Файл: Особенности системы среднего образования в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. В настоящее время основным фактором развития общества принято считать состояние его системы образования. Такое утверждение не совсем точно. Вернее сказать, что мощным фактором экономического и социального развития общества является уровень знаний его членов. Этот уровень определяется обучением. Обучение представляет собой процесс, который начинается задолго до того, как человек приступит к образованию, если под обучением понимать передачу знаний от человека к человеку, от общественной системы (или подсистемы) к человеку. Хотя и принято считать, что образованность населения - фактор развития общественных отношений, но и само обучение существенно зависит от уровня производственного и культурного развития общества. Достаточно вспомнить первобытное общество, в котором обучение было вплетено в повседневную жизнь членов общины. И только с появлением значительного запаса знаний вместе с возможностью излагать их с помощью письма возникла необходимость выделить процесс обучения в самостоятельный вид деятельности. Лишь тогда, когда в обществе создаются учреждения, специализированные на обучении, можно говорить об образовании. Образование становится видом обучения, но обучение в первоначальном смысле сохранило свое значение: первые образы и понятия, навыки и умения, знания об окружающем мире человек получает в самый начальный период своей жизни, чаще всего в семье, но нередко в специализированных воспитательных учреждениях.
Целью и задачами исследования является проведение анализа состояния среднего образования в России, также выявление специфики и проблем менеджмента средних общеобразовательных школ.
В работе использовались следующие методы: теоретический анализ научных и научно-популярных статей и иных материалов, опубликованных в сборниках научных трудов, на интернет-ресурсах, анализ и синтез.
Среднее образование в России на современном этапе
В педагогическом менеджменте выделяют несколько функций управления средней школой, это: планирование целеполагание, регулирование, организация, контроль и учет, педагогический анализ.
Цель управленческой деятельности школы — это начало, которое определяет единое направление, содержание, формы и методы работы. При определении «дерева» целей управления необходимо общую цель представить в виде нескольких частных целей, т.е. декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели выполняется за счет выполнения составляющих ее частных целей. Такое понимание целеполагания позволяет перейти к виду планирования — комплексному. Спланировать будущую деятельность, — значит определить цели, состав и структуру действий, без которых невозможно их достижение. Реализация функции планирования в едином управленческом цикле позволяет повысить эффективность деятельности СОШ. В менеджменте средних общеобразовательных школах разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий, для которых характерны целенаправленность, перспективность, комплексность, объективность. Главным недостатком школьного планирования является отсутствие в планах многих образовательных учреждений реально достижимых в планируемый период и научно обоснованных целей и конкретных задач, также отсутствие ориентации управленческой деятельности на конечные результаты.
Немаловажной функцией менеджмента школы является организация. Организаторская деятельность директора школы основывается на формировании педагогического коллектива единомышленников. В этой работе важную роль играют личностные качества руководителя, его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.
Одним из показателей организаторской культуры руководителя является его способность рационально распределять время свое и своих подчиненных. Способность к целесообразному использованию времени — основа научной организации труда учителей и директора школы.
Это обстоятельство необходимо учитывать при имеющейся фактической перегрузке учителей и администрации школы с целью эффективного планирования. В данном контексте, стоит отметить, что спецификой работы директора школы, как правило, является внутреннее совмещение административной и педагогической деятельности, это связано с тем, что в большинстве случаях директор в должности учителя проводит уроки по какому-либо предмету. Преимущественно основное рабочее время директора занимает административная работа, но и в, то, же время, его педагогическая деятельность показывает пример всем другим учителям. Только в этом случае директор может быть учителем своих учителей. Общеизвестно, что одному руководителю невозможно решить все управленческие задачи, в связи, с чем возникает необходимость построения организационной структуры образовательного учреждения. Определяя организационную структуру, субъект управления определяет полномочия и ответственность участников совместной деятельности, а также правила их взаимодействия по вертикали и горизонтали.
