Файл: Нейролингвистическое программирование (НЛП).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 428

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение 

НЛП - это изучение человеческого совершенства.

Р. Бэндлер, Д. Гриндер, Ф. Пьюселик

Нейро-Лингвистическое Программирование - направление современной практической психологии. НЛП родилось относительно недавно. Создание НЛП совпало с бурным развитием информационных технологий. Кибернетике – науке об информации НЛП обязано не только «компьютерной метафорой» (терминологией, близкой к понятиям электронной техники), но и существованием такого понятия как «модель мира», под которым понимается субъективная модель реальности, на основе которой индивид строит свое мышление. Модели мира постоянно изучаются в рамках нейролингвистического программирования.

В 1972 году молодой ученый Ричард Бэндлер, специализировавшийся в математике и вычислительной технике, меняет область своих научных интересов и начинает активно заниматься изучением бихевиоризма - психологии поведения животных и человека. Одновременно он посещает семинары и учебные группы по гештальт-терапии. За четыре года ему представилась возможность провести свои собственные семинары в рамках программы обучения под руководством Джона Гриндера. Занимаясь лингвистикой, Гриндер изучал работы Наума Хомски (Noam Chomsky), теоретика лингвистики. Совместная работа и интерес к гештальт-терапии послужили основой, на которой выросло явление психологии, названное НЛП. Целью исследований, проведенных учеными, было просто разобраться, какие навыки и техники позволяют таким выдающимся психотерапевтам, как Милтон Эриксон (основатель школы гипноза, названного впоследствии эриксонианским), Виржиния Сатир (известный семейный психотерапевт), Фриц Перлз (основатель гештальт-терапии) успешно решать сложные терапевтические проблемы. Позже к Гриндеру и Бэндлеру присоединились антрополог Джудит Делозье и психотерапевт Лесли Кэмирон. Приблизительно в таком составе (есть некоторая неопределенность истинного авторства НЛП, на разных этапах работы подключались новые действующие лица, вносившие разные вклады в развитие методологии) вместе они пытались смоделировать работу лучших психотерапевтов того времени. Анализируя методы и процесс ведения терапевтического сеанса, они обнаружили некоторые закономерности, которые затем успешно обобщили. Основным постулатом их исследования была идея о том, что если нечто умеет делать хоть один человек в мире, то этому можно научить и всех остальных. В результате была сформулирована идея разделенности личности. Много людей при общении употребляют фразы типа "…какая-то часть меня совершенно с тобой согласна, но другая - против". Существование таких "частей" исследователи сочли полезными явлениями, которые можно использовать как терапевтический инструмент.


Сформировавшаяся вокруг Бэндлера и Гриндера команда единомышленников тщательно изучала новые техники и навыки и стала собирать коллекцию моделей и подходов в общении терапевта и пациента. По мере обыгрывания отобранных техник постепенно вырисовывались методы, работоспособные и нет. В конце 1974 года была опубликована первая книга об НЛП - "Структура магии".

"Магия"  нейролингвистики привлекала к себе пристальное внимание целого поколения  на протяжении  последних десятилетий. Используя принципы НЛП можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности. НЛП это один из многих способов понимания и организации фантастически сложной и тем не менее прекрасной системы человеческих мыслей и коммуникации.

Вот некоторые из вещей, которые можно научиться делать:

1. Излечивать фобию и другие неприятные ощущения.

2. Помочь низкообучаемым детям и взрослым преодолеть соответствующие проблемы.

3. Устранять нежелательные привычки — курение, пьянство, переедание, бессонницу.

4. Производить изменения в отношениях, имеющих место в супружеских парах, семьях и организациях, чтобы они функционировали более продуктивно.

5. Излечивать Соматические заболевания (Заболевания сердца и сосудов).

Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это процесс моделирование уникальных для каждого человека осознанных и неосознанных типов поведения, направленных на то, чтобы постоянно двигаться ко все большему раскрытию своего потенциала.

С методологической точки зрения «нейро» Н- представляет собой обусловленность всех процессов (связанных с поведением, множеством действий индивида) набором неврологических механизмов, протекающих в головном мозге и во всем теле человека.

«Лингвистическое» Л- подчеркивает значение вербальных функций: через язык нам удается организовывать, упорядочивать наши действия и мысли, а еще – вступать во взаимодействие с окружающими людьми.

«Программирование» П- указывает на существование определенных программ и способов действия, которые помогают человеку упорядочивать (организовывать) свою психику (себя самого) с целью достижения требуемого результата.

Мы управляем своей жизнью при помощи стратегий так же, как компьютер использует программу для достижения конкретных результатов. Осознавая стратегии, при помощи которых управляем своей жизнью, мы обеспечиваем себе выбор: продолжать действовать в том же ключе или попытаться развить наш потенциал нашу личную эффективность. По сути своей НЛП это исследование нашего мышления, поведения и речевых возможностей, при помощи которых мы можем выстроить набор эффективных стратегий. НЛП помогает помочь нам принять решение, построить взаимоотношения, начать свой собственный бизнес, управлять группами людей, создавать равновесие в своей жизни.


В отличие, от других школ психологии в НЛП в центре внимания стоит не клиент, а успешный психотерапевт, и приемы которые он использует.

Принципы НЛП

Исходные предположения (или предпосылки) НЛП являются его руководящими принципами.

1. Основной принцип НЛП: Ваша жизнь зависит только от вас. Нейролингвистическое программирование (НЛП) занимается исследованием структуры субъективного опыта - нашего собственного способа построения своего уникального внутреннего мира.

2. Карта не соответствует местности. Каpта - не теppитоpия. Мы не можем вобрать всю инфоpма­цию, пpиходящyю к нам из мира, поэтому нам приходится созда­вать "каpтy теppитоpии", и затем в поисках информации обpа­щаться к этой карте (см. системы представления). Изменяя каpтy человека, мы изменяем его реальность. Наши ментальные карты мира не представляют этот мир. Мы реагируем на карты, а не на мир. Куда проще «переработать» ментальные карты, особенно касающиеся чувств и интерпретации, нежели изменить мир. Дзэн-буддист Бай-чжан сказал: «Если поймёшь, что между чувственным восприятием и внешним миром нет никакой связи, освободишься мгновенно».

3. Опыт имеет свою структуру. Наши мысли и воспоминания имеют соответствующие им образцы. Когда мы изменяем образец или структуру, автоматически изменяется наш опыт («перепросмотр личной истории» у Кастанеды).

4. Если один человек может что-то сделать, каждый может научиться этому. Можно составить карты ума людей, достигших успеха, и сделать так, чтобы эти карты стали и нашими. Если кто-то умеет что-то, это можно смоделировать и научить этому любого дpyгого.

5. Люди обладают полным, необходимым им потенциалом. Мысленные образы, внутренние голоса, чувства — это кирпичики, из которых складываются все наши умственные и физические ресурсы. Мы можем научиться строить из них любую мысль, чувство, умение, а потом разместить их там, где они наиболее нужны. Дзэн-буддист Бай-чжан сказал: «В сокровищнице внутри тебя есть все, и ты волен использовать её. Нет никакой надобности искать снаружи».

6. Разум и тело — элементы одной и той же системы. Мысли воздействуют на состояние мышц, дыхание, чувства, а те — на мысли. Изменяя одно, можно изменить другое. [Не важно, с какой половины начинать — гармония в одной приведёт к гармонии в другой.]

7. Невозможно не общаться. Общаемся мы постоянно, в т.ч. бессловесно, причем слова иногда могут быть наименее существенным компонентом. Даже наши мысли являются сообщениями для нас самих.


8. Значением вашего сообщения является полученный вами ответ. То, что мы говорим или делаем, воспринимается другими при помощи их ментальных карт мира. Если кто-то услышит иное, чем мы имели ввиду, мы сможем заметить, каким было значение сообщения для выслушивающего человека и сможем переоформить это сообщение.

9. Человек  с  наиболее  гибким поведением будет  лучше  справляться  с проблемной ситуацией и добиваться желаемых изменений.

