Файл: Отраслевые особенности пищевого производства на примере ООО «НестлеКубань».pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
1.1 Основные показатели выпуска продукции предприятиями пищевой промышленности
1.2 Динамика развития предприятий важнейших отраслей пищевой промышленности
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «НЕСТЛЕ КУБАНЬ»
2.1. Общие сведения о предприятии
2.2. Основные показатели финансовой деятельности ООО «Нестле Кубань»
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОФЕ В РОССИИ И ПРОДУКЦИИ ООО «НЕСТЛЕ КУБАНЬ»
3.1 Перспективы развития предприятий по выпуску кофейной продукции
3.2. Разработка предложений по развитию продукции ООО «Нестле Кубань»
Плодоовощная отрасль. Предприятия промышленности продолжили наращивать объемы производства овощных и томатных консервов, соответственно рост составил 119,2; 102,2 %. В целом по отрасли индекс физического объема составил 98,5 %, что обусловлено значительным снижением производства фруктовой группы консервов, в том числе фруктовых соков. Плодоовощных консервов выработано 10,3 млрд усл. банок.
Впервые за многие годы в 2012 г. произошло снижение производства фруктовых консервов, основную долю которых составляют соки (55%) и нектары (38 %), что обусловлено насыщением рынка этими видами продукции. Снижение фруктовых консервов составило 2,3 %, из них соков - на 7,6%, сокосодержащих фруктовых напитков и морсов - на 46,1 %. При этом выросло производство компотов на 15% и нектаров - на 15,1 %и т.д.
Производственные мощности по выпуску плодоовощных консервов на 1 января 2013 г. составили 14162,1 млн усл. банок в год. Использование мощностей составляет 65 %.
Наиболее загружены мощности в Курской (95%), Саратовской (94,2 %), Липецкой (90,5 %), Калужской (90,3 %) областях, Республиках Башкортостан (96,3%), Калмыкия (99,4 %). Низкий уровень использования производственных мощностей в Ростовской (18%), Астраханской (23,4%) областях, Ставропольском крае (15,1%).
Доля российских производителей на рынке плодоовощных консервов составляет около 10%. Основные поставщики консервированной продукции на российский рынок - западные компании, из которых лидируют венгерские и французские компании, не отстают от них и азиатские производители (Китай, Таиланд, Вьетнам). Неплохо чувствуют себя на российском рынке и украинские компании - Верес, Чумак, Подольский смак, Златодар [14].
Для увеличения объемов производства и расширения ассортимента плодоовощных консервов остается узким местом развитие собственной сырьевой базы, которая требует значительных вложений капитала. Сегодня только порядка 20% валового сбора плодов и ягод используется на промышленную переработку. Проблема как в недостаточном развитии садоводства на промышленной основе (более 80 % плодов и ягод выращиваются в хозяйствах населения), так и в значительных потерях выращенного урожая.
Производство быстрозамороженной плодоовощной продукции в Российской Федерации в 2012 г. составило 22,1 тыс. т, из них 11,6 тыс. т приходится на овощную продукцию и 4,9 тыс. т - на ягоды и плоды. Из-за насыщенности российского рынка быстрозамороженных продуктов темп роста в 2008 г. снизился и составил 79% к уровню 2011 г.
По оценкам специалистов, от 75 до 90 % объемов рынка замороженных овощей приходится на продукцию зарубежного производства. Основные страны - поставщики замороженных овощей - Польша, Венгрия, Бельгия, Голландия, при этом с явным отрывом лидирует Польша, на долю которой приходится, по данным экспертов, до 70 % объемов рынка.
Основными трудностями отрасли остаются низкое качество сельскохозяйственного сырья, дефицит денежных оборотных средств, необходимых для обеспечения бесперебойного производства, низкий уровень оснащенности современными видами технологического оборудования. Остро стоит проблема сбыта плодоовощных консервов [16].
Производство чая и кофе. В 2012 г. чая натурального сортового фасованного выработано 143,2 тыс. т, или на 6,2 тыс. т и на 4,6 % превысило уровень 2011 г. Объем производства чая в России за последние 5 лет увеличен в 3,5 раза.
Производственные мощности по расфасовке чая в России в основном сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Российский рынок чая значительно консолидирован. В четверку производителей, лидирующих по объему производства, входят две российские компании: ООО Орими Трэйд (Санкт-Петербург, доля рынка 25 %) и ОАО Компания Май (Москва, доля рынка 13 %), а также две международные компании: Unilever NV/PIc (Великобритания и Нидерланды, доля рынка 20%) и Ahmad Tea Ltd (Великобритания, доля рынка 7%).
