Файл: Поведение в организации в межнациональном контексте (общее и различия между странами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Целью данной работы является изучение межнациональных и межкультурных сходств и различий в организационном поведении, а также обзор современных взглядов и концепций в области организационного поведения в национальном и международном контекстах.

Межкультурное организационное поведение имеет долгую историю существования, но короткую историю исследований. Некоторые из самых ранних упоминаний культурных различий в данном контексте можно найти в работах греческого историка Геродота, который наблюдал за отличиями в поведении при организации труда по всей Персидской империи приблизительно 400 до н.э. Торговля между представителями различных культур была также широко распространена на территории Шелкового пути, который простирался от Рима и Сирии на Западе до Китая на Востоке, а также Египта и Ирана на Ближнем Востоке со второго века до нашей эры. Хотя глобализация в двадцать первом веке, безусловно, увеличила в геометрической прогрессии простоту и масштаб межнациональных и межкультурных взаимодействий в сфере организационного поведения, это определенно древнее явление.

Только в последние два десятилетия межкультурная теория в исследованиях организационного поведения стала играть центральную роль. В 1960-е и 1970-е годы, при изучении проблемы организационного поведения, культура в значительной степени игнорировалась, а существовавшие на тот момент исследования культуры носили скорее описательный характер и страдали от методологических проблем. Большинство, если не все, теории организационного поведения были разработаны и протестированы на западных образцах, без особого учета их потенциала в глобальном масштабе. Тот факт, что первые исследования организационного поведения проводились в первую очередь в Соединенных Штатах, в обществе, которое исторически поддерживало идею «плавильного котла» культурных различий, вероятно, также способствовал недостаточности внимания к культуре в организационном поведении. Позже, в 1980-х годах, с появлением типологии культурных измерений, разработанной Гертом Хофстеде, внимание к национальной культуре в исследованиях организационного поведения увеличилось и появилось больше теоретической основы. Исследования стали раскрывать культурные границы некоторых западных моделей организационного поведения, которые, однако, не были столь же применимы на Дальнем Востоке. И наоборот, японские модели, такие как циклы контроля качества, не были успешно приняты на Западе. Тем не менее, кросс-культурные исследования в организационном поведении были все еще скорее исключением, чем нормой.


Мы, однако, вступаем в новую эру, когда исследования организационного поведения начинают все больше охватывать вопросы культуры. Драматические изменения в контексте труда в связи с глобализацией увеличили важность кросс-культурных исследований в организационном поведении, и мы становимся свидетелями большой волны кросс-культурных исследований в этой области.

Глобализация мировой экономики, участие организаций в различных формах международной кооперации, стремление компаний к расширению границ своей деятельности и превращению в крупные мультинациональные корпорации выявили новые проблемы организационного поведения, связанные с различием культур. Стало очевидным, что эффективность международного бизнеса во многом зависит от понимания культуры других стран, культурных различий между нациями и способности адаптироваться к ним. В связи с этим возникла необходимость изучения особенностей национальных культур и их влияния на ОП и организационную культуру компаний, разработки подходов и методов повышения межкультурного взаимодействия, культурной адаптации, мотивации, лидерства, принятия решений, управления персоналом в разной культурной среде.

Осознание важности этих проблем происходит и в российском бизнесе. С конца 1990-х гг. успешно работающие российские компании все более активно расширяют международную деятельность и усиливают свое влияние на мировом рынке. Помимо традиционного экспорта сырья, импорта товаров, создания совместных предприятий стали развиваться и такие формы международной кооперации, как участие в акционерном капитале и приобретение контрольных пакетов акций иностранных компаний, открытие филиалов и строительство заводов за рубежом, создание стратегических альянсов и союзов.[1]

