Файл: Уровень развития силы у студентов различных факультетов, занимающихся спортом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право на охрану здоровья входит в число важнейших социальных прав граждан РФ. Данное право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи (часть 1 ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). Более того, право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь – общепризнанная норма международного права. Среди множества международных документов, закрепляющих право на охрану здоровья, следует обязательно упомянуть Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения.

Проблема обеспечения психологического здоровья личности, создания системы безопасности еѐ развития в образовательной среде любого типа выделяется как одна из важнейших задач современной науки и практики. Современное образование рассматривается как сфера повышенного риска, так как обязана выпускать «сверхсложный продукт» – психологически здоровую личность, что требует индивидуальных образовательных технологий. Ввиду недостаточной разработанности таковых технологий, существует определѐнный риск применения потенциально опасных для психологического здоровья образовательных технологий (О.Ю. Малозѐмов, 2008). Поэтому имеются основания говорить о психологическом риске, обусловленном использованием таковых технологий (или их полным отсутствием) (А.Н. Головистикова, 2007). В связи с этим, крайне актуальным также становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды (И.А. Баева, 2002). При этом концепция психологической безопасности понимается как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включѐнных в неѐ участников.

В Федеральном законе РФ «Об образовании» указывается о гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободном развитии личности; воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (статья 2 п.1); п.3 декларирует общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 5 п.6 гарантирует гражданам с ограниченными возможностями здоровья создание условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Статья 15 п.6 определяет, что дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. Статья 32 п.3 гласит, что образовательное учреждение несѐт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за: … 3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;4) нарушение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения.


Согласно ст. 50 п. 4 обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. Статья 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» также закрепляет (п.1), что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Учебная и внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Пункт 5 данной статьи регламентирует, что расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.

Статья 3 «Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте», действующего Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ», п. 6 провозглашает обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Ранее действовавший закон в статье 20 также провозглашал принцип охраны здоровья граждан при занятиях физической культурой и спортом.

В ст. 28 п. 2 говорится, что образовательные учреждения обязаны проводить ежегодный мониторинг физической подготовленности и физического развития обучающихся. Статья 39 «Медицинское обеспечение физической культуры и спорта» данного закона также связана с обеспечением здоровья и безопасности участников физкультурно- и спортивнообразовательной деятельности:

  1. Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включает в себя:
    1. систематический контроль состояния здоровья занимающихся;
    2. оценку адекватности физических нагрузок занимающихся состоянию их здоровья;
    3. профилактику и лечение заболеваний занимающихся и полученных ими травм, их медицинскую реабилитацию;
    4. восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.
  2. Организаторы физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий обязаны осуществлять обеспечение медицинской помощью их участников.

Кроме того, система отслеживания и обеспечения состояния здоровья регламентирована и утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 916 Положением «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодѐжи». В п.3 обозначается цель мониторинга – получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения. Пункт 9 данного Положения гласит, что учреждения системы образования, физической культуры и спорта осуществляют:


а) сбор, первичную обработку, оценку информации, полученной в ходе мониторинга, хранение и передачу еѐ в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации;

б) подготовку предложений для органов местного самоуправления по вопросам укрепления здоровья населения в городах и других населѐнных пунктах.

Другой документ – Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений, так же не обходит стороной вопросы безопасности и здоровья занимающихся. Так, п. 3.3 гласит, что запрещается использование и проведение антигуманных, а также опасных для здоровья и жизни студентов методов обучения, тренировочных воздействий. Преподаватели несут полную ответственность за адекватный характер предлагаемых студентам упражнений (сложность, интенсивность, объѐм, функциональную психическую нагрузку) и обеспечение необходимой техники безопасности при проведении учебных занятий.

Пункт 3.5 «Массовая оздоровительная, физкультурно-спортивная и воспитательная работа» данной Инструкции определяет, что при проведении массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы кафедра осуществляет проведение контроля за соблюдением правил безопасности, исключение случаев нанесения вреда здоровью, проявления жестокости и насилия, а также нанесения ущерба чести и достоинству студентов.

Приложение 1 п. 2 данной Инструкции определяет, что преподавательский состав кафедры осуществляет учѐт результатов медицинского освидетельствования студентов и систематический контроль за состоянием их здоровья в процессе учебно-тренировочных занятий.

Во многих кодифицированных и текущих законах также существуют статьи, имеющие прямое или косвенное отношение к сфере физической культуры и спорта. Примерами кодифицированных законов в данном отношении являются: Гражданский Кодекс РФ; глава 24.1 Трудового Кодекса РФ; статья 38 Семейного Кодекса РФ; статья 184 Уголовного Кодекса РФ; статьи 148, 149, 217 Налогового Кодекса РФ; статья 8.13 Кодекса РФ об административных нарушениях; статьи 72, 80, 86 Лесного Кодекса РФ; статья 98 Земельного Кодекса РФ; статья 43 Градостроительного Кодекса РФ; статьи 143, 144 Водного Кодекса РФ; статьи 17, 35, 36 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и другие законодательные документы данного уровня, так или иначе, касаются сферы физической культуры и спорта.

В комплекс актуальных мер и действий по совершенствованию физического воспитания и спорта в общеобразовательных учреждениях входит и пункт, в котором говорится о том, что не следует допускать одинаковых требований при оценке достигнутого уровня физической подготовленности. В этих целях необходимо учитывать разницу в росте, весе, физическом развитии, характер заболеваний. Одинаковые требования к обучающимся, имеющим разное физическое развитие, лишают их стимула к совершенствованию. Необходимо всячески поощрять главное – личные рекорды и победы над самим собой, собственной ленью. Это же можно отнести и к системе ВПО.


Таким образом, имеющаяся правовая база по физическому воспитанию в образовательной сфере постоянно дополняется в сторону защиты прав личности. Тем не менее, психофизическая безопасность при занятиях физической культурой и спортом в вузе защищена недостаточно, поскольку часто имеется разрыв между декларируемым в законах и реально существующим в образовательной практике, что влияет на само качество образования. Эти обстоятельства необходимо учитывать при управлении качеством высшего профессионального образования.

Выводы

Сохранение и укрепление здоровья студентов в период обучения в вузе, их подготовка к предстоящей профессиональной деятельности являются важной основой высшего профессионального образования и творческого долголетия будущих специалистов. Здоровье человека – непреходящая ценность, необходимая не только самому человеку, но и обществу.

В настоящее время возрастают возможности воспитания нового человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В качестве этой деятельности, в уровне ответственности и деловой активности людей, еѐ осуществляющих, в конечном счѐте, проявляется культура отношения к физическому здоровью народа, понимание его роли в общественном и экономическом прогрессе.

Физическая культура органически вошла в учебно-воспитательный процесс, жизнь и быт студентов вузов. Неизмеримо выросла и окрепла материальная база занятий физической культурой и спортом. В основе образовательного процесса высшей школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовки специалистов.

Физическая культура занимает одно из важных мест в педагогическом процессе становления и совершенствования профессиональной компетентности будущего специалиста, определяя его деятельностный потенциал. Современные исследовательские подходы позволяют рассматривать физическую культуру студентов в единстве социально-педагогического, двигательного и интеллектуального компонентов на трѐх структурных уровнях: физического воспитания, студенческого спорта и активного отдыха. Среди приобретаемых качеств выпускника, определяющих готовность его к труду, особую роль играет физическая кондиция, общий физиологический статус. Физическая культура – единственная учебная дисциплина, которая обучает студентов сохранять и укреплять здоровье, повышать физическую подготовленность, развивать и совершенствовать психофизические способности, необходимые в будущей профессиональной деятельности.