Файл: Референдум –форма непосредственной демократии в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Демократические преобразования современного общества, образование в России правового государства, содействуют развитию форм участия населения в управлении государством, а также в решении вопросов местного значения. Следует указать на такие традиционные проблемы непосредственной демократии, как подделка подписей, доступ к голосованию, проблема явки и осведомлённости голосующих, проблема учёта голосов и защита мнения несогласного меньшинства и так далее. Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демократии не может являться однозначной. Исследуемый способ принятия решений обладает как сильными, так и слабыми сторонами.

Актуальность темы: Проблема института референдума РФ, а также его роли в становлении демократических основ российской государственности очень актуальны. Так как, являясь одним из основных институтов народовластия, референдум имеет огромное значение для российского современной конституционализма, установления направлений развития государства и общества, кроме того, референдум призван гарантировать по широкому спектру вопросов свободное волеизъявление граждан. Государственная власть и местное самоуправление работают устойчиво и результативно только при наличии развитых институтов прямой демократии. Необходимо последовательное расширение участия граждан в управлении делами субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе и при помощи референдумов.

Объект исследования: Референдум как форма непосредственной демократии в Российской Федерации.

Предмет исследования: Правовые акты, материалы судебной практики, которые составляют нормативную и правоприменительную основу в области организации и проведения референдума в Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы исследования: Проблемы прямой демократии были в центре внимания как специалистов в области конституционного права, так и теоретиков государства и права, социологов, историков и политологов. Многим аспектам рассматриваемой темы посвятили работы следующие учёные-правоведы: С.А. Авакьян, М,В. Баглай, О.Е. Кутафин, М.Н. Марченко, И.П. Трайнин, В.Е.Чиркин, М.Ф. Чудаков, Д.Ю. Шапсугов и многие другие.

Цель работы: Изучить и раскрыть понятие и значение референдума, а также его виды, предмет, формулу и принципы, рассмотреть процедуру проведения референдума в Российской Федерации.

Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:


1. Изучить понятие и определить значение референдума в РФ;

2. Рассмотреть виды референдумов;

3. Определить предмет, формулу и принципы референдума в РФ;

4. Проанализировать процедуру проведения референдума в РФ.

Теоретико-методологическую базу исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов анализа и обобщения нормативных правовых актов и материалов судебной практики, касающихся организации и проведения референдума в Российской Федерации. При исследовании и анализе института референдума, раскрытии его сущности и правовой природы применялись следующие общенаучные методы познания: анализ, синтез, логический метод. В работе использованы структурный, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы, а также отдельные частные научные методы исследования.

Эмпирическую базу исследования данной работы составили: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, Федеральный Конституционный закон от 28.06.2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ.

1. Референдум – форма непосредственной демократии в РФ

1.1 Понятие и значение референдума в РФ

Граждане нашей страны России осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (1).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ страны, население, проживающее на той или иной территории в каком-то определённом регионе РФ.

Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации - являются референдум и свободные выборы». (2)


Термин «референдум» происходит от латинского «referendum» - «то, что должно быть сообщено». Означает он голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. (3)

Референдум закреплен в Конституции РФ (ч. 2 ст. 3), где он вместе с выборами характеризуется в качестве, высшего непосредственного выражения власти народа.

1. Ст. 3 Конституция РФ 1993 г. М.: 2013. С. 4

2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» СЗ РФ. 2004. № 27.

3. Курячая М.М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации. Монография. М.: 2007. С. 6.

Принципы и основы организации и проведения всероссийских, региональных и местных референдумов определены ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Положения данного закона также развиваются в различных законодательных актах об отдельных видах референдумов.

Субъекты РФ разрабатывают по необходимости свои региональные законы о референдумах и принимают их для проведения на своей территории.

Референдум отличается от выборов тем, что голосование на референдуме дает юридическую силу не мандату какого-то конкретного кандидата, а решению какого-то определённого вопроса. Такое решение принимается путём решения именно народа страны и он обладает юридической силой даже больше силы законов, которые принимаются парламентом. Решение на референдуме может приниматься выбором положительного или отрицательного ответа избирателей на конкретно поставленный вопрос или путём выбора между различными вариантами, которые предложены.

Референдум является институтом непосредственной демократии, он может быть использован как противодействие представительной демократии или, чтобы обойти парламент и принять государственное решение вопреки ему. Это может иметь место, когда право назначения референдума входит в дискреционные (осуществляемые по собственному усмотрению) полномочия главы государства либо правительства.

