Файл: Референдум –форма непосредственной демократии в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Теория государства и права. Учебник. Н.И.Матузов; А.В. Малько. Юристъ, 2004.

Принципы проведения референдума:

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также - гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

6. Голосование на референдуме (далее - голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

1.3. Референдум – форма непосредственной демократии в РФ

Референдум является одной из прямых форм народовластия. Это голосование всенародное, а его принципы являются прямыми, равными, свободными и тайными. В референдуме участвуют граждане, которые являются совершеннолетними (18 лет), дееспособными и являются гражданами РФ, если подразумевается проведение референдума на какой-то определённой территории, то имеют прописку и постоянно проживают в этом регионе. Если референдум решила провести какая-то группа лиц, то для этой инициативы обязательна поддержка минимум двух миллионов граждан страны. Формулировка вопроса для голосования на референдуме должна быть составлена так, чтобы можно было чётко ответить на вопрос «да» или «нет». Также опрос, который выносится на голосование, должен быть полностью понятен народу, и необходима разъяснительная работа средствами массовой информации (телевидение, интернет, через издания периодической печати и прочее.)


Для проведения референдума обязателен указ президента РФ о его назначении. Поводится он исключительно в мирное время, когда не объявлено чрезвычайное положение в стране и не ведутся военные действия. Также его нельзя проводить в последний год полномочий президента РФ и когда проводится избирательная кампания одновременно на территории всей РФ. Референдум признаётся состоявшимся при условии, что в нём приняли участие и проголосовали более 50% человек. Вопрос, выставленный на референдуме, решается в положительную сторону также, сели набирается более50% тех кто проголосовал «за», из тех кто пришёл на голосование. А органы государственные и региональные органы власти, при положительном голосовании, должны выпустить соответствующие указы.

Референдум является важной формой прямого народовластия и даёт возможность для реализации волеизъявления народа и участия народа в определении государственной политики (9).

9. Саидахмедова Г.Р. Референдум как форма прямого народовластия // Молодой ученый. – 2020. - №3 - С. 274-275.

2. Практика проведения референдумов в РФ

2.1. История референдумов в СССР и РФ

Первое упоминание о всенародном референдуме встречается в Конституции СССР в 1936 году. Там говорилось о том, что Президиум Верховного совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик.

Однако, один единственный референдум в СССР состоялся 17 марта 1991 года. На нём решался вопрос «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». Наа референдуме проголосовали 75,44% граждан, которые имели право голоса. И за то, чтобы сохранить СССР проголосовали 76,4% граждан., но не смотря на это голосование в том же году в декабре месяце Союз прекратил своё существование.

В период противостояния президента и Верховного совета РФ 25 апреля 1993 года, состоялся плебисцит о доверии этим органам власти. На него были выставлены для голосования 4 вопроса:

1. «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» - «да» 58,66%.


2. «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» —«да» 53,04%.

3. За досрочные выборы президента. – «да» 49,49%.

4. За досрочные выборы народных депутатов — «да» 67,16%.

Следует отметить, что не смотря на то, что большинство голосующих дали положительные ответы, внеочередные выборы не провели, съезд народных депутатов РФ был распущен 21 сентября 1993 года указом президента.

А 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло «всенародное голосование» по проекту Конституции РФ. Но назвать его всенародным голосованием потребовалось, чтобы обойти требование закона «О референдуме РСФСР» об изменении Конституции лишь большинством от общего числа избирателей. На нём участвовало 54,79% граждан, из которых 58,42% поддержали и дали положительный ответ. Это основной закон, который действует и в настоящее время.

Других федеральных референдумов в России никогда не было. Референдумы были только на региональных уровнях. Например, перенос столицы (Республика Коми), о введении местного времени (Волгоградская область), поправки в региональную конституцию (Чечня и Тува), об объединении регионов (Красноярский край, Пермская область, Забайкальский край и в некоторых других регионах).

В 2018 году сразу даже несколько инициативных групп, включая КПРФ, пытались инициировать всероссийский референдум о повышении пенсионного возраста. Но Центризбирком отказал им из-за нарушений с документами.

2.2. Референдум или всенародное голосование будет в 2020 году в РФ?

Голосование по конституционным поправкам будет проводиться в рамках исключительной и уникальной процедуры. Она называется всенародным голосованием.

Зачем будут проводить всенародное голосование и в чём же его отличие от референдума?

В ходе Послания Федеральному Собранию Президент Путин сделал предложение о внесении изменений в Конституцию РФ и заявил о необходимости утверждения таких поправок гражданами РФ, посредством голосования. Но предложенные поправки не затрагивают основ конституционного строя и не имеют важного значения для функционирования российской политической системы, то проводить по ним голосование вообще не обязательно. И достаточно, чтобы эти поправки утвердил Совет Федерации, и они будут приняты – такая процедура сделает поправки действующими по всем законодательным правилам.


На основании ст. 136 Конституции поправки, предложенные к Главам 3-8, принимаются, как и любой федеральный закон, и вступают в силу после одобрения 2/3 голосов Госдумы и ¾ голосов Совета Федерации (п. 2 ст. 108 Конституции).

