Файл: Уровень развития силы у студентов различных факультетов, занимающихся спортом.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
1.2. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
1.3. Ценности физической культуры
1.4. Содержание учебных занятий
1.5. Организация учебной работы по физической культуре
1.6. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов
1.7. Компетентностный подход в повышении уровня профессиональных способностей выпускника вуза
1.8. Оценивание образовательной деятельности студентов по физической культуре
1.9. Правовое обеспечение здоровья студентов при занятиях физической культурой и спортом в вузе
Введение
Современный человек, зачастую находясь в сложных и динамичных социальных условиях, утратил естественный образ жизни. Однако, условия труда и жизни предъявляют повышенные требования к выпускникам вузов, чей высокий профессионализм и творческое долголетие возможны только при хорошем здоровье. Внедрение в современное промышленное производство широкого спектра средств автоматизации, компьютеризации ведут к значительному сокращению доли физического труда. Смещение акцентов с двигательной сферы на умственную, психоэмоциональную приводит к снижению естественной двигательной активности, что актуализирует развитие функциональных и адаптационных возможностей организма средствами двигательной деятельности.
Обучение в вузе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-психических напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до максимальных. Кроме того, эти напряжения, накладываясь на социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы, могут приводить к различным функциональным и психическим срывам.
Возросли также требования к интеллектуальным и адаптационным способностям человека. Однако, влияние на формирование мотивов, побуждающих студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, спортом и активной физкультурно-спортивной деятельности, таких субъективных факторов, как личностная значимость, удовлетворение, духовное обогащение, от младших курсов к старшим постоянно снижается (М.Я. Виленский, 1991).
Повышение сложности и интенсивности труда предъявляют повышенные требования к развитию быстроты и точности решений, выдержки и самообладания, умения общаться с людьми, концентрации внимания специалиста, а экстремальные и стрессовые ситуации требуют наличия крепкого физического и психического здоровья, устойчивой высокой работоспособности. Всѐ это неизбежно ведѐт к значительному напряжению работы организма, повышению координации и культуры движений. Эти качества нуждаются в постоянном развитии, поскольку, чем сложнее технология и совершеннее техника, тем более совершенным и гармонично развитым должен быть человек, управляющий ими.
Существует и менее заметная внешне, но весьма существенная для нравственного здоровья личности тенденция к изменению индивидуальнопсихологических свойств и качеств характера в результате переживания тех или иных состояний. Замкнутость, нерешительность, тревожность, апатичность нередко возникают как следствие разного рода «сверхнагрузок». Это ведѐт к появлению нервно-психической усталости, утомлению, снижению работоспособности, возникновению различных заболеваний.
Всѐ сказанное выше в полной мере относится и к учебному труду студентов. Относительно малая двигательная активность затрудняет и учѐбу, и физическую подготовку будущего специалиста к труду. Недостаток движений, по словам академика В.В. Парина, способствует развитию физической детренированности, которая распространяется на все функциональные системы организма. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что длительное и значительное ограничение двигательной деятельности человека приводит к отрицательным изменениям его высшей нервной деятельности: ухудшается умственная работоспособность (возрастает число ошибок), увеличивается время простых и сложных реакций, снижаются показатели функции внимания, мышления, памяти, ослабляется эмоциональная устойчивость.
Длительное ограничение движений приводит к снижению точности двигательных действий, к ухудшению временной и пространственной координации не только сложных, но и простых двигательных навыков. Недостаток мышечной активности является одной из главных причин тяжѐлых хронических заболеваний внутренних органов (М.Ф. Гриненко, Г.Г. Саноян, 1974).
Хронический недостаток мышечных усилий у современного городского жителя, создавая дефицит возбуждения в нервных центрах, приводит к дезорганизации систем организма на всех уровнях, от молекулярного до целостного. Организму человека свойственна врождѐнная потребность в мышечной активности, которая может быть приравнена к потребности самосохранения. Скелетная мускулатура, связанная с физическими нагрузками, запрограммирована природой на физическую работу, и двигательная активность человека принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов в организме, состояние костной, мышечной, сердечно-сосудистой и других систем. Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц» И.А. Аршавского, энергетический потенциал и функциональное состояние всех органов и систем организма человека зависят от характера деятельности скелетных мышц. Двигаясь, человек сам как бы заводит часы своей жизни. «Если бы не работа мышц, энергетические потенциалы не накапливались бы, не создавалась бы протоплазма – живое вещество клетки, а значит, сам процесс роста и развития был бы немыслим» (И.А. Аршавский, 1971).
Чем интенсивнее двигательная активность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа человека, увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. По мнению В.М. Зациорского, рациональные занятия физическими упражнениями могут затормозить процесс старения организма человека на 10–15 лет. Учѐными установлено, что если человек не занимается активно физическими упражнениями, то после 25-ти летнего возраста у него резко ухудшаются физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. В то же время у тренирующихся подобных изменений не наблюдается вплоть до 60 лет.