Референдум, прежде всего, является волей народа и свободные выборы, формой непосредственной демократии, или даже «высшим непосредственным выражением власти народа». Референдумы проводятся по всей РФ и по тем же принципам, как и проведение выборов. Референдумы являются прямыми, всеобщими, равными. Проводятся путём тайного голосования.

На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции России.


Следует помнить, что вопросы, которые предполагается решить путём голосования на референдуме, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Решения, которые, были приняты на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в каком-либо утверждении. Они обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Также кроме всероссийских референдумов проводятся различные местные и региональные, в голосовании на которых принимают участия жители тех регионов, где они проводятся.

Референдумы нельзя проводить, когда в стране идут военные действия или объявлено чрезвычайное положение, которое введено на всей территории России, либо в каком-то регионе, в котором предполагается провести местный референдум регионального уровня.

Референдум непосредственное народное волеизъявление населения страны и имеет большое преимущество перед представительной демократией, в частности, парламентским способом решения общественных и государственных проблем.

Но преимущество состоит только тогда, когда соблюдаются определённые условия:

1. Вопрос, который выносится на голосовании на референдуме, должен быть понятен народу РФ;

2. Перед проведением референдума должны всё объяснить и если нужно разъяснить народу РФ средствами массовой информации (телевидение, интернет, через издания периодической печати и прочее.)

И только, если соблюдены эти два условия, то для решения каких-то вопросов их можно вынести на голосование на референдуме (4).

4.Нудненко Л.А. Законодательство о выборах и референдумах: детализация и совершенствование // Российский юридический журнал. 2012. № 1. С. 55.

1.2. Виды референдумов, предмет, формула и принципы в РФ

Виды референдумов. Существуют разные классификации референдумов.

В зависимости от содержания законопроекта:

- Конституционный, его используют, когда принимается новая конституция или нужно внести в неё определённые поправки.

- Законодательный, его используют, когда необходимо внести изменение в закон.

По времени проведения референдума:

- Дозаконодательный, его проводят до принятия соответствующего закона.

-  Послезаконодательный, его проводят уже после того как закон вступил в силу.


Также различают обязательный и факультативный референдумы:

Обязательный, на него выставляются вопросы, которые прямо указаны в Конституции, но, по другому их решить невозможно, только путём голосования на референдуме.

Факультативный , на него выносятся такие вопросы, которые не обязательно выносить на всенародное голосование.

По территории референдумы делятся: референдум РФ, референдум субъекта РФ, местный референдум.

Назначает Всероссийский референдум Президент РФ по инициативе:

1)    не менее чем 2-х млн. российских граждан;

2)    Конституционного Собрания, предлагающего принять новую Конституции РФ;

3)    Федерального органа государственной власти, если это предусмотрено международным договором РФ либо ФКЗ (5).

5. Комарова В.В./Конституционно-правовые принципы народовластия в России.// Конституционное и муниципальное право.-2005.- №9.

Референдум признается состоявшимся, только если в нём проголосовало больше 50% граждан, которые имеют право на участие в референдуме. Решение признается положительным, если за предложенные изменения также больше 50% человек (6).

Предмет референдума - это вопрос, который необходимо решить путём народного голосования. 

Формула (процедура), по которой проводится референдум, похожа на избирательную компанию, но имеет свои отличия и особенности. Она включает в себя несколько стадий:

1. Инициатива о проведении референдума и его назначение. Его может назначить глава государства (президентом), глава государства с согласия парламента, парламент государства. Также такая инициатива возможна от народной инициативы, группы депутатов парламента, правительства, региональных органов власти, субъектов федерации.

2. Формирование инфраструктуры референдума. На этой стадии составляются списки участников референдума, формируются органы, которые будут заниматься организацией и проведением референдума и образованием участков для голосования.

3. Формулировка вопроса, выносимого на референдум (7).

Предмет референдума — это вопрос, подлежащий решению на референдуме. Его формулировка в бюллетене называется формулой референдума.

4. Агитационная и разъяснительная кампания.

5. Голосование.

6. Подсчет голосов и объявление результатов голосования на референдуме (8).

6. Синцов В.Г./Референдумы в новейшей истории России/ В.Г.Синцов// Законодательство и экономика.-2005.-№11.

7. Нудненко Л.А. Законодательство о выборах и референдумах: детализация и совершенствование // Российский юридический журнал. 2012. № 1. С. 55.