Файл: Уровень развития силы у студентов различных факультетов, занимающихся спортом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Физическая культура и спорт обладают большими возможностями в возвращении инвалидов к полноценной физической и духовной жизни. Примером могут служить Л.Е. Сергеев, В.И. Дикуль и др. Л.Е. Сергеев, потерявший стопу на фронте, вернулся к работе в геологических экспедициях благодаря волевой закалке, полученной в юности при занятиях плаванием, греблей, верховой ездой, альпинизмом. Заслуженный артист, работник цирка В.И. Дикуль получил травму позвоночника, упав с высоты 13 м, после чего в течение пяти лет был прикован к постели. Незаурядная сила воли, самодисциплина, целеустремлѐнность, воспитанные и развитые в процессе занятий акробатикой и другими видами спорта, позволили ему вновь вернуться в цирк. В.И. Дикуль создал свою систему реабилитации инвалидов со спинномозговыми травмами и успешно применяет еѐ на практике.

Вследствие имеющих место глубоких социально-экономических и политических изменений физическая культура и спорт превратились в глобальный культурно-социальный феномен. О масштабах этого развития свидетельствует образование национальных и региональных союзов и объединений, международных спортивных федераций, проведение национальных и региональных международных чемпионатов, регистрация рекордов по различным видам спорта и дисциплинам, проведение Олимпийских игр, а также массовое распространение физической культуры и спорта в различных социальных системах.

Социальное, политическое, культурное и воспитательное значение физической культуры и спорта возрастает в процессе развития современных производительных сил. Одновременно усиливается роль физической культуры и спорта в борьбе за сохранение и укрепление мира, за расширение на основе принципов мирного сосуществования и сотрудничества между народами, предусматривающего взаимное уважение и понимание.

1.3. Ценности физической культуры

Повышение воспитательного потенциала физической культуры возможно только при условии рассмотрения и теоретического становления еѐ как системы, отличающейся сложностью взаимосвязей и взаимозависимостей как между составляющими еѐ подсистемами, так и с компонентами внешней среды: экономикой, политикой, культурой, образованием, трудом, правом, досугом и т.п. Эффективность внутренних и внешних взаимосвязей повышает уровень освоения ценностей физической культуры, еѐ гуманистическую направленность.


В соответствии с нашими представлениями о физической культуре можно условно выделить две основные группы культурных ценностей: общественную и личную. Основой общественной группы ценностей считается общий уровень знаний о методах и средствах развития и совершенствования физического потенциала человека. Этот общий научнотехнической потенциал физической культуры составляет еѐ интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, правилах, методах и условиях реализации их при воспитании человека.

Другой комплекс ценностей – физическая культура личности – формируется совокупностью личных двигательных достижений человека и определяется уровнем развития его физических качеств и координационных способностей. Все виды физической культуры обеспечивают своими ценностями, выступающими в качестве разнообразных средств и методов, формирование у студентов потребности в личностной физической культуре. Внешне это проявляется в физической работоспособности, умении управлять своими движениями, грамотно и рационально решать привычные и новые двигательные задачи. Уровень культуры движений во многом зависит от способности человека правильно использовать свой физический потенциал. В этом смысле « личные рекорды» в силе, быстроте, выносливости, ловкости должны соотноситься с реальными потребностями, профессиональной деятельностью, возрастом, полом и условиями жизни.

Уровень физической культуры личности определяется также характером, структурой и направленностью мотиваций физической активности человека. Качество еѐ организации, систематичность, соответствие целям физической подготовленности являются главными составляющими этой личной культурной ценности. Личный опыт организации физической активности как культурной ценности приобретается человеком в процессе систематических занятий физическими упражнениями, при его физическом воспитании, спортивной подготовке, других формах индивидуальной и коллективной физической активности. До сих пор такой опыт являлся, по существу, главным источником формирования потенциала физической культуры личности. К этой же категории ценностей нужно отнести и двигательный, моторный опыт, приобретаемый человеком в процессе труда и выполнения различных двигательных действий в обыденной жизни.

Знания в области физического воспитания, добытые медициной, физиологией, биохимией, педагогикой, психологией, теорией и методикой физического воспитания во взаимодействии с другими науками, – это главная ценность физической культуры, общее достояние человечества.


Другой важной ценностью является накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодѐжи, опыт организации двигательной активности. Еще в сравнительно недалѐком прошлом такой опыт, по существу, был единственным путѐм накопления знаний о физической активности, о способах телесного совершенствования, физической тренировке человека.

По-видимому, правомерно на первое место поставить уровень, глубину, полноту и основательность знаний каждого отдельного человека о сущности и правилах физической подготовки, путях и средствах совершенствования двигательной деятельности и еѐ социальной, нравственной и эстетической ценности. Однако следует отметить, что подобный уровень физической образованности пока является достоянием узкого круга специалистов и не типичен для подавляющего большинства людей.

Благодаря традициям, обычаям и обрядам развивалась и обогащалась физическая культура народов, еѐ ценности передавались из поколения в поколение. В наше время значение опыта, практики в большей мере сводится к проверке новых идей, хотя и передача его по каналам культурной преемственности до сих пор не теряет своей актуальности, особенно в сфере семейного физического воспитания. Подобно тому, как в фондах музыкальной культуры и живописи хранятся шедевры выдающихся старых и новых мастеров, в летописях культуры физической хранятся шедевры достижений совершенства движений, физической деятельности человека.

К сожалению, до недавнего времени не удавалось запечатлеть для потомства многие из этих достижений, и их культурная ценность порой ограничивалась констатацией факта взятия нового рубежа в процессе физического совершенствования человека, в раскрытии его физических возможностей. Однако даже эти достижения оставались и остаются немалой ценностью, вполне материальным свидетельством повышения уровня физической культуры человечества.

Важной, но ещѐ недостаточно осмысленной ценностью в сфере физической культуры является общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих еѐ популярность в обществе. И, наконец, последним по порядку, но далеко не последним по значению в перечне ценностей физической культуры можно назвать уровень активности общества в сфере физической культуры.

Деятельность государственных и общественных институтов, деятельность политическая, организационная, пропагандистская, образовательная и воспитательная, финансово-экономическая и производственная, направленные на создание условий для полноценной физической активности, спортивной подготовки и физического воспитания населения, прямо и косвенно отражают уровень развития физической культуры той или иной общественной формации, страны, региона, коллектива.


В современных условиях развития общества перед вузами стоят задачи подготовки высококвалифицированных гармонично развитых специалистов народного хозяйства. Ведущая роль в формировании моральнонравственных качеств будущих выпускников вуза традиционно отводится блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин: философии, психологии, социологии, истории, психологии, педагогике и др. Однако практика показывает, что не меньшее влияние на формирование личностных качеств выпускника оказывают дисциплины естественнонаучного цикла, к числу которых относится и физическая культура.

Физическая культура как учебная дисциплина имеет сложное строение и включает в себя воздействие на физиологические системы организма занимающихся, на их нервно-эмоциональную и умственную сферы, совершенствование физических и морально-волевых качеств, психологической устойчивости. Она является процессом планомерного систематического воздействия на студента под ответственным наблюдением и руководством преподавателей, призванных дать будущим специалистам знания и сформировать у них глубокое понимание социального значения физической культуры и спорта в условиях производственной деятельности, и на этой основе сформировать физическую культуру личности.

Физическая культура как учебная дисциплина в вузе существенно отличается по содержанию, организации и проведению учебных занятий от таковой в школе. В соответствие ФГОС третьего поколения в вузах введена новая примерная учебная программа, содержащая основные направления реформы высшего образования, включающие принципы гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждѐн новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), в котором на учебную дисциплину «Физическая культура», выделяется самое большое количество учебных часов – 400. Кроме того, выделяются дополнительные часы на так называемые курсы по выбору студентов для занятий в спортивных секциях во внеучебное время. В целом это позволяет проводить учебные занятия со студентами не менее двух раз в неделю на протяжении всего периода обучения в вузе.

Содержание курса в вузе регламентируется учебной программой, Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте, требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, другими нормативными документами, содержащими научно обоснованные цели и задачи, рекомендованные средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.


Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

  • понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке еѐ к профессиональной деятельности;
  • знание научно-биологических основ физической культуры и ЗОЖ;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
  • обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
  • приобретение опыта творческого использования физкультурноспортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания вуза. Именно на это направлена учебная программа, явившаяся прогрессивным шагом в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к профессиональной деятельности. Результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической подготовленности.

Хорошее психофизическое развитие личности повышает биологические возможности жизнедеятельности человека, позволяет успешно противостоять ухудшающимся экологическим условиям, переносить высокие психические и физические нагрузки, эффективно функционировать в обычных и экстремальных условиях (В.А. Коваленко, 2000).