Файл: Отраслевые особенности пищевого производства на примере ООО «Нестле Кубань».pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
1.1 Основные показатели выпуска продукции предприятиями пищевой промышленности
1.2 Динамика развития предприятий важнейших отраслей пищевой промышленности
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «НЕСТЛЕ КУБАНЬ»
2.1. Общие сведения о предприятии
2.2. Основные показатели финансовой деятельности ООО «Нестле Кубань»
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОФЕ В РОССИИ И ПРОДУКЦИИ ООО «НЕСТЛЕ КУБАНЬ»
3.1 Перспективы развития предприятий по выпуску кофейной продукции
3.2. Разработка предложений по развитию продукции ООО «Нестле Кубань»
ВВЕДЕНИЕ
Пищевая промышленность России является важнейшей жизнеобеспечивающей сферой народнохозяйственного комплекса, оказывающей значительное влияние на состояние экономики страны, уровень продовольственной безопасности и благосостояние народа. Устойчивое обеспечение всех слоев населения качественными и безопасными продуктами питания - важнейший фактор улучшения здоровья нации. Он оказывает решающее влияние на улучшение основных демографических показателей, что в настоящее время является приоритетом государственной политики.
В последние годы Правительство РФ предпринимает конструктивные меры, направленные на создание качественно новых предпосылок для дальнейшего устойчивого развития аграрной сферы экономики и увеличения объемов поставок сырья для отраслей пищевой промышленности.
С начала 2013 г. реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2016 годы. Госпрограмма служит основным инструментом аграрной политики, определяющим основные приоритеты, цели и направления развития сельского хозяйства на пятилетний период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Плодотворная работа по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности проводится на региональном уровне. Органами исполнительной власти большинства субъектов Российской Федерации приняты и реализуются программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков продукции, сырья и продовольствия, разработанные с учетом основных положений Программы.
Продолжается процесс образования в АПК крупных холдинговых структур, позволяющих преодолеть узкую специализацию перерабатывающих предприятий, повысить эффективность производства.
Не является исключением и Краснодарский край, в котором имеется большое количество крупных предприятий пищевой промышленности. Одним из таких предприятий является ООО «Нестле Кубань», расположенное в г.Тимашевске и выпускающее различные виды кофейной продукции, о котором пойдет речь в данной работе.
Объект исследования: процесс развития предприятий пищевой промышленности России.
Предмет исследования: современное состояние и перспективы развития предприятий по выпуску кофейной продукции ( на примере ООО «Нестле Кубань» г.Тимашевска).
Цель работы: провести анализ современного состояния и перспектив развития предприятий пищевой промышленности, охарактеризовать деятельность ООО «Нестле Кубань» г.Тимашевска и разработать предложения по его дальнейшему развитию.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать современное состояние и перспективы развития предприятий пищевой промышленности России.
2. Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Нестле Кубань».
3. Определить перспективы развития предприятий по выпуску кофейной продукции.
4. Разработать предложения по развитию продукции ООО «Нестле Кубань».
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
1.1 Основные показатели выпуска продукции предприятиями пищевой промышленности
Последствия мирового финансового кризиса отрицательно сказались на темпах промышленного производства предприятий пищевой промышленности. В конечном итоге в 2012 г. индекс промышленного производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, составил 101,1 % против 106,1 % в 2011 г. Спад объемов производства составил 5% и наблюдался в каждом третьем субъекте Российской Федерации.
В настоящее время большинство промышленных предприятий работает в условиях дефицита оборотных средств. Резкий рост дебиторской задолженности за поставленную организациям торговли продукцию вызван ухудшением платежной дисциплины в товаропроводящей сети, что негативно отражается на их производственной деятельности.
В целом предприятиями пищевой промышленности в 2012 г. было отгружено продукции на сумму 2641 млрд руб. в действующих ценах, или на 26,7 % больше, чем в 2011 г. (за 2011 г. рост составлял 31,2%).