А при изменениях в Конституцию РФ необходимо проведение референдума. Но это правило распространяется при внесении изменений в основополагающие Главы 1, 2, 9 Конституции и только после голосования за них 3/5 Парламента.

Процедура референдума сама по себе достаточно сложная, с точки зрения порядка и сроков проведения. Так, ее нельзя проводить менее, чем за год до окончания полномочий Госдумы, иначе оставшегося времени будет недостаточно для проведения поправок.

Референдум в стране объявляет сам Президент. По ст. 23 №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» он направляет инициативы в Конституционный суд для проверки их конституционности и только после одобрения их судом может объявить референдум. Также Федеральное собрание должно перед референдумом созвать Конституционное собрание, которое разработает и утвердит конституционные поправки.

Но всего этого можно избежать, если вместо референдума провести всенародное голосование.

Президент своим Указом вправе назначить всенародное голосование. Это условно можно считать референдумом, но, всё таки, это более упрощенная схема и не имеет жёстких требований к форме волеизъявления граждан. И стоит отметить, что если результаты, полученные при голосовании на референдуме, обязательны к исполнению, то по результатам данного голосования нет. И формально власть может принять эти поправки без учёта мнения граждан.

Более того, Конституция не содержит ответа на вопрос: как поступить в том случае, если поправки были одобрены Советом Федерации и Госдумой, а народ отказался их поддержать. Порядка отмены утвержденных поправок, которые по закону не должны утверждать граждане, не существовало. Но принятый 11 марта 2020 года закон о порядке всенародного голосования изменил это.

Как будет проходить всенародное голосование в 2020 году?

11 марта Государственная дума и Совет Федерации приняли закон о внесении поправок в Конституцию. Его статьи 2 и 3 посвящены механизму принятия конституционных поправок. Он предполагает предварительное утверждение поправок Конституционным судом и проведение общенародного голосования.

После одобрения этих поправок он будут переданы в конституционный суд для оценки их соответствия нормам 1, 2, 9 Глав Конституции РФ. Далее, суд в течение, 7 дней должен провести оценку и выдать заключение.


Если суд примет отрицательное решение, то поправки не вступят в силу, и общенародное голосование по ним не проводится. Если суд подтвердит конституционность поправок, то будет проведено всенародное голосование, назначенное Президентом. Если за предлагаемые поправки проголосуют более половины граждан, то они вступят в силу. Если менее половины, то поправки не вступят в силу.

Почему это не референдум?

В ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа. Но общероссийское голосование по поправкам в Конституцию подпадает под признаки и правила референдума, которые содержатся в российском законодательстве (они указаны в №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»). Поэтому законодатели делают упор на то, что это будет голосование, а не референдум. При проведении референдума пришлось бы соблюдать массу формальностей: соблюдение правил агитации за и против поправок, их финансирование, порядок голосования и подсчета голосов, участие наблюдателей и пр.

Проект «Порядка подготовки и проведения общероссийского голосования», который предстоит принять ЦИК, содержит усеченные правила голосования в отличие от выборов и референдумов (в частности, например, контроль за голосованием на дому).

Также на голосование будет вынесен пакет поправок, которые мало связаны между собой. Гражданам предстоит голосовать или за пакет или против, что также отличается от требований при проведении референдума, когда на голосование необходимо вынести только взаимосвязанные поправки.

Таким образом, за конституционные поправки будет проводиться именно всенародное голосование, а не референдум по той причине, что референдум в данном случае не нужен, когда поправки можно было бы принять без учета мнения народа. Также принятый порядок голосования отличается от нормативных требований к проведению референдумов.

В этот 2020 году всенародное голосование будет проводиться 24 июня. Эта дата, была выбрана не случайно. После того, как из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в нашей стране осуществили перенос на более поздний срок, и далее перенесли парад, посвящённый 75-летию победы в Великой Отечественной Войне, эта дата была выбрана ввиду того, что 24 июня 1945 года в столице прошел легендарный парад победителей, когда по Красной площади прошли воины, отстоявшие Москву и Ленинград, победившие фашистские войска под Сталинградом, освободившие Европу и взявшие штурмом Берлин. Опять-таки, 24 июня 1941 года тогдашний президент США Франклин Рузвельт и руководитель движения «Свободная Франция» Шарль де Голль заявили о полной поддержке советского народа в его борьбе с фашизмом. Таким образом, 24 июня 2020 года в качестве дня проведения юбилейного Парада Победы выбрано вовсе не случайно. Да и видно, что эпидемиологическая ситуация в стране стабилизируется, как утверждают эксперты, Россия в мае вышла на плато коронавирусной эпидемии. Логичным выглядит и проведение референдума по поправкам в Конституцию РФ также именно в этот день. Во-первых, если это будет выходной день, граждане страны могут без особых сложностей отдать свой голос. Во-вторых, совмещение двух мероприятий позволит не слишком сильно изменять календарь выходных и праздничных дней в России в 2020 году, не увеличивать нагрузку на экономику и без того пострадавшую из-за коронавируса.