Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
Введение
Времена Петра представляют собой важную эпоху в истории русской культуры, науки, а также просвещения, в том числе и в развитии книгопечатания. В России с начала XVIII в. впервые началось массовое книгопечатание. При этом вначале издавