Файл: ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА (Характеристика и классификация источников административного права.).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 933
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика и классификация источников административного права.
2. Законодательные акты как источники административного права.
Федеральные конституционные законы.
Законы субъектов Российской Федерации.
3. Подзаконные нормативно правовые акты, являющиеся источниками административного права.
Указы и распоряжения Президента РФ.
Нормативные акты Правительства РФ.
Ведомственные нормативные акты.
Нормативно-правовые акты местного самоуправления и локальные правовые акты.
Приказы нормативного и индивидуального значения принимаются руководителями предприятий, учреждений и организаций. С их помощью регулируются вопросы труда, заработной платы, материального поощрения и другие связи и отношения внутриорганизационного характера.
Распоряжения же принимаются директором предприятия, его заместителями и руководителями структурных подразделений для решения проблем, связанных с исполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам.
Действующее законодательство не устанавливает конкретных форм нормативно-правовых актов общественных организаций. Они определяются самими организациями в положениях и уставах, закрепляющих основы функционирования добровольных сообществ.
Правовая природа этих нормативных актов производна от государства, от его согласия, санкции на юридически значимое регулирование определенной группы общественных отношений.
Наряду с нормативно-правовыми актами государственных органов в системе форм (источников) права некоторых стран определенное место занимали нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями.
Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, так же, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридической силы. Таковую они могут получить лишь в двух случаях. Во-первых, при издании совместного с государственными органами решения по одному и тому же вопросу. Во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения) государства. Последняя может выражаться в разных формах. Наиболее распространенные из них последующие санкции, придающие, в случае необходимости, каждому отдельному акту общественных организаций юридический характер и придание юридической силы актам общественных организаций на основе специально изданного для этого закона или иного законодательного акта.
Таким образом, в рамках данного вопроса были рассмотрены такие юридические акты, которые в классификации нормативно-правовых актов относятся к категории подзаконных. Это в первую очередь указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Так же к данной категории следует относить нормативно-правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, локальные нормативные акты. Вышеназванные юридические акты составляют самую обширную часть источников административного права.
Заключение
В данной работе были рассмотрены различные юридические нормы, являющиеся источниками административного права. Была дана их общая характеристика, классификация, затем был подробно рассмотрен каждый тип данных нормативно-правовых актов.
Следует также отметить, что на сегодняшний момент административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более – не кодифицированных отраслей правовой системы России. Это объясняется его многопрофильностью, а, соответственно, и обилием источников административного права. Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению с другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция РФ создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения обильного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых. На сегодняшний день в данном направлении проведена огромная работа в рамках проводимой в стране административной реформы.11
Сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду КоАП, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, кодифицировать все административные нормы невозможно, поэтому на первый план выдвигается задача их систематизации в соответствии с потребностями сегодняшнего дня, с интересами проводимых в стране реформ. Также одним из путей повышения эффективности административного законодательства является устранение в нем многочисленных пробелов.
Исходя из всего вышеназванного следует отметить, что цель работы, обозначенная во введении достигнута, в достаточно полном объеме раскрыты юридические акты – источники административного права, дана их характеристика, предложены пути повешения эффективности административного законодательства.
Список литературы.
- Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.
- Административное право: Учебник / Под. ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2002. – 697 с.
- Административное право: Учебник (издание второе, переработанное и дополненное), под ред. Л.Л. Попова / Юристъ, 2005
- Административное право: часть первая. Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 428 с.
- Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное права: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.