По данным Росстата, в январе - ноябре 2012 г. прибыль, полученная крупными и средними предприятиями, достигла 126,9 млрд руб., или на 7,9 % больше, чем за соответствующий период 2011 г. (за 11 мес. 2011 г. рост составил 40,2%) [5].
Средний уровень рентабельности за 9 мес. 2012 г. составил 10,8%, что на уровне соответствующего периода 2011 г.
За последние годы прослеживается позитивная тенденция по увеличению потребления населением России основных видов продуктов питания.
Объемы производства продукции пищевой промышленности из отечественного сырья, несмотря на его ежегодный прирост, по ряду позиций не позволяют в полной мере удовлетворить потребности населения.
Внутренний рынок России все еще характеризуется высоким уровнем зависимости от импорта. За его счет формируется почти 40% ресурсов на продовольственном рынке. Тенденция к росту импорта продовольственных товаров и сырья для их производства сохраняется [7].
1.2 Динамика развития предприятий важнейших отраслей пищевой промышленности
Пивоваренная отрасль. За последние 10 лет пивоваренная индустрия России прошла путь от одной из отсталых отраслей пищевой промышленности до эффективно работающего сектора аграрно-промышленного комплекса.
С 1996 г. отрасль стабильно наращивает объемы производства и уверенно развивается. Однако в 2012 г. впервые за последнее время произошло снижение производства пива. Оно составило 1140,5 млн дал, или 99,4 % к соответствующему периоду 2011 г. Основная причина этого - емкость рынка пива России уже достигла своего оптимального состояния, а для дальнейшего развития отрасли пивоваренным компаниям необходимо активнее заниматься экспортом производимой продукции.
Наиболее существенное падение зафиксировано в Санкт-Петербурге (-9,3%) и Москве (-11,1 %), Ивановской (-21,5%), Омской (-18,4), Московской (-5,7%), Калужской (-6,8%) областях, Ставропольском крае (-23,7%), Республике Чувашия (-12,1 %) и других регионах.
Рост производства пива достигнут в Воронежской (+58,9 %), Самарской (+30,8%), Пензенской (+40,8%), Нижегородской (+13,6 %) областях, в Республиках Татарстан (+15,4 %) и Башкортостан (+13,8 %), в Пермском крае (+12,9 %) и других регионах [9].
Мощности по производству пива в целом используются на 77 % - потенциальные возможности увеличения объемов не исчерпаны.
Один из показателей развития пивоваренной отрасли - уровень потребления пива на душу населения. В 2012 г. среднедушевое потребление пива превысило 80 л - Россия вошла в пятерку ведущих производителей пива в мире.
К числу важных тенденций в отрасли можно отнести стремление к консолидации пивоваренного рынка путем осуществления крупномасштабных слияний. Главные причины этого - ощутимое повышение цен на основное сырье (пивоваренный ячмень, солод и хмель), а также тароупаковочные материалы.
В результате консолидации шесть крупных компаний контролируют 90% российского рынка пива: компании Балтика (38%), САНИнбев (19%), Хайнекен (14%), Эфес (10%), САБ Миллер (5%), Очаково (4%).
За последние годы наблюдается значительный прогресс в обеспечении отрасли солодом отечественного производства. Если в 2000 г. обеспеченность пивоваренной отрасли солодом российского производства не превышала 30 %, то в 2012 г. уже составила 85%. Производство солода выросло с 490 тыс. т до 1,4 млн т, т.е. увеличилось почти в 3 раза. Этому способствовала реализация отраслевой целевой программы по обеспечению производства пивоваренного ячменя и солода в РФ.
Основной вклад в достижение этих целей внесли пивоваренные компании, которыми были построены и введены в эксплуатацию солодовенные заводы. Это компании Балтика, Очаково, Эфес. Кроме того, компанией Русский солод построены и введены в эксплуатацию солодовенные заводы в Московской (пос. Вороново), Воронежской (пос. Элеваторный) и Орловской (пос. Знаменка) областях производственной мощностью по 100 тыс. т в год солода каждая. Все построенные солодовенные заводы оснащены высокопроизводительным оборудованием, внедрены современные технологии производства солода [14].
В то же время еще не удалось решить проблему увеличения отечественного производства хмеля. Потребность в нем почти полностью удовлетворяется за счет импорта преимущественно из Германии, США и Чехии. Поэтому основные направления в развитии пивоваренной отрасли - создание и внедрение в производство новых высокоурожайных сортов хмеля, применение новых современных технологий по его возделыванию и переработке [11].
Производство безалкогольных напитков и минеральных вод продолжает развиваться достаточно высокими темпами. По мнению экспертов, в ближайшие годы следует ожидать дальнейшего роста темпов производства на 10-12 % в год.
Производство безалкогольных напитков в 2012 г. составило 601,8 млн дал, или 100,6 % к выработанным в 2011 г., минеральных вод - 8005,8 млн полулитров, или 110,2 % к объему 2011 г.
Мощности по производству безалкогольных напитков используются лишь на 60 %, минеральных вод - на 55 %. Это показывает, что материально-техническая база по производству минеральных вод и безалкогольных напитков имеет значительный потенциал для увеличения объемов их производства.
По потреблению напитков на душу населения Россия значительно уступает зарубежным странам. Так, по минеральным и питьевым водам потребление в России составляет 20-22 л, тогда как в Германии, Франции - 100 - 120 л, Италии - 140 - 150 л. [13].
Развитие рынка безалкогольных напитков в России по качественным характеристикам соответствует мировым тенденциям. В настоящее время потребители запрашивают высококачественную продукцию, удовлетворяющую потребности всех возрастных категорий населения.
В последние годы значительно расширился ассортимент сокосодержащих напитков. В России появились напитки с использованием пряно-ароматического, плодово-ягодного, растительного сырья, в том числе чайного, а также продуктов пчеловодства.
Постепенно восстанавливаются позиции национального русского напитка - кваса брожения с длительным сроком хранения.
Увеличение производства минеральных вод, в том числе питьевых, обусловлено низкими затратами организации производства, техническим перевооружением предприятий, внедрением высокопроизводительных линий розлива, расширением географии использования и освоения местных источников (особенно в Сибири и районах Урала и Дальнего Востока). Немалую роль играет и конкурентная борьба российских производителей за качественную продукцию и рынок сбыта.
В последние годы в России увеличились производство и потребление столовых и природных питьевых вод. Это связано с пропагандой здорового образа жизни и экологической ситуацией в стране. Все это привело к тому, что все большее число людей предпочитают употреблять питьевую воду, разлитую в бутылки [8].
Рынок питьевой и минеральной воды в настоящее время является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков в России, продолжая активно развиваться и вытеснять с рынка импортную продукцию.
Доля производства лечебных минеральных вод в России не превышает 20% от общего объема производства минеральных вод.
Основные производители безалкогольных напитков и минеральных вод в России наряду с мировыми лидерами Coca-Cola и PepsiCo - ЗАО ОСТ-АКВА, ООО Мегапак, ООО ПК Мастер, ЗАО Бородино Московской области, Московский пиво-безалкогольный комбинат Очаково и др.
В настоящее время в России наблюдается тенденция консолидации отрасли, которая сопряжена с наращиванием доли рынка его участников. Главную роль здесь играют транснациональные корпорации Данон, Coca-Cola, PepsiCo, Nestle и отдельные крупные российские производители молочных продуктов и соков - Вимм-Билль-Данн.
В условиях жесткой конкуренции российские производители безалкогольных напитков (включая минеральные воды) большое внимание уделяют повышению качества выпускаемой продукции и улучшению дизайна оформления [17].