Файл: Аспекты рассмотрения знаков: синтактика, семантика, прагматика (Синтактика).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
1.Введение
Семиотический подход к коммуникативному взаимодействию, а также общая теория знаков - семиотика обычно рассматриваются в трех измерениях - синтаксическом, семантическом и прагматическом. Сама концепция трех измерений семиотики была обоснована последователем К. Пирса, американским философом Чарльзом Моррисом. Он поставил перед собой задачу разработать самые общие принципы культовой теории общения. Согласно Моррису, человек - это животное, использующее знаки, а уровень используемой системы знаков принципиально отличает человека от остального животного мира.
Семиотику, согласно Моррису, можно условно разделить на три предметно-изолированные области - синтактику, которая направлена на изучение отношений между знаками, закономерностей их сочетания и композиции в языковых конструкциях - высказываниях или дискурсах; семантика, рассматривающая отношения между знаками и обозначенными ими объектами, анализирующая значение и значение знаков; прагматики изучают отношения «человек-знак» и фокусируются на практических аспектах использования знаков, систем знаков, языков в процессе общения. Это разделение, как отметил американский философ, может быть, как логически, так и исторически связано со средневековым «тривиумом» (от латинского «trivium» - «трехсторонний») классических гуманитарных наук - грамматики, логики и риторики.
Три компонента классических мелочей могут быть объективно и методологически связаны с тремя измерениями семиотики. Грамматика будет соответствовать синтактике, логике семантике и риторике прагматике.
Синтаксис посвящен изучению законов построения знаковых систем, их синтаксиса, то есть структуры комбинаций знаков, правил формирования и преобразования этих комбинаций независимо от их значений. При изучении естественных языков и искусственных языков логики и математики синтаксис связан с грамматикой языка, то есть правилами формирования и преобразования знаковых комплексов, например, слов, предложений и символических символов. выражения. Семантика имеет дело с отношениями мира знаков к объектному миру, к тому, что они значат, к объектам, к которым они применяются. Она изучает закономерности формирования и функционирования смыслов в социальных взаимодействиях, опосредованных знаками. Наиболее важной задачей семантического измерения является передача правильного значения объекта с использованием адекватного имени. Логическая семантика связана с изучением истинности утверждения. Семантика соотносит знаки языка с объектом номинации (обозначение языкового знака или референт для речевого знака). Рассмотренные выше семантические треугольники Дж. Фреге и Огдена Ричардса показывают механизмы семантических отношений в процессе функционирования знака. Предложение, используемое на естественных языках, также может рассматриваться как специальный знак. Семантика этого типа знаков (предложений / предложений) изучается в специальной области семиотического знания -лингвистической- семиотике. К примеру, утверждение «Москва является столицей России» и фальшивая «Аддис - Абеба является столицей России» будет истинный знак предложение. Согласно концепции Р. Карнапа, семантику можно разделить на теоретическую («чистую»), которая изучает искусственные, в первую очередь формализованные языки, и прикладные, в которых объектами являются естественные языки [144]. Изучаемый язык называется объектным языком, а язык, с помощью которого анализ объектного языка называется метаязыком. Прагматика направлена на изучение отношений между знаками и их пользователями - людьми и социальными сообществами. Прагматические правила определяют условия, при которых символические единицы воспринимаются и функционируют как знаки. Именно агматическое измерение семиотики является лидером для понимания и объяснения характеристик человеческого общения в конкретной ситуации. Он показывает, как коммуникационные сущности интерпретируют знаки, как они используют семиотические средства в различных ситуациях, как их отношение, оценки и эмоциональные состояния влияют на выбор и применение языковых конструкций. Завершая рассмотрение трехкомпонентной структуры теории знаков, отметим, что описанные три компонента образуют, согласно концепции К. Морриса, единую систему - язык общения. Он пишет: «Язык в полном семиологической значении термина любой межличностный набор символических средств, использование которых определяется синтаксических, семантических и прагматических правил». Следует также быть понятно, что различие между тремя измерениями Семиотика условна и необходима именно для решения аналитических и когнитивных задач. В функциональных и прикладных коммуникативных плоскостях семантические, синтаксические и прагматические характеристики существуют неразрывно друг от друга и только в этом единстве адекватно описывают человеческое общение. Для успешного и эффективного общения необходимо, чтобы его субъекты могли использовать синтаксические, семантические и прагматические права ила, принятые в этом обществе.
