Файл: Особенности развития дизайна в Японии (ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ЯПОНИИ.).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА
Первый этап – развитие ремесленного производства
Второй этап - Институт промышленного искусства
Третий этап – Дизайн – это микрокосм
Четвертый этап - Обретение самостоятельности
3 СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА В ЯПОНИИ
Современная архитектура Японии: новаторство в каждом объекте
Японские бренды в мире моды: Концептуальность и минимализм
Современная архитектура Японии: новаторство в каждом объекте
Говоря об архитектуре Японии, необходимо понимать совмещение традиций и новых технологий. Под традициями подразумевается следование религиозным воззрениям (путь буддизма и синтоизма), а также основам строительства традиционных домов (минка). Тогда как новые технологии - это не только достижения в науке и технике, но и влияние западных образцов архитектуры на строительство в Японии.
Однако японские архитекторы со временем стали «обтачивать» европейские принципы строительства под свой уклад и образ жизни, что теперь можно наблюдать в современных объектах.
В постройках XXI века японские архитекторы стремятся к созданию комфортного жилья. Обязательным условием становится вписывание объекта в окружающее его пространство.
Поэтому с одной стороны, для незнакомых с этой особенностью людей – окружающие здания, особенно в спальных районах, могут показаться унылыми или странными (дом–склад или дом–многоугольник) (Рисунок 4).
Однако этот принцип выходит из трепетного отношения японцев к личному пространству. Для них дом – отдельный мир, который никто не должен видеть. Не видят – не завидуют. Зато жильцам так гораздо комфортнее и уютнее.
Рисунок 4 - Современный минимализм в архитектуре
Но это только фасад, который выглядит как непритязательная железобетонная коробка, тогда как внутри зодчие воссоздают целый замок из света, свободного пространства, японского традиционного садика. Если посмотреть на планировку домов, видно, что тот или иной объект имеет площадь всего 30 или 40 кв. м. Но это касается только городской архитектуры, загородные дома гораздо просторнее.
Японцы уже давно привыкли уживаться даже несколькими поколениями в небольшом пространстве 30х30 метров. Отсюда возникает другая тенденция к строительству многоэтажных домов, тянущихся к небу. Если не вширь, так вверх.
Тенденцию в строительстве «маленьких домов» раскрыл еще архитектор Кензо Кума (Kenzo Kuma). Он говорит об этом, как о вызове, который принимают японские зодчие и - на примере строительства домов и муниципальных объектов – демонстрируют свое мастерство. До сих пор при строительстве используется железобетон и натуральное дерево, стекло и фанера[5].
Японские бренды в мире моды: Концептуальность и минимализм
Япония – самая загадочная и закрытая страна Азии, государство восходящего солнца, новых технологий и совершенно особенного взгляда на красоту и моду.
Близость к природе, врожденный концептуализм и любовь к нестандартным экспериментам с формами и кроем – отличительная черта практически всех японских дизайнеров.
Прорвавшись на европейские и американские подиумы к 80-м годам, модельеры из Японии навсегда изменили мир моды. ELLE – о выдающихся японских дизайнерах, новых брендах и концептуальных марках одежды.
Сегодня стиль от японских дизайнеров – это общепризнанный концептуализм, неповторимый и узнаваемый почерк которого уважаем всеми модными критиками. Массовая любовь к творениям японских дизайнеров началась в середине нулевых годов – и возрастает год от года.
Тренды наступившего весенне-летнего сезона 2013 во многом сформированы благодаря влиянию японских дизайнеров, независимых демократичных и люксовых марок.
Рисунок 5 - Рекламная кампания Kenzo
Коллекции азиатских мастеров не сразу завоевали внимание европейского модного сообщества.
Настоящий «японский» прорыв в индустрии моды произошел в 1981 году – тогда Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо покорили подиумы Парижа и были приняты в мировое fashion-сообщество. Вслед за триумфом черного цвета, бескомпромиссной многослойности и принципа трансформации одежды Ямамото во Франции он завоевал любовь нью-йоркских критиков моды. Как и ее коллега, Рей Кавакубо основала марку Comme Des Garcons еще в 1973 году, но популярность и признание пришли к модельеру только к началу 80-х годов.