В качестве примера можно привести концерн ОАО «Газпром», который впервые выйдя в 1993 г. на зарубежный рынок в Финляндию с традиционными экспортными поставками газа, за десять лет превратился в международного партнера крупнейших мировых нефтегазовых компаний. Существенно расширив экспорт газа в Финляндию, Италию, Германию, Польшу, Турцию, Нидерланды, компания стала участвовать в строительстве газопроводов за рубежом. С этой целью в 1997 г. было создано совместное предприятие с финской компанией «Не-сте» для строительства североевропейского газопровода. В 2000 г. образован международный консорциум по строительству газовой перемычки из Польши в Словакию, в него кроме «Газпрома» вошли французский «Газ де Франс», немецкий «Рургаз АГ», «Винтерсхалл» и «СНАМ». «Газпром» заключил ряд соглашений о стратегическом сотрудничестве. В 1997 г. компания создала стратегический альянс с «Роял Датч Шелл», целью которого является реализация совместных бизнес-проектов на основе равноправного партнерства. Одним из таких проектов является строительство газопровода «Восток-Запад» в Китае. Другим примером является создание в 1998 г. стратегического альянса с одним из крупнейших в мире нефтегазовых концернов – итальянской компанией «ЭНИ». В рамках стратегического партнерства предполагается осуществить проект, связанный с поиском и разработкой углеводородных ресурсов в Астраханской области. Становясь международной компанией, «Газпром» увеличивает долю иностранного участия в уставном капитале. Разместив в 1996 г. на фондовых рынках США и Европы 1,15% своих акций, компания намерена довести их долю до 20 %.


Основная часть

1. Транснационализация бизнеса

В последние десятилетия для определения развития мировой экономики используется понятие «транснационализация», означающее такое состояние мирового хозяйства, когда на первый план выходят не отдельные страны, а крупные компании, действующие по всему миру, товарооборот которых превышает показатели ВВП многих государств, а экономическая мощь позволяет влиять на мировую политику. Главными участниками данного процесса являются транснациональные корпорации (ТНК), появившиеся в конце XIX века, расцвет которых пришелся на 70-е годы прошлого столетия. На сегодняшний день в мире насчитывается примерно 82 000 ТНК с 810 000 филиалами по всему миру. И эти компании играют значительную роль в мировой экономике. Так, экспорт ТНК оценивается примерно в треть мирового экспорта товаров и услуг, а число их сотрудников составляет 77 миллионов человек. Совокупные валютные резервы ТНК в несколько раз превышают резервы всех центральных банков мира вместе взятых. В настоящее время не только совокупная мощь, но даже мощь отдельных ТНК вполне сопоставима экономической мощью отдельных государств. Транснациональные корпорации являются формой экономической связи между странами базирования и странами пребывания (принимающими странами). Как правило, ТНК преследуют свои интересы и действуют в рамках собственных стратегий, стараясь обойти местное законодательство и зачастую игнорируя интересы страны пребывания, что становится причиной противоречий между ТНК и правительствами принимающих государств.[2]

ТНК часто делятся на три больших группы:

1) горизонтально интегрированные – управляют подразделениями, расположенными в раз-личных странах, производящими одинаковые или подобные товары;

2) вертикально интегрированные – управляют подразделениями в определенной стране, кото-рые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах;

3) раздельные – управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены.

Существует специальный индекс транснационализации компаний. Он рассчитывается по следующей формуле[3]:


IT = 1/3(AI/A + RI/R + SI/S) × 100%,

где IT – индекс транснационализации, %; AI – зарубежные активы; A – общие активы; RI – объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами; R – общий объем продаж товаров и услуг; SI – зарубежный штат; S – общий штат работников компании.

Если сравнить американские ТНК с европейскими, можно заметить закономерность: в связи с объемами рынка США, степень транснационализации их ТНК будет значительно ниже, чем у европейских, рынок родной страны которых сильно ограничен. Кроме того, важное значение имеет налоговая система США и Европы. Намного рентабельнее для европейских, например, немецких ТНК, выносить производство на восток.

Объективные требования экономической глобализации ведут к тому, что практически любая по-настоящему крупная национальная компания вынуждена включаться в мировое хозяйство, превращаясь тем самым в транснациональную. Поэтому списки крупнейших компаний можно рассматривать и как списки ведущих ТНК.

Отличительные черты глобальных ТНК (Microsoft, General Motors, Ford, BMW, Fiat, Shell и др.): глобальное исследование рынков; конкуренция в мировом масштабе; раздел мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК; координация деятельности своих филиалов на основе новейших информационных технологий; гибкая организация каждого отдельного производственного узла; адаптивность структур корпорации; единообразная организация бухгалтерского учета и аудита; объединение филиалов, заводов, совместных предприятий в единую сеть управления; преимущественное участие в высокотехнологичных отраслях; своевременное изменение географического распределения и отраслевой структуры интегрированного в масштабе ТНК бизнеса с целью повышения рентабельности; интеграция глобальных ТНК между собой в форме стратегических соглашений или альянсов.