10. Люди всегда совершают лучший из имеющихся у них выборов. У каждого из нас своя, неповторимая история. Мы научились, как и что нам делать, чего и как желать, что и как ценить, чему и как учиться. Это наш индивидуальный опыт. На его основе мы должны совершать свой выбор, пока мы не научимся чему-то новому и лучшему. Hеyдач не бывает, есть только обpатная связь. Любой ответ полезен, сам по себе он может быть вам не по нyтpy, но полyченные знания того стоят. Люди работают идеально. Hи один человек не "поломан". Они идеально делают то, чем они заняты (даже если это их гyбит), все, что нужно - это выяснить, как именно они действуют сейчас, чтобы можно было помочь им заняться чем-нибудь, что кажется им более желательным.

11. Если вам не удается то, что вы делаете, сделайте что-либо другое. Если вы всегда делаете то, что делали постоянно, — то вы всегда будете получать то, что получали постоянно. Если же вы хотите чего-то нового, сделайте что-либо новое, тем более, что у вас большой выбор.

12. И  главным  принципом является уважение к  модели мира  другого человека. Эти предпосылки играют важную роль не только при изучении  НЛП, но и при его применении. Процесс просто не будет работать, если эти предпосылки будут игнорироваться. В каждом поведении присутствуют позитивные намерения. Каждый травмирующий, болезненный и даже бессмысленный поступок имеет в своей основе позитивную цель. Можно отделять негативное поведение от позитивных намерений и присоединять к последним более позитивное поведение.

Основные термины нейролингвистического программирования.

НЛП изучает общение между людьми, выявляя правила такого общения, когда цель его соответствует результату.

Основные определения в общении.

Точка общения - любой объект или субъект общения, способный осуществлять прием, передачу или создание сообщения. Точками может быть человек, животное, компьютер. Неодушевленные предметы могут быть простыми точками общения. Мы дальше будем чаще всего подразумевать под точками людей.


Линия общения - направления и носители по которым идут сообщения между точками. Пример - линия словесного общения, линия общения через печать, линия общения через жесты.

Круг общения - действие между двумя и более точками, по передаче и приему сообщения, при котором принимаемое сообщение подходит к переданному. Пример: вы спрашиваете друга: «Как дела?» Он отвечает: «Отлично!» В круге общения мы можем говорить о точке приемнике общения и точке источнике общения, которые каждый раз меняются местами. Если описать всю последовательность событий в круге общения, она будет выглядеть так: Источник имеет сообщение и способен его передать, приемник имеет внимание; источник по линии общения передает сообщение приемнику, тот получает сообщение и смотрит в свой опыт, чтобы понять его; потом от формирует ответ и становится источником 2 с намерением передать его, передает через линию общения приемнику 2; приемник 2 смотрит в разум и сверяет полученное сообщение, потом посылает подтверждение источнику 2. Полное концептуальное понимание круга общения значительно повышает вашу способность общаться.

Задержка общения - это промежуток между получением точкой приемником сообщения и передачей ответного сообщения, подходящего к полученному. Например: вы спрашиваете у встречного «Сколько времени?» Он задумывается, осматривается и спустя 5 секунд говорит: «Половина одиннадцатого» Это задержка общения. Она может быть большей или меньшей в зависимости от сложности сообщения и способностей приемника к обработке сообщения (пониманию).

Доверие - это степень взаимного отображения между двумя людьми, возникающее в результате общения. По отношению к неодушевленным предметам часто используется слово «Надежность»

Уважение - это степень, в которой человек может оказывать усилия и преодолевать противоусилия окружающей среды.

Любовь - это степень, в которой человек может переносить близость с другой точкой общения.

Понимание - это величина, складывающаяся из доверия, уважения и любви. Ее увеличение это цель общения. Все три части понимания тесно взаимосвязаны. Если подавляется один из них, неизбежно падают другие. Справедливо и обратное, если НЛП-практик может поднять один из них, - поднимаются остальные две. Одной из важных задач НЛП-практика является постоянно поддержание во время сеанса трех компонентов понимания.

Для этого проводится введение основ общения в начале сеанса (для обработки разрывов, произошедших между сеансами и беспокоящих сейчас клиента) В середине сеанса (для отработки разрывов, возникших в ходе работы) и в конце сеанса (для конечной отработки разрывов)