Движение – важнейший естественно-биологический стимулятор роста, развития, поддержания и совершенствования физиологических функций, а также формирования всего организма. «Ничто так не истощает и не разрушает человека как продолжительное бездействие»,– наставлял древнегреческий философ Аристотель. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь (Гиппократ).
Учение М.Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показывает взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц, вегетативных органов и центральной нервной системы (ЦНС). До 90% структур головного мозга связаны с механическим движением. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закреплѐнные в процессе физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности различных систем организма.
Одним из важнейших физиологических механизмов в действии физических упражнений следует считать ту доминанту, которая возникает в коре больших полушарий при выполнении физических упражнений и которая оказывает разностороннее влияние на проявления всего организма. Физическая культура даѐт возможность сохранять телесное здоровье, делать тело красивым, управлять им и, что особенно важно, значительно расширять диапазон компенсаторно-приспособительных механизмов организма, повышать иммунитет, устойчивость к действию многих неблагоприятных факторов: гипоксии, стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, переохлаждения, инфекции, проникающей радиации, токсических веществ.
Физические упражнения, оказывая сложное, необычайно сильное и многообразное воздействие на организм, способствуют совершенствованию определѐнных функций организма, являются самым надѐжным фактором укрепления здоровья. Поскольку, основная цель воспитания и образования современной молодѐжи остаѐтся, очевидно, прежней – формирование гармонически развитой личности, то следует признать, что для достижения этой цели немаловажно воспитание у молодого человека осознанного отношения к формированию собственного здоровья, понимание его значимости как общечеловеческой ценности.
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
1.1. Основные понятия
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, направленная на укрепление и совершенствование организма человека, и улучшение его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств: различных систем физических упражнений, спорта, естественных сил природы, гигиенических мероприятий в общественной практике и повседневной жизни.
В социальном плане под физической культурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, созданных и используемых обществом для оптимизации физического развития и двигательной активности людей и опосредованно всей их жизнедеятельности в целях физического совершенствования.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения. Физическое воспитание решает задачи укрепления здоровья, реализации потребности человеческого организма в двигательной активности всестороннего развития физических и духовных сил, повышения работоспособности, продления творческого долголетия и жизни людей, занятых во всех сферах деятельности.
Для студенчества существенным элементом физического воспитания является дальнейшее повышение уровня физической культуры, углубление знаний о физической тренировке, формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями как со спортивной, так и с оздоровительной направленностью.
Физическое воспитание – категория общественной жизни, одна из сфер социальных отношений. Идеи, цели, задачи, содержание, организация, система управления процессом физического воспитания носят исторически обусловленный характер, развиваясь на основе общественных отношений.
Система физического воспитания – это совокупность идеологических и научно-методических основ физического воспитания, а также организаций и учреждений, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание граждан. Она направлена на развитие духовных и физических качеств человека, на подготовку его к определенному роду деятельности в конкретных социально-экономических условиях.
Система физического воспитания тесно взаимодействует с другими его сторонами – умственным, нравственным, трудовым, эстетическим воспитанием. Она призвана оказывать влияние на формирование физического облика человека, сознательного отношения к труду, воспитание студенческой молодежи в духе патриотизма, интернационализма, беспредельной преданности Родине.
Двигательная активность является одним из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующем полу, возрасту, состоянию здоровья и интересам, использования разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма (В.А. Коваленко, 2000).
Физкультурное движение – специфическая форма социального движения, ставящего своей целью содействовать повышению уровня физической культуры населения, целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций и населения по развитию физической культуры и спорта. Физкультурному движению свойственны интегративные функции. Оно объединяет многостороннюю практическую деятельность в области физической культуры и спорта в единую, стройную, целостную систему воздействия общества на формирование физического и духовного облика людей.
Физическая и функциональная подготовленность – результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств с одновременным увеличением физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем – сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной, выделительной, эндокринной и др. (В.А. Коваленко, 2000).
Психофизическая подготовленность осуществляется в учебнотренировочном процессе путѐм разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая их активность, коррекцию и устойчивость. В прямой зависимости от уровня физической и функциональной подготовленности проявляются также устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению и анализу и т.п.
Профессиональная направленность физического воспитания – это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному труду с помощью определѐнного профилирования физического воспитания с учѐтом особенностей избранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – это специально направленное, избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определѐнной профессиональной деятельности. Общепринято, что в содержание ППФП студентов должны входить обычные физические упражнения и виды спорта, но подобранные и организованные в полном соответствии с прикладными задачами.