2. Синтактика
Важнейшим предметом изучения синтактики является язык, поэтому он включен как неотъемлемая часть лингвистики (как синтаксиса естественного языка), логики и математики (как синтаксиса формальных языков).
Синтаксис естественного языка включает в себя набор грамматических правил, управляющих построением более сложных языковых единиц из более простых. Первоначально эта задача сводилась к изучению построения предложений и фраз из слов. Эта конструкция традиционно называется синтаксисом. В следующем пункте синтактика естественного языка понятна все шире. С одной стороны, он включал правила объединения меньших единиц слов, чем слов. Таким образом, синтаксическая компетенция включала изучение структуры не только предложений, но также слов и морфем, то есть области, традиционно называемой морфологией. С этим фактом связано появление обобщающего термина «синтаксис морфо». С другой стороны, синтаксическая задача также считается конструкцией более крупных единиц, чем предложение языка, такое как текст или дискурс. Таким образом, синтаксис естественного языка исследует синтаксис в его самом широком смысле, как правила генерирования различных языковых явлений (высказываний, речей, текстов или дискурсов), зафиксированных в языковой системе.
Синтаксис формальных языков включает алфавит исходного языка, правила построения предложений (или формул) из букв алфавита и правила вывода. В рамках логической синтактики разработаны критерии правильности языковых выражений. В частности, одной из задач синтаксического анализа является определение критериев правильности последовательностей формул, таких как выводы или доказательства. В этом смысле синтаксис формального языка представляет собой совокупность утверждений о синтаксических свойствах предложений на языке объекта. Примерами таких утверждений являются: «формула F доказуема на данном языке» или «формула F выводима из формулы G».
В рамках теории познания и философии языка синтактика чаще всего разрабатывается не самостоятельно, а в связи с задачами семантики или прагматики. Более того, само представление о синтаксисе языковых или знаковых систем может различаться в зависимости от основных подходов исследователя. Различные школы и направления исследований в семиотике и в философии языка были сосредоточены на различных аспектах существования знаковых систем. Можно (с определенной степенью условности) выделить синтаксически-семантический и прагматический подходы.
Для синтаксически-семантического направления синтаксис определяет способность языковых предложений выражать факты реальности. Так, для логического позитивизма (что связано со значительным прогрессом в изучении синтаксиса формальных языков) внутренняя структура языка должна обеспечивать две основные функции: 1) правильная запись содержательных предложений языка и 2) преобразования которые не изменяют значение (т. е. совокупность семантических свойств) предложения. Строгое различие между синтаксисом и семантикой в логическом позитивизме соответствует различию между аналитическими и синтетическими предложениями. С другой стороны, именно синтаксис языка определяет его отношение к реальности. Это обстоятельство особенно четко изложено Л. Витгенштейном в «Логико-философском трактате». Согласно его концепции, осмысленное предложение языка не просто выражает, а отображает реальную ситуацию, поскольку внутренняя (синтаксическая) структура предложения совпадает со структурой ситуации. Другими словами, язык, благодаря своему синтаксису, является своего рода зеркалом реальности.
Синтаксис в виде прагматического направления является совершенно иной. Первый опыт такой прагматической интерпретации синтаксиса был сделан К. Моррисом, который искал связь между внутренней структурой языка (а также других систем знаков) и поведением человека. Он считал важные сообщения стимулами, которые должны вызывать определенную реакцию слушателя. Связь знаков в сообщении, по словам Морриса, является корреляционной связью реакций. «Синтаксическая структура языка - это взаимосвязанность знаков, обусловленная взаимосвязанностью реакций, результатом или частью которых являются знаковые средства» (Моррис С. В. Основы теории знаков. - Семиотика. - М., 1983. С. 51). В более поздних работах Витгенштейна, во многом близкий подход к синтаксису языка является разработан. Правила построения языковых выражений рассматриваются там как особый случай правил использования языка, которые, в свою очередь, являются субъективно установленными правилами поведения. Другими словами, синтаксис определяется природой языковых игр, принятых сообществом. Этот подход значительно расширяет область применения синтаксических правил по сравнению как с формальными правилами логического синтаксиса, так и с синтаксической нормой естественных языков, описанных в лингвистике. Реальные языковые игры могут допускать языковые конструкции, которые очень далеки от первого и второго.