Первопроходцы от японской моды сформировали в европейцах стабильный интерес к новой азиатской концептуальности, и к XXI веку обозначилась целая плеяда японских дизайнеров, которые значительно влияют на современный облик fashion-индустрии. Самые популярные и известные дизайнеры и бренды: KENZO, ISSEY MIYAKE, YOHJI YAMAMOTO, COMME DES GARCONS, UNIQLO, TOGA, ANREALAGE,
G.V.G.V.
Японский графический дизайн
Старая школа
Юсаку Камэкура (1915-1997 г.г.) – один из известнейших японских дизайнеров. Его плакаты не пропитаны особенным японским духом — они выполнены в распространенном в то время интернациональном стиле. Юсаку разнообразно играет с формой и объектами внутри нее.
Дизайнер запомнился в первую очередь логотипом для летних олимпийских игр в Токио в 1964 году. Он изобразил «бессмертную» форму – красный японский круг, который четко символизирует Японию. Также Юсаку был автором логотипа Nikon, одной из версий ракушки Shell и основателем первого в Японии журнала о графическом дизайне и искусстве Creation.
Казумаса Нагаи (1929 г) – дизайнер с неповторимым авторским стилем графики. Как и многие тогда он создавал логотипы и знаки, но запомнился прежде всего своими анималистическими плакатами. Цвета, формы, контрасты, простая композиция и потрясающий эффект. Животные смотрят прямо в душу.
Икко Танака (1930-2002 г.г.) – дизайнер-модернист, который создавал японские по цвету, духу, и сюжетам работы. Может показаться, что сделать такой плакат очень легко, но на самом деле добиться такой выразительности и звонкости композиции не так уж и просто.
Сигео Фукуда (1932-2009 г.г.) – наверное, самый известный японский графический дизайнер. Он запомнился использованием в своих работах оптических иллюзий и работой с контрформой. Также Сигео делал экологические и антивоенные плакаты. Знаки Сигео отличаются от других тем, что использует контрформы и оптические иллюзии.
Таданори Ёкоо (1936 г.) – дизайнер, который делал умопомрачительные и очень сложные по композиции плакаты. В основном, это были афиши для фильмов и театров. Можно увидеть, как сложно он сочетает огромное количество элементов. Здесь и силуэты, и фотографии, и кадры, много текста, градиент – и все сочетается. Количество объектов сумасшедшее, но смотрится очень круто. Здесь и сакура, и веер, и красные круги, и фотографии в каждом углу, и текст.
Коити Сато (1944 г.) – противоположность вышеупомянутым авторам по своему стилю. Он делал воздушные, минималистичные плакаты. И здесь вспоминаются ширмы, у которых основной акцент находится в нижней части. На этих плакатах тоже картинка находится внизу, а верхняя часть остается воздушной.
Ёсикадзу Эбису (1947 г.) – дизайнер, который рисовал очень веселые картинки. Это манга, но манга не типичная японская, а манга андеграундная. Он рисовал непривычные по графике комиксы и эротические картинки[6].
Современная школа
Иллюстратор Рио Токимаса, который делает графичные, геометрические иллюстрации, которые немного похожи на гравюры.
Рио рисует замечательные по пластике овощи, фрукты, животных и птиц. Особенностью японской графики есть совмещение тонких линий с большими по массе пластичными пятнами [8].
Противоположность Токимаса – Томоми Мицукоши, который делает иллюстрации в духе андеграундной манги. Он создает примитивные, но в то же время пластичные и выразительные иллюстрации. Общее в работах Мицукоши и Эбису – словно рисовал один человек, но разными инструментами [5].
Шун Сасаки – дизайнер, который делает суперкрутые знаки и плакаты с использованием больших, массивных иероглифов и букв. Он так закручивает внутренние просветы в иероглифах, что получаются отдельные структуры.
