже связываются два процесса (может быть, даже

ведущие в разные стороны – отсюда и “противоположности”):

- Чем больше ты смеёшься, тем глубже погружаешься в транс.

Хотя смех погружению в транс не должен способствовать, здесь эти вещи

связаны, и усиление одного приводит к усилению другого.

4. Вопросы.

– Осознаете ли вы, что уже начали понимать, что такое гипноз?

Еще одна ловушка. Здесь предполагается, что вы уже понимаете, что такое

гипноз, просто не осознаете. Сознание будет искать ответ на вопрос, а для

бессознательного "понимание гипноза" становится истиной. Глаголы, которые наиболее часто используются в вопросах:

1) осознаете

2) понимаете

3) знаете

4) замечаете

5) обратили внимание

6) вспоминаете

– Вы уже понимаете, что делаете все с каждым разом лучше и лучше?

(Лично я не знаю, что конкретно вы делаете, но вне зависимости от ответа, вы делаете это лучше, не знаю по сравнению с чем).

– Замечаете ли вы наступающие изменения?

(Все уже заметили, что с вами что-то не так – как-то вы изменились, что-то

наверное с вами произошло. Вопрос только в том, заметили ли это вы сами.

Изменений может еще и не быть, но если человек начинает их искать, он их

обязательно найдет – а это означает, что они появятся).

5. Ложные выборы.


– Вы хотите купить стиральную машину или холодильник?

– Вы предпочитаете погрузиться в транс быстро или медленно?

– Вам арбуз вырезать или возьмете так?

И уже всем надоевшая конструкция, которую так любят продавцы на рынке:

– Что вам взвесить?

Здесь вы предлагаете человеку выбор, который не важен... Важно то, что стоит за этим выбором. Вам не важно, хочет человек, чтобы арбуз был вырезан, или нет – вам важно, чтобы его у вас купили. Но язык великая вещь – вы взяли и сместили акценты, вы сконцентрировали человека на выборе: вырезать или нет. А вопрос "покупать или нет" отпал сам собой.

6. Все выборы.

– Вы можете войти в транс медленно, вы можете вообще не входить в транс, но я думаю, что вы войдете в него очень быстро.

Вы перечисляете все возможные выборы. НО! Здесь вы просто выделяете то, что хотите получить не с помощью слов, а голосом, интонаций, движением руки. И это остается в подсознании.

При этом, естественно, нужно нежелательный результат выразить в достаточно мягкой форме и показать, что уж это вам точно не нужно. А наиболее желательный результат выразить наиболее сильно и максимально положительно.

Надо помнить о том, что запоминается начало и конец фразы, а середина как бы "пропадает".

Все вышеперечисленные методы могут использоваться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом, причем надо отметить, что в последнем случае достигается наибольший эффект речевого воздействия.

В рамках Лингвистической модели Милтона Эриксона существует целый комплекс средств тонкой информационной филировки психологического воздействия.