Еще один вариант прагматического подхода к вопросу о месте синтаксиса рассматривается в теории речевых актов. В рамках этой теории вопросы, связанные с синтаксическим измерением языка, обсуждаются с точки зрения внутренней структуры речевого акта. Правила построения речевого акта имеют определенную прагматическую функцию: они служат для выражения (и идентификации) иллокутивной силы высказывания. Дж. Сирл, развивая тезис о интернациональности речевых актов, настаивает, кроме того, на зависимости внутренней структуры речевого акта от международных структур сознания.
Особое место среди различных подходов к синтаксису занимает теория Н. Хомского . Это, по- видимому, единственная концепция языка, учитывающая синтаксис независимо от других аспектов языковой деятельности; Более того, как его основа. В соответствии с идеями Хомского и его последователей, использование языка обусловлено главным образом наличие носителей языка в носителях языка, чтобы произвести правильные предложения. Все семантические и прагматические аспекты языка проявляются как производные этой первичной языковой способности.
В рамках изучения естественных языков в последние десятилетия наметились следующие тенденции в развитии синтактики:
- от изучения формы до изучения содержания синтаксических единиц, в частности отношения предложения к обозначенной им ситуации (так называемый семантический синтаксис);
- выход за пределы предложения в поле дискурса, текста (анализ супер фразовых фраз, абзацев, целых текстов);
- от языка к речи (изучение коммуникативных установок и условий использования речевых произведений);
- от объективных характеристик предложения к субъективной интерпретации высказываний (изучение косвенных речевых значений);
- от статического к динамическому синтаксису (изучение процессов функционирования и преобразования синтаксических единиц);
- от правил объединения (формирования) к правилам генерации (преобразования).
3. Семантика
Важнейшим предметом изучения семантики является язык (см. Язык); следовательно, он включен как компонент в лингвистике (как семантика естественного языка) и в логике (как семантика формальных языков). Возникает и в логике, и в лингвистике, семантические проблемы являются выражением общих философских проблем общения и мышления бытия. Вопрос о степени на какой язык способен выразить неязыковую реальность тесно связан с вопросом о способности мышления, чтобы понять объект внешнего по отношению к нему. Из основных взглядов на природу знака, лежащего в основе семантических конструкций, необходимо выделить те, которые были сформулированы на рубеже XIX и XX веков в работах Г. Фреге и Ф. де Соссюра. Их концепции (в значительной степени противоположные друг другу) по- прежнему определяют методы исследования и терминологию в лингвистике, семиотике и логике.
Г. Фреге принадлежит теория тройственной природы языкового знака. Сам знак (отдельный объект), во-первых, указывает на другой объект (значение знака), а во-вторых, концепт, соответствующий обозначаемому объекту ( значение знака ). Различие между смыслом и значением, введенное таким образом, впоследствии стало ключевым для многих логических и лингвистических теорий, в которых, однако, была принята иная терминология, чем ввел Фреге. Для обозначенного объекта используются термины referent, denotat, обозначение. То, что Фреге назвал «значением», иногда называют «знаком». Однако интерпретация этих терминов разными исследователями сильно различается. Часто для выражения, введенного Фреге, семантическое различие также представляет собой пару «расширение - интенционально». Фреге также ввел различие между значением и значением для языковых предложений, утверждая, что для широкого класса предложений значение - это истина или ложь. Он также указал на существование таких языковых конструкций, которые имеют смысл, но не имеют значения (например, утверждения о вымышленных объектах). Согласно Фреге, основой любого психического акта является желание выразить сущность, независимо существующий объект, который обозначен в языке его именем и о котором говорит его понятие.
Ф. де Соссюр рассматривает природу знака как двойственную, называя знак единством означающего и означаемого. Последнее относится именно к тому, что Фреге называет значение, но подход Соссюры является принципиально иным. Семантические свойства языка определяется тем, что она представляет собой систему. Знаки существуют только по отношению друг к другу, и именно эти отношения, а не общение с внелингвистическими сущностями, определяют значение знака. Поэтому эталонная семантика вообще отсутствует в Соссюре. Эту позицию по-прежнему разделяют многие лингвисты (в основном французские). Итак, А.-Ж. Греймас и Дж. Курт называют «исключение референта необходимым условием развития лингвистики».
Подход Соссюра является лингвистическим коррелятом философского подхода, который стремится исключить категорию сущности из рассмотрения. Он был разработан, например, в марбургской школе для философов, чей критерий объективности знания - не отношение знания к «реально существующему» объекту (который абсолютно невозможно установить), а внутренняя согласованность самого знания, Последний рассматривается как структура, то есть совокупность отношений элементов, которые определяются (как языковые единицы в Соссюре) только их местом в системе и их отношениями друг с другом.