Организационная структура управления образовательным учреждением делится на несколько видов (рис. 1). Линейная организационная структура предполагает последовательность (иерархию) индивидуальных и коллективных субъектов, выстроенных в порядке подчинения сверху вниз, т.е. в отношениях субординации. Функциональная организационная структура, заключается в расположении субъектов в соответствии со своими функциональными обязанностями. В линейно-функциональной организационной структуре связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией, и координацией, т.е. развиты и по вертикали, и по горизонтали.
Для школ, перешедших на режим инновационного развития, наряду с линейно-функциональной может быть приемлема матричная структура, в которой представлены различные смешанные субъекты управления, в частности творческие группы, оргкомитеты, исследовательские коллективы и другие, созданные на определенный период времени для решения какой-либо инновационной задачи или проблемы.
Анализируя организационные структуры управления образовательным учреждением, следует классифицировать управляющую систему, которая состоит из четырех уровней управления: 1) директор школы, руководители совета школы, ученического комитета; 2) заместители директора школы, школьный психолог, организатор детского движения, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, также органы и объединения, участвующие
Рис 1.
в самоуправлении; учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, кружкам в системе вне учебной деятельности; 3) учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления.
В организационно-управленческой структуре современной школы могут быть присущи еще уровни. В том случае, если объединяются несколько образовательных учреждений, появляется уровень генерального директора, также может возникнуть еще уровень, когда, например, в школе имеется совет учредителей, попечительский совет, школьная конференция и другие. Субъекты данного уровня могут назначать и снимать директора, распределять финансы, менять предназначение и структуру школы.
Сколько бы уровней не было в организационно-управленческой структуре школы, недостаточно ее только построить, необходимо также создать условия для эффективной совместной деятельности людей. Для этого потребно, во-первых, чтобы исполнители знали каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в-третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в-четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы.
Следующей значимой функцией со своими особенностями, свойственной для педагогического менеджмента является контроль. Уникальность функции контроля в образовательном учреждении состоит в его оценочной функции — направленности на личность учителя. Если учитель молодой специалист, то он отражается на его профессиональном становлении, а если это учитель со стажем, то он сказывается на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Существующая на сегодняшний день практика внутришкольного контроля имеет некоторые недостатки. Во-первых, это отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов контроля среди директора и его заместителей, когда контроль осуществляется во имя отчета и набора количества посещенных уроков или занятий. Во-вторых, это формализм в организации контроля, когда нет четко поставленной цели проводимого контроля, отсутствуют или не используются оптимальные критерии оценки. В-третьих, односторонность внутри школьного контроля, что подразумевает проведение контроля какой-либо одной стороны, одного направления педагогического процесса. Например, контролируется только учебный процесс или только уроки литературы и математики. В-четвертых, формальное участие в контроле представителей администрации без привлечения экспертов в качестве опытных учителей или методистов. Рассматривая содержание перечисленных функций на примере СОШ нельзя не обозначить специфику функции педагогического анализа в ее современном понимании. Особенностью отраслевого менеджмента СОШ являются виды педагогического анализа, входящие в управленческий цикл образовательного учреждения, в частности: параметрический, тематический и итоговый. Параметрический анализ заключается в изучении ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявлении причин, нарушающих его. Предметом параметрического анализа является отдельный урок или внеклассное занятие, а предметом тематического анализа уже выступает система внеклассной работы, которая состоит из оптимального сочетания методов обучения, формирования системы знаний учащихся; системы работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др., системы работы учителя по повышению уровня педагогической культуры, также деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе.
Итоговый анализ проводится в конце учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Информацию для итогового анализа можно получить из четвертных, полугодовых контрольных работ, данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы и т.п. Внимание руководителей школы всегда направлено на посещение и педагогический анализ урока, который является основной формой проведения занятий для получения знаний учениками. В управленческой деятельности руководителей школы существует три вида анализа урока: развернутый, краткий и аспектный (табл. 1).