  1. Привлечение внимания. Это слова интересно, сомневаюсь, хотелось бы знать…: «Интересно, что вы почувствуете, когда глубоко расслабитесь», «Хотелось бы знать, осознаете ли вы, что ваше тело стало очень легким»;
  2. Номинализации. Позволяют сделать высказывания расплывчатыми и неопределенными. Номинализации не могут противоречить модели мира человека, так как он сам наполняет их содержанием: «Конечно, вы пришли сюда для того, чтобы получить решение ваших жизненных трудностей и обрести желаемые изменения…», «Те сомнения, которые вы питаете к нашим методам, только усиливают мое желание помочь вам приобрести необходимые знания и способности, для того чтобы вы лучше справлялись со своими переживаниями…»;
  3. Неопределенные глаголы: «Ваше подсознание понимает сейчас очень многое…», «Вы узнаете важные особенности работы вашей психики…»;
  4. Отсутствие референтного индекса. В предложении не определяется, к кому относится высказывание: «Для некоторых возможно очень многое в этом состоянии…», «И наверняка есть люди, которым хочется видеть вас здоровыми…»;
  5. Причинно-следственное связывание. В речи или письменном тексте при помощи связующих или переходных слов используется связывание явлений, которые не находятся между собой ни в какой причинно-следственной связи. Переходные слова как бы сглаживают неровности речи, и связь получается как бы сама собой разумеющейся. Эффект достигается при помощи союзов и, в то время как…, по мере того как…, когда…, императивных глаголов типа заставляет, вызывает, вынуждает, требует: «Вы слышите, как воздух входит в ваши легкие и выходит обратно и расслабляйтесь еще больше…», «По мере того как я говорю это вам, ваше тело тяжелеет все больше и больше…», «Мой голос заставляет вас входить в транс с каждым сеансом все быстрее и все глубже…»;
  6. Ирония. Ироническое замечание содержит в себе скрытое сообщение, противоположное его буквальному смыслу. Ирония возбуждает интерес слушателя и придает речи неофицальный оттенок с мягким юмором: «Мужчины часто попадают под влияние красоты и обаяния женщин, но что их привлекает в противоположенном поле – так это их интеллектуальная объективность и беспристрастие с каким они подходят к жизни»;
  7. Расплывчатость выражений. Это вызывает у слушателя растерянность и дезориентацию. Он стремиться проникнуть в смысл сказанного, но смысла то нет! И он наполняет ту пустоту, которую вы создали, используя расплывчатые выражения своим смыслом и своими образами. Его внимание переориентируется внутрь и активизируется трансдеривационный поиск;
  8. Семантическая множественность смыслов. У каждого человека свое субъективное семантическое пространство, которое возникло в процессе изучения и использования языка. Семантическая множественность может возникать при употреблении слов в различных контекстах. Мы можем таким образом «протаскивать» в бессознательное нужные инструкции, используя их выделение;
  9. Пресуппозиции. Неявные допущения, вводимые в информационный обмен лингвистическими средствами: «Как вы понимаете, я не могу этого сделать» - допущение «Вы все сами понимаете» навязывается партнеру как само собой разумеющееся;
  10. Подчиненные предложения, указывающие на время. Они начинаются со слов типа: до того как, после того как, в течение, по мере того как, а затем, прежде чем, когда, в то время как: «По мере того как вы сидите и слушаете звук моего голоса, ваше тело начинает расслабляться»;
  11. Использование прилагательных и наречий. Их можно использовать для предварительного предположения главного предложения: «Интересно ли вам узнать, что будет происходить с вами, по мере того как вы будете погружаться в особое состояние сознания?»;
  12. Предписание осознания. Использование слов знатьпонимать, осознавать, чувствовать, ощущать: «Осознаете ли вы, что где-то в глубине вас происходит что-то очень значительное?»;
  13. Использование глаголов и наречий, относящихся ко времени. Слова типа: начинать, продолжать, развиваться, уже, все еще…: «Даже если то, что я сейчас говорю, кажется вам странным, вы продолжаете расслабляться все больше»;
  14. Комментарии при помощи прилагательных и наречий. Использование слов удачнок счастьюискренне, радостно и т.д.: «Я искренне рад, что ваши способности к погружению в эти целительные состояния сознания продолжают развиваться», «К счастью все люди способны погружаться в гипнотическое состояние, хотя в некоторых случаях можно потренироваться»;
  15. Универсальные количественные определения. Слова типа: все, каждый, любой, всегда, никогда, никто: «Любой может научиться этому», «Каждый человек способен входить в транс и каждый делает это по своему»;
  16. Модальные операторы. Означают отсутствие выбора: должен, обязан, не можете: «Вы не можете понять, что с вами происходит сейчас на самом деле, это очень глубокий и тонкий процесс»;
  17. «Чтение мыслей». Предполагается, что вы знаете, что думает и чувствует партнер: «Я знаю, что многие испытывают сейчас сомнения и недоверие относительно того, что я говорю»;
  18. Косвенное обращение. Адресуется не тому, к кому формально обращаются, а другому лицу: «Видите, Валентина Петровна, как хорошо умеет расслабляться Андрей»;
  19. Цитирование. Очень эффективный прием, особенно если вы хотите снять с себя ответственность за сказанное: «И этот профессор из Америки говорил нам…», «Когда я учился в институте, нам говорили: прежде чем приступить к расслаблению надо предложить человеку занять удобную позу»;
  20. Использование метафор. Для того чтобы понять смысл метафоры, человек должен активизировать свое правое полушарие, а это значит, что бессознательное уловит нужный смысл: «Ваши руки наливаются свинцовой тяжестью», «Ваше тело окутывает мягкое, теплое облако тумана, позволяющее вам почувствовать легкую приятную истому»

На основе основных методов и принципов в НЛП разработано множество методик, например:

1. Определение визуального ключа.