Стратегические альянсы создаются, как правило, в высокотехнологичных областях: аэрокосмической, авиационной, автомобилестроительной, телекоммуникационной, информационных технологий, биотехнологий, химической промышленности.

Транснациональные корпорации стали устойчивым историческим феноменом, а их количество, потенциал, влияние, способность распоряжаться не только ресурсами, но и лояльностью своих сотрудников постоянно возрастают. Интерес правительств, несущих ответственность за состояние экономики и уровень занятости населения, все более привлекает деятельность ТНК. Например, президент Ford Motor Corporation имеет большое влияние на британского премьер-министра, поскольку инвестиционная политика и производственные мощности корпорации были и остаются одним из важнейших компонентов экономики Великобритании. Не удивительно, что ТНК сравнивают с империями.


В связи с ростом значения ТНК в мире и их влияния на отдельные государства повышается актуальность регулирования взаимодействия ТНК со страной базирования и страной пребывания. В 1974 г. при Экономическом и Социальном Совете ООН были созданы Комиссия по транснациональным корпорациям и ее рабочий орган – Центр по ТНК, которые в то время занимались «феноменом» компаний и разработкой кодекса их поведения. Комиссия ООН по ТНК, МВФ и Мировой банк на протяжении многих лет пытаются создать единые правила поведения ТНК (кодекс поведения ТНК). Главная идея этих правил – обеспечение максимальной свободы перемещения товаров и капитала, либерализация национальных рынков. [4]Основные правила можно объединить в четыре пункта:
1) право входа;
2) справедливый и недискриминационный режим;
3) прекращение контракта;
4) урегулирование споров.
Страны базирования обычно регулируют поведение ТНК через национальное законодательство, не делая официального различия для ТНК и национальных корпораций. А страны пребывания регулируют деятельность ТНК на своей территории через национальные законы об иностранных инвестициях.

Сторонники ТНК полагают, что данные корпорации благотворно влияют на экономику, дают людям работу, делятся опытом, развивают новые технологии в тех государствах, где они присутствуют.

Противники ТНК сравнивают их с «авторитарными чудовищами», деятельность которых противоречит национальным интересам государств. ТНК активно вмешиваются в том числе и в государственную политику, вплоть до нарушения национальной безопасности. ТНК истощают ресурсы (природные, земельные, человеческие). Частые перемещения производств из одного государства в другое гибельно сказываются на экономико-социальном положении последних. Таким образом, дилемма, поставленная присутствием ТНК на чужих территориях, пока не поддается решению.

Систематизируем положительные и отрицательные эффекты деятельности ТНК для страны базирования и страны пребывания в табл. 1 (см. ниже).

Таблица 1

Эффекты деятельности ТНК для страны базирования и страны пребывания

Для страны базирования

Для страны пребывания

Положительные эффекты

– увеличение доходов за счет расширения производства, сокращение расходов за счет перенесения производства в страны с более дешевыми ресурсами;

– сокращение загрязнения окружающей среды в связи с перенесением производства за рубеж

– стимулирование экономического роста;

– увеличение налоговых поступлений в бюджет;

– создание новых рабочих мест;
– приток иностранных инвестиций;
– развитие инфраструктуры;
– приезд высококвалифицированных
специалистов;
– повышение жизненного уровня местного
населения

Отрицательные эффекты

– сокращение рабочих из-за перенесения производства за рубеж;
– сокращение налоговых поступлений, так как
часть налогов платится в стране пребывания;
– рост социальной напряженности;
– рост конфликтов на межнациональной почве;
– деиндустриализация отдельных стран;
– рост удельного веса услуг, в том числе
финансовых, не подкрепленных реальным
производством;
– переезд высококвалифицированных специалистов в другие страны.

– конкуренция местным предприятиям, вытеснение их с рынка;

– загрязнение окружающей среды;

– ослабление роли государства, влияние ТНК
на экономику и политику государства;
– воздействие ТНК на отраслевую структуру
экономики страны;
– частое пренебрежение национальными интересами страны, действие в интересах ТНК;
– нарушение местного законодательства;
– вероятность проникновения в отрасли, связанные с национальной безопасностью;
– установление монопольных цен.