К основным параметрам итогового анализа работы школы за учебный год относятся: качество преподавания, выполнение образовательных программ и государственных стандартов; качество знаний учащихся; уровень воспитанности школьников, состояние и качество методической работы в школе, эффективность работы с родителями и по связям с общественностью, состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура, результативность деятельности педагогического совета и др.
Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность обеспечивают работу над планом нового учебного года.
К основным параметрам итогового анализа работы школы за учебный год относятся: качество преподавания, выполнение образовательных программ и государственных стандартов; качество знаний учащихся; уровень воспитанности школьников, состояние и качество методической работы в школе, эффективность работы с родителями и по связям с общественностью, состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура, результативность деятельности педагогического совета и др.
Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность обеспечивают работу над планом нового учебного года.
Неотъемлемой составляющей менеджмента СОШ является управление персоналом, со своими специфическими особенностями, свойственными педагогическому коллективу, в большинстве которого трудятся учителя -женщины, что откладывает свой отпечаток негативных последствий во внутренней среде организации.
Сегодня, когда общественности известны случаи жестокого обращения педагогов с учениками следует серьезно подойти к процессу подбора персонала. Однако, обозначая эту проблему, мы сталкиваемся с безответственностью руководителей при приеме учителей на свободные вакансии, зачастую в школах применяют такие методы подбора персонала, как анализ документов об образовании, опыта и стажа работы, собеседование, и на этом этап подбора, как правило, заканчивается.
Все члены педагогического коллектива должны в обязательном порядке проходить периодическую аттестацию, от результатов которой зависит уровень их заработной платы. Аттестация соответствия учителя занимаемой должности необходима по истечении определенного времени и осуществляется путем совместной оценки творческого потенциала и индивидуального вклада с учетом
результатов труда. Сегодня, осознавая то, что человеческий ресурс в организации является одним из главных, некоторые школы создают свои центры по работе с персоналом, предназначение которых заключается в подборе, отборе, мотивации и адаптации персонала. Однако, наличие таких центров бывает крайне редко.
Далее хотелось бы выделить несколько видов трудовой адаптации: профессиональная, социально-психологическая, общественно-организационная адаптация, культурно-бытовая, психофизиологическая. Особая роль в системе менеджмента СОШ отводится адаптации молодых специалистов и учителей со стажем работы средствами материального и морального стимулирования к рабочему месту. К методам профессионального развития персонала СОШ относят периодические курсы повышения квалификации для педагогических и руководящих работников, привлечение сил профессиональных методических объединений внутри учебного заведения, а также на уровне района/города, конкурсы профессионального мастерства. Что касается социально-психологического развития сотрудников школ, то в данном случае, требуется владение не только новыми профессиональными технологиями, но и совершенствование личностных качеств и умений в тренинговом режиме, где на первый план выходят профилактика эмоционального выгорания, привитие навыков организации групповой работы и др. Одним из методов социально-психологического развития могут быть индивидуальные занятия с психологом по проработке возникающих проблем в общении с учащимися, их родителями, подаче материала и т.п. Но, к сожалению, на данный момент для этого нет финансового ресурса, ни внутри учебных заведений, ни на уровне управлений образования. Не всегда понимают необходимость проведения таких мероприятий и директора образовательных учреждений. Улучшение образовательного и профессионально-квалификационного уровня человеческих ресурсов приводит к существенным сдвигам в системе ценностных ориентаций и трудовой мотивации учителей. Наибольший интерес приобретают такие внутренние мотивы как содержание профессиональной деятельности, создание возможностей для проявления творчества, инициативы и участия в управленческой деятельности. Современный учитель является не просто работником-исполнителем, сконцентрированном на указаниях руководителя «сверху» и на должностной инструкции, он является профессионалом, ориентированный на удовлетворение потребностей и развития способностей ученика. Новая модель механизма управления педагогическим коллективом может быть эффективной только в том случае, если она основана на современных формах организации труда, которые побуждают педагогов к эффективному педагогическому труду, создают условия для самореализации и самоутверждения работников как личностей.