Файл: Нейролингвистическое программирование (НЛП).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 436

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В НЛП считается, что каждый человек имеет свою модальность, то есть особенность восприятия окружающей действительности. Так, есть визуалы, кинестетики и аудиалы.

Если вы хотите подействовать на визуала, вам следует поступить так: например, описывая лес, вы говорите о том, что там есть: деревья, трава, цветы.

Кинестетику вы говорите о ощущениях: он сидит на мягкой траве, под солнышком, ему тепло и хорошо.

Для аудиала же важны звуки: пение птиц, журчание ручейка.

Подстройка - это своеобразное копирование поведения собеседника. Существуют следующие виды подстройки:

- по телу: согласно позе и жестам, дыханию и ритму, согласно мимике; - по голосу: по мелодике, по тону, по паузам, скорости, громкости; - по ключевым словам;

- по репрезентативным системам (те же самые модальности);

- по ценностям и убеждениям. Нельзя явно копировать собеседника, а то он примет это за передразнивание. Можно ориентироваться на положение корпуса, его наклон. Существует так называемый метод подстройки «отзеркаливание».

Речевые стратегии - это некоторый общий, недетализированный план, методы и способы достижения воздействия на человека при помощи языка, речи.

Следующий инструмент – это Мета-модель. Мета-модель - это набор приемов, специализированных для сбора лингвистической информации. Она дает возможность связать речь человека с опытом, который передается этой речью.

В НЛП принято полагать, что у каждого человека есть своя собственная «картина мира». Она складывается не из объективной реальности, а с помощью языка и наших репрезентативных систем: как мы чувствуем мир, наш повседневный опыт. И именно исходя из наших картин мира, мы интерпретируем мир, придаем смысл чьему-либо поведению.

Милтон-модель - это способы конструирования предложений, таким образом, чтобы убедить собеседника или навести на него транс. Сделать это можно с помощью косвенных сообщений, «встроенных» сообщений и скрытых команд, неопределенности и расплывчатости выражений.

Косвенные сообщения. Трюизмы - это самое очевидное утверждение, имеющее своей целью вызвать согласие. Предположим, когда вы хотите помочь некоему человеку измениться, то необходимо начать диалог с предложения: «Все люди могут меняться». Таким образом вы направите человека в нужное вам русло, зададите некоторое направление движения его мысли.

Например, В НЛП от цели переговоров зависит цвет вашей одежды, например, если собеседника придется убеждать, то в одежде должны преобладать черные цвета. Черный – цвет авторитарности, он не принимает чужого мнения, а тем более навязывания. Под красным цветом подсознательно понимается агрессивность, его использование уместно, если нужно повлиять на психику человека. А вот если наоборот, вам придется выдержать психологическую атаку, то обязательно наденьте серое. Белый цвет – самый невинный и чистый, рекомендуется включить его в свой гардероб, если вам нужно в чем – то убедить вашего собеседника и подстроиться под него. Помните о том, что одежда – очень важный момент в ведении переговоров.


Якорь в НЛП - это некоторый стимул, связанный с физиологическим состоянием и запускающий его при воспроизведении якоря. Якорение - это создание якоря. Якоря бывают: 1) Визуальными (символы, образы, картинки); 2) Аудиальными (звуки, слова, фразы, интонации); 3) Кинестетическими (ощущения, чувства в теле). При создании якоря следует учитывать следующие особенности. Якорь должен совпадать по времени с вершиной или пиком напряженности состояния, а не тогда, когда уже идет спад. Якорь должен быть легко воспроизводимым, чтобы у вас, в последствии, не было трудностей, и уникальным, различимым. Якорь должен быть связан с тем состоянием, которое переживается отчетливо (не наслоение некоторых неясных эмоций одновременно). Якорь возможно установить, применяя наши органы чувств. Это выражение лица, жесты, тон и темп голоса, прикосновения, запахи и вкусовые ощущения. Якорем может быть простой хлопок.

Следующий не менее значимый элемент воздействия в НЛП – тембр голоса. Используя различные голосовые режимы, вы можете скрытым психологическим воздействием управлять ходом переговоров. Тут важно учитывать факторы человеческого восприятия. 40 % его направлено на внешний вид человека, 40% на манеру речи и только 20 на само содержание этой речи. Основным приемом ведения деловых переговоров в нейролингвистике является применение скрытых программ. Проследите: при разговоре вы можете понизить тембр голоса, тем самым, перехватив инициативу и заставить собеседника тоже снизить тембр. Вы почти сразу можете заметить, что он будет перенимать вашу позицию в разговоре. Если собеседник выполнил ваши невидимые сигналы, будьте уверены: он уже приручен и готов дальше следовать за вами.

Убедиться в этом нетрудно: сделайте движение, как будто вы хотите встать из-за стола. Вы увидите, что собеседник рефлекторно совершил то же самое движение, чтобы не остаться за столом одному. Сядьте на место и повторите процедуру еще раз. Если этот рефлекс собеседника у вас под контролем, можете продолжать разговор, вы увидите, что ваш оппонент легко меняется под вашим воздействием.