Тадаши Уэда – дизайнер, который делает замечательные японские постеры. Трендовые элементы, сочетания цветов – японцы круто миксуют свою письменность, иероглифы и латинские буквы, написанные разными шрифтами. Похоже, он наследует приемы плакатов со сложной композицией и нагромождением элементов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью дизайна является удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективная организация предметной и информационной среды жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей.
Это работа художника с формой, и потому процессы формообразования здесь принципиальны. Форма интегрирует понимание дизайнером всего круга стоящих перед ним задач: и утилитарных, и социокультурных, и художественных, и технологических.
Главной, с нашей точки зрения, особенностью дизайна как проектно-художественной деятельности в Японии стало то, что он родился в недрах ремесленной культуры, не потеряв генетической связи с традициями.
Специфическая черта японского мышления - это традиционность в сочетании с активным стремлением к познанию нового, но не прямое цитировании, а творческое осмысление и переработка.
Возможно, в силу японского менталитета стилевые течения в зарождающемся японском дизайне не сменяли друг друга, отвергая весь предыдущий опыт, а существовали параллельно, представляя собой скорее направления в едином потоке, а не периоды.
То есть, по своему характеру - это скорее был не революционный, а эволюционный путь развития дизайна.
Самым главным источником вдохновения по-прежнему остается природа. Символы четырех времен года - весенние цветы сакуры, спасающие от летней жары прохладные воды, красные листья клена под осенней луной, снег на ветвях сосны и стеблях бамбука - сохраняют прежнее обаяние. Умение выразить большое в малом проявляется в дизайне, в полной мере. Зашифрованная метафора будит воображение, наполняет неодушевленный предмет дыханием жизни.
Неизменной остается и любовь к традиционным материалам, к их природной красоте: открытой фактуре дерева, плетеному бамбуку (из которого делают и вазы для цветов, и посуду, и украшения), керамике, лаку.
Еще одна отличительная черта японского дизайна - одушевленность вещи. Современные предметы и приборы не противопоставляются человеку, не создают вокруг него враждебной среды. Они в полной мере являются его «созданиями».
Даже продукция самых высоких технологий не должна нести на себе отпечатка равнодушной и обезличенной машинерии. Во многом этому способствует народное искусство, выросшее из старинных кустарных промыслов.
Сегодня японский дизайн в полной мере является продуктом нашей эпохи. Он основывается на самых передовых технологиях и немедленно осваивает вновь возникающие сферы.
Японские дизайнеры в новейших областях промышленности целенаправленно приближают технические завоевания современности к человеку, легко и гибко приспосабливая их к бытовым процессам. В этом по-своему сказывается традиционное для японской культуры внимание ко всем деталям и мелочам предметной среды.
Поиски компактности и простоты форм сопровождались в японском дизайне стремлением к предельно возможному по удобству совмещению функций.
Учитывая все вышеперечисленные особенности японского дизайна можно сказать, что за последние двадцать лет Япония превратилась в своего рода Мекку дизайна.
Трудно назвать крупного европейского или американского дизайнера, который не посетил бы эту страну для изучения ее дизайна, отличающегося исключительно высоким эстетическим уровнем и органичным соединением национальных традиций с мировыми достижениями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература
1. Николаева, Н.С. Япония-Европа: Диалог в искусстве, середина XVI-нач. XX в. / Н. С. Николаевна. - М.: Изобразительное искусство, 1996. - 397 с.
2. Стэнли-Бейкер, Джоан. Искусство Японии / (Пер.: А. В. Гусева). - М.: Слово, 2002. - 238 с.
3. Судзуки Дайсэцу Тэйтаро. Дзен-буддизм в японской культуре / Д.Т. Судзуки; Предисл., коммент. и пер. с англ. А. Долина. - СПб.: Изд-во Триада, 2004. - 268 с.
Интернет источники
4. www.behance.net
5. tomomizukoshi.tumblr.com
6. http://leit.ru