Файл: Референдум –форма непосредственной демократии в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 417
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. Референдум – форма непосредственной демократии в РФ
1.1 Понятие и значение референдума в РФ
1.2. Виды референдумов, предмет, формула и принципы в РФ
1.3. Референдум – форма непосредственной демократии в РФ
2. Практика проведения референдумов в РФ
2.1. История референдумов в СССР и РФ
2.2. Референдум или всенародное голосование будет в 2020 году в РФ?
Заключение
После проведённого изучения, анализа и систематизации материала по данной теме в ходе написания работы, можно сделать вывод, что референдум в системе непосредственной демократии занимает важное место, предопределенное его сущностными характеристиками как осуществляемого в форме всенародного голосования и волеизъявления народа России. По результатам референдума органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны в определенный законом срок принять соответствующие правовые акты и указы, которые необходимы для реализации решений принятых на референдуме, а если на референдуме был принят законопроект, то должны обеспечить его реализацию.
Рассмотрев классификацию референдума по видам, стало полностью понятно содержание этого правового института, так как рассмотрение его отдельно от его классификационных характеристик может привести к искажениям в теории и при применении его на практике.
Сравнение референдума с выборами, плебисцитом и всенародным опросом как смежными институтами непосредственной демократии позволяет утверждать, что референдум является исторически сложившейся самостоятельной формой прямой демократии. Ценность референдума как самостоятельного способа реализации права граждан на участие в управлении государством и решении вопросов местного значения, уместность его использования в конкретных ситуациях подтверждается историческими фактами, эволюцией референдума на протяжении длительного периода его существования. В подлинно демократическом государстве идеи об отказе от института референдума должны расцениваться не иначе как попытки ограничения народного суверенитета.
Право граждан Российской Федерации на референдум - это закрепленная на основе общепризнанных норм международного права система принадлежащих совершеннолетним гражданам Российской Федерации конституционных и производных от конституционных юридических возможностей посредством свободного коллективного волеизъявления непосредственно участвовать в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления.
В системе основных прав и свобод право на референдум входит в группу публично-политических прав граждан РФ. Опосредуя право граждан РФ на участие в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления, право на референдум состоит из совокупности конституционных прав граждан РФ направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ), права на участие в референдуме (ч. 2 ст. 32) и наравне с ними гарантируется государственной защитой (ч. 1 ст. 45).
Политические элиты (государственные органы, политические партии, общественные организации и их лидеры) должны понимать, что референдум не может являться способом разрешения конфликтов, давления на органы власти, достижения иных целей, кроме непосредственной реализации народовластия.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993.
2. Федеральный закон от 12.06.2002. №67-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
3. Федеральный закон от 04.03.1998. №33 -ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ»
4. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 №5-ФКЗ (ред. от 30.12.2006, с изменения от 21.03.2007) «О Референдуме РФ».
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 г №3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 ФКЗ «О референдуме» в связи с жалобой гражданина В.И.Лакеева, В.Г.Соловьева и В.Д.Уласа.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.2002 г. N 1-П//СЗ РФ. 2002 № 6.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 г. N 10-П с особым мнением судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина, особым мнением судьи Конституционного Суда РФ В.Г. Ярославцева//СЗ РФ. 2003. N 25.
8. Комментарий к конституции РФ (постатейный) под ред. Л.А.Окунькова. Изд-во БЕК,1996 г.
9. Авакьян С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь/Отв. ред. и рук. авт. коллектива С.А. Авакьян.
10. Андреева Г., Верещагин А., Старостина И./Двери для референдума приоткрываются?/ Г. Андреева, А. Верещагин, И. Старостина //Сравнительное конституционное обозрение.- 2007-.-№2.
11. Бланкенагель. А.А./ Референдум и Конституционный Суд.// Сравнительное конституционное обозрение.-2007. - №2.
12. Братановский С.Н., Костькова О.В. Комментарий к ФКЗ от 28.07.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме РФ» - Система ГАРАНТ, 2006.
13. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
14. Дмитриев Ю.А.; Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник-«ЗАО Юстицинформ», 2008.
15. Ивченко А.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник/Отв. ред. А.В. Иванченко. М., 1998.
16. Комарова В.В./Референдум и сходные формы непосредственного народовластия (соотношение и проблемы)/ В.В.Комарова // Конституционное и муниципальное право.-2005.- №9.
17. Комарова В.В./Конституционно-правовые принципы народовластия в России.// Конституционное и муниципальное право.-2005.- №9.