В НЛП существует масса подобных приемов. Также в НЛП нередко применяются техники, практически незаметные простому обывателю, но в то же время они необыкновенно эффективны, с их помощью вы можете владеть ситуацией, влиять на сознание собеседника. Начиная вводить методы, которые ярко не бросаются в глаза, вы приобретаете контроль над собеседником на переговорах. Помните, что и вам самому требуется психологическая защита, ведь в процессе переговоров и на вас тоже могут оказывать давление. Обычно, людей, идущих на переговоры, тщательно готовят всяческими психологическими тренингами. Однако, часто на практике они оказываются неспособными оказывать психологическое давление на своих оппонентов. От таких атак дилетантов тоже надо уметь тщательно защищаться. Основная суть защиты в НЛП-техниках состоит в нижеследующем: постарайтесь реакцентировать внимание собеседника с попыток манипуляции и воздействия на отвлеченные, посторонние действия. Затем входите в нужное вам психологическое состояние и сбивайте любые попытки собеседника оказать на вас психологическое давление.


Заключение

Итак, чем же НЛП лучше других терапевтических технологий? Это скорость, эффективность и гибкость.

Возможности НЛП велики - это разработка новых подходов к обучению, развитие многих скрытых способностей человека, выявление наиболее интересных и успешных моделей поведения и мышления людей, повышение личностной эффективности в профессиональной деятельности, создание успешно функционирующих и саморегулирующихся предприятий, где максимально используется потенциал каждого сотрудника. Техники, используемые НЛП-терапевтами это модели. НЛП строит модели мастерства во  всех  областях человеческой деятельности: в здоровье, спорте, общении, обучении и учебе, бизнесе и управлении, чтобы сделать эти умения доступными другим людям.

Оно создает модели реальных людей, описывает лишь возможные вещи, которые уже были сделаны, а не рисует абстрактные идеалы. Сформировавшись как наука совсем недавно, НЛП внесло огромный вклад в наше общество. Бизнесменам к практическому применению предлагаются психологические методики НЛП, позволяющие в ситуации постоянно развивающегося (конкурирующего) персонала и фирмы управлять убеждениями и личными установками коллектива достаточно быстро и технологично. Такой подход не обижает людей и делает душевные затраты руководителя минимальными. Использование возможностей НЛП позволяет значительно усилить эффект рекламы за счет улучшения качества воздействия. НЛП — эффективная и элегантная наука о моделировании мастерства и структуре нашего внутреннего опыта. Предмет его поисков  это мастерство.

Каждый мастер НЛП неукоснительная обязанность соблюдать правила поведения НЛП-практика в сеансе и вне его.

1. Не обесценивать действия, слова и достижения клиента в сессии и вне ее. Обесценивание - это опровержение, уменьшение значимости, выражение недоверия, или отрицание чего-то, что другой считает правдой. Это любая мысль, сообщение, действие, которое подавляет или отрицает мысль, сообщение и действие другого человека. Например: у клиента озарение, он восклицает «Оказывается этот мой страх, возник из-за маминых слов!» Неверный ответ НЛП-практика «Вы не совсем правы, на самом деле ваш страх является результатом конфликта репрезентативных систем, которые...» Правильный ответ НЛП-практика «Замечательно! Просмотрите ситуацию от начала до конца» Цените вашего клиента!


2. Не работать с усталым, голодным, сонным, торопящимся клиентом. Одно из главных отличий сеанса НЛП от обычного размышления над проблемой, которому клиент предается за чашкой чая, - это предельная сосредоточенность на цели во время сеанса. Так что внешний мир исчезает, а все мысли, все силы клиента направлены на решение поставленной задачи. Если клиента беспокоит голод, и усталость, он не сможет достичь нужной сосредоточенности, что приведет к его застреванию в середине процесса и, как следствие, разрыву общения с НЛП-практиком. Осведомитесь у клиента перед сеансом о его состоянии. Если клиент торопится, голоден или устал, перенесите сеанс на более подходящее время, или ограничьтесь самыми легкими лечебными техниками. Заботьтесь о клиенте!

3. Придерживаться всех договоренностей, сделанных по поводу НЛП- терапии. Соблюдение договоренности о времени встречи, о проводимых техниках и полученных результатах, - это важнейший фактор доверия клиента к НЛП-практику. Опоздание на сеанс, не проведение обещанных вмешательств, - грубая ошибка, которая вначале кажется небольшой, но быстро приводит к срывам в лечении, и необоснованной враждебности клиента к НЛП-практику. Соблюдайте договоренности с клиентом!

4. Завершать все начатые круги общения в сессии. Каждый начатый процесс должен быть закончен сеансе и это ключевая задача НЛП - практика. Вы подтверждаете каждый ответ на вопрос и каждую выполненную команду, вы завершаете каждую технику, вы стираете и сокращаете каждый разрыв общения, каждый травматический эпизод, в который вы вошли на сеансе. Вы подводите итог каждого сеанса. Если вы будете так делать, вы будете получать быстрые успехи клиента. Завершайте круги общения!

5. Сохранять спокойствие и доброжелательность к клиенту. Часто клиенты, приходящие на сеанс, не самые вежливые и приятные. Те проблемы общения, которые мешают им наладить отношения с родственниками, коллегами, они принесут к вам. Клиент может провоцировать НЛП-практика на оправдание, а потом втягивать в спор. Он делает это непроизвольно, под действием своего отраженного ума.

6. Уважайте своих партнеров — изучайте приемы ведения успешных переговоров.

Список литературы

1. Виль-Вильямс Е. Базовые модели применения НЛП в психотерапии.

2. Герасимов А. НЛП в рамках психотерапии

3. Знакомство с НЛП. http://www.nlp.ru/rus/win/aboutnlpnormal.php3

4. Корляков Г. Немного истории. http://www.computerra.ru/1998/18/7.html