2. Раскрутка

3. Оригинальные варианты решения какой-либо актуальной проблемы

4. Изменение личностной истории

5. Ре-импринтинг

6. Процедура перевода замешательства в понимание

7. Заключение договора между частями личности

8. Пpоцедypа доступа к сокровищам личного мастерства

9. Замедление времени

10. Шестишаговый pефpейминг

11. Управление контекстом или Основы высокоуровневой манипуляции

12. Выбор на линии времени

13. Псевдо-оpиентация во вpемени

14. Регулирование интенсивности переживаний

15. Нейрологические техники. Остановка мысли

16. Рaбoтa c пoзитивными нaмepeниями

17. Генератор нового поведения

18. Стратегия достижения успеха

19. Боpьба с фобиями с использованием HЛП

20. Нейрологические техники. Кинестетический коллапс

21. Классический Взмах

22. Формула поведенческого изменения

23. Логические уровни для пары

24. Регулировка интенсивности переживаний

25. Процесс переднего плана / заднего плана

26. Как подключить eстeствeнную спoсoбнoсть oргaнизмa к сaмoисцeлeнию

27. От замешательства к пониманию

28. Музей Старых Убеждений

29. Алфавит

30. Обратная связь из неудачи

31. Изменение метапрограмм

32. Процедура HОВЫЙ Я

33. S.C.O.R.E. на линии времени

34. Круг контекстов

35. Практические советы по долговременной мотивации

36. Техники DHE

37. Якорение ресурсных состояний

38. Модельный взмах

39. Работа со стереотипами

40. Делание вещей лучше, чем они должны быть

40. Круг Мастерства

41. Глубинная трансформация

Симптомы в НЛП

Все представленные выше особенности работы НЛП в области психотерапии выражаются в используемой консультантами Модели S.C.O.R.E. S.C.O.R.E. - это аббревиатура английских слов: Симптомы, Причины, Результаты, Ресурсы, Эффекты. Модель S.C.O.R.E. - это минимальное число элементов, о которых НЛП-консультант собирает информацию для получения устойчивых изменений; это траектория движения НЛП-консультанта при работе с клиентом. Особенно важен в этой траектории порядок, в котором происходит сбор информации. Первое с чего начинает работу НЛП-консультант - сбор информации о симптомах клиента. Во-первых, они, обычно, и так хорошо видны, так как клиент приходит на консультацию уже в актуальном состоянии. Во-вторых, имея описание актуального состояния, консультант может оценить эффективность своей работы, сравнив его с результатом изменений. У опытного консультанта этот шаг занимает всего несколько минут. Следующий шаг один из самых объемных - всесторонний сбор информации о Желаемом состоянии/Цели клиента. За ним следует этап проверки Эффектов, которые могут последовать за достигнутым результатом, как круги на воде, образующиеся вслед за брошенным камнем. На этом этапе есть возможность «заглянуть» в более далекое будущее, за Желаемый результат и проверить, что все последствия его достижения будут позитивны для клиента и его окружения. В случае если эффекты позитивны (например, в результате изучения иностранного языка у человека появится возможность расширить круг своих знакомств, найти высокооплачиваемую работу и в целом улучшить жизнь своих близких), то они увеличивают мотивацию человека к достижению своей цели. Если же часть эффектов окажется негативной (например, решение реорганизовать работу предприятия может надолго вывести из привычного рабочего режима его служащих), то всегда можно вернуться на шаг назад дополнить и переформулировать цель. Далее у консультанта есть выбор: при возможности получения изменений без работы с Причинами, он может сразу собирать информацию о Ресурсах, нужных клиенту для продвижения к его цели. Когда для достижения Желаемого результата важно знать, что было с клиентом в прошлом, сначала собирается информация о Причинах, а уже затем о Ресурсах. Работа с Причинами по возможности сводится к минимуму, и в это время консультант максимум внимания уделяет сохранению позитивного состояния клиента. Как можно заметить, такая последовательность работы позволяет с одной стороны собрать всю нужную для изменений информацию наиболее коротким путем (без повторного прохождения шагов), а с другой стороны сделать всю сессию для клиента наиболее легкой и приятной.