К ведущим производителям чая также относятся компании: J.V. Gokal Ceylon (Pvt) Ltd и MJF Holdings Ltd (Шри-Ланка); ООО Торговый дом Гранд, ООО Никитин, ОАО Русский продукт и Группа компаний Чайный мир (Москва).
Создание в России новых производств и проведение модернизации на многих чайных фабриках дало возможность компаниям конкурировать с мировыми лидерами, работающими в этом сегменте рынка. Значительным достижением чайных компаний стало то, что на рынке появились отечественные торговые марки, завоевавшие признание и доверие российских покупателей, составившие достойную конкуренцию импортной чайной продукции.
Основная доля потребляемого в России черного чая (свыше 80%) купажируется и расфасовывается внутри страны, меньшая доля (около 20%) приходится на зарубежные компании.
Результаты исследований показывают, что в последние годы наблюдается тенденция к устойчивому снижению доли экономичного сегмента за счет увеличения долей среднеценового и премиального чая.
Однако структура потребления чая меняется: деловой стиль жизни требует экономии времени и увеличивает спрос на пакетированный чай, забота о здоровье склоняет к зеленому чаю, а растущие доходы населения влекут покупателей к дорогим маркам [10].
Рынок пакетированного чая наиболее динамичен по продажам, особенно в крупных городах, что объясняется высоким жизненным уровнем.
В России производство чая первичной обработки, в силу климатических условий, осуществляется только в одном регионе - Краснодарском крае. Площадь чайных насаждений в плодоносящем возрасте составляет 1,4 тыс. га. Валовой сбор - порядка 12 тыс. ц чая первичной обработки (сортового).
Производство чая сортового фасованного в Краснодарском крае в 2012 г. составило 545 т, т.е. сохранилось на уровне 2011 г. Это лишь 0,4 % от общего объема чая, произведенного в 2008 г. в целом по России.
В 2011 г. в Российскую Федерацию по импорту ввезено 181,7 тыс. т чая натурального, за 9 мес. 2012 г. - 135,4 тыс. т. Российские фирмы установили прочные контакты с зарубежными производителями чая, что особенно важно с точки зрения перспектив дальнейшего развития чаеторгового бизнеса. Главные страны - импортеры чая: Шри-Ланка (49,2 %), Индия (20,2 %), Кения (7,2%), Китай (6,3%), Индонезия (4,3%), Вьетнам (3,4%) [9].
Структура рынка чая меняется в сторону потребления более дорогих, качественных продуктов, что связано с тем, что появились истинные ценители этого напитка.
Перспективы роста объемов производства и потребления чая во многом зависят от сохранения положительных тенденций в экономике и повышения благосостояния населения.
География производства кофе достаточно обширна. Это Бразилия (общепризнанный мировой лидер кофейного производства), Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Индонезия и др. На рынке кофе можно выделить следующие типы продукции: кофе натуральный (в зернах и молотый), растворимый, кофейные смеси и кофейные напитки.
В 2012 г. кофе натурального выработано 35,3 тыс. т, или 79,5 % к уровню прошлого года. Вместе с тем объем производства кофе натурального в России за последние 5 лет увеличен почти в 7 раз.
В основном прирост производства кофе обеспечен за счет ввода в эксплуатацию фабрики Нестле Кубань в Тимашевском р-не Краснодарского края (мощностью 18 тыс. т растворимого кофе в год). Это предприятие с полным циклом производства кофе, осуществляющее переработку зеленых кофейных зерен в готовый продукт в потребительской упаковке, позволит швейцарской компании Нестле заместить импорт кофе NESCAFE Classic [7].
В настоящее время объем российского кофейного рынка составляет порядка 105 тыс. т. По данным ассоциации Росчайкофе, на долю растворимого кофе и напитков приходится примерно 80%, молотого кофе - 20%. На российском рынке растворимого кофе доминируют такие компании, как швейцарская Nestle, американская Kraft Foods и германская Tchibo. Они контролируют около 70 % этого сегмента.
Наибольшим спросом пользуется гранулированный кофе. Технология его изготовления позволяет получить продукт со вкусом и ароматом лучшими, чем порошковый кофе. Однако по своим вкусовым характеристикам сублимированный кофе превосходит все виды растворимого кофе.
Отечественные компании контролируют около 75 % сегмента молотого кофе. Только одна иностранная компания, финская Paulig, обладает большим весом в этом секторе.
Несмотря на снижение в 2012 г. объемов производства, потребление натурального молотого кофе не снижается. Российские покупатели также проявляют интерес к натуральному зерновому и молотому кофе.
Россия не обладает кофейными плантациями, поэтому для осуществления производства в нашей стране кофе закупается по импорту.
В структуре импорта натурального (нерастворимого) кофе большая часть (свыше 85 %) приходится на зеленый, необжаренный кофе. На российских предприятиях зеленый кофе перерабатывают и используют в основном в производстве растворимого кофе.
За 9 мес. 2012 г. для производства кофепродуктов по импорту в Россию было ввезено 53,8 тыс. т кофе, что на 10,7 тыс. т, или на 16,6%, ниже уровня соответствующего периода прошлого года [15].
Основные поставщики кофе: Индия, Вьетнам, Бразилия, Италия, Германия, Гондурас, Индонезия, Колумбия, Финляндия, Франция, Эфиопия.
При этом большая часть импортируемого кофе поступает в Москву (около 60%) и Санкт-Петербург (около 30%). Это определяется тем, что основные компании - переработчики кофе сосредоточены именно в этих городах [13].
Высокий уровень инвестиций в производство крупнейших участников рынка, совершенствование качества и активное продвижение кофе (с помощью мощной рекламы) способствуют активному потреблению кофе в России.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «НЕСТЛЕ КУБАНЬ»
2.1. Общие сведения о предприятии
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Нестле Кубань» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридический адрес ООО «Нестле Кубань»: 352700, Краснодарский край, г.Тимашевск, ул.Гибридная, дом 2, корпус А.
Фабрика "Нестле-Кубань" является одним из самых современных комплексов среди фабрик компании "Нестле" по производству растворимого кофе NESCAFE®. На сегодняшний день ООО "Нестле Кубань" представлено производством растворимого агломерированного кофе NESCAFE Classic® и мороженого Nestle. Группа компаний "Нестле" в Краснодарском крае работает более 10 лет. В июне 1998 г. "Нестле" приобрела контрольный пакет акций ОАО "Хладопродукт" в городе Тимашевске, которое занималось производством быстрозамороженных фруктов и овощей, а также мороженного.В июне 2001 г. на фабрике была введена в эксплуатацию первая очередь производства по упаковке растворимого кафе NESCAFE Classic.
22 ноября 2005 года в г. Тимашевске (Краснодарский край) состоялось официальное открытие фабрики полного цикла по производству кофе NESCAFЙ Classic. Фабрика "Нестле-Кубань" является первым на Юге России заводом по производству кофе.
Выбор Краснодарского края для строительства фабрики был обусловлен инвестиционной привлекательностью региона, а также хорошими деловыми отношениями компании с администрацией края. Заниматься бизнесом на территории Краснодарского края компанию "Нестле" в первую очередь побудили два фактора: политическая стабильность и усовершенствованное налоговое законодательство. На фабрике «Нестле Кубань» работают более 1100 человек, большинство из которых являются жителями Тимашевского района. Наряду с конкурентоспособной заработной платой «Нестле Кубань» предлагает своим сотрудникам большое количество компенсаций и льгот. Особое внимание на предприятии уделяется социальной сфере и условиям труда. В 2012 году на эти цели было направлено около 38 миллионов рублей.
В апреле 2011 года на фабрике «Нестле Кубань» состоялось официальное открытие новой линии по упаковке кофе NESCAFE® Classic, летом 2011 года было запущено производство NESCAFE® Classic в новой фигурной банке и мягкой экономичной упаковке. В июне 2011 года ассортиментную линейку натурального растворимого кофе NESCAFE® в сегменте премиум пополнил новый продукт -- NESCAFE® Gold Мягкий. Еще одна новинка 2011 года в кофейном ассортименте фабрики -- растворимые кофейные смеси NESCAFE® 3 в 1: Крепкий, Классический, Мягкий.
27 апреля 2012 г. на фабрике "Нестле Кубань" в Тимашевске состоялась церемония открытия новой линии упаковки кофе NESCAFE Classic.
ООО "Нестле Кубань" планирует значительно увеличить объем производства кофе, введя в эксплуатацию в 2011 году новую линию согласно инвестиционному плану расширения фабрики стоимостью $220 млн.
2.2. Основные показатели финансовой деятельности ООО «Нестле Кубань»
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Нестле Кубань», полученные на основе документов бухгалтерской отчетности, представлены в таблице 1. Анализ основных технико-экономические показателей деятельности ООО «Нестле Кубань» за 2010-2012 гг. выявил следующее. Выручка от реализации в 2011 г. возросла на 1805,39 млн. руб. (темп роста 375,9%), в 2012 г. - темп роста немного снизился и составил 187,7%, что в стоимостном выражении составляет 2156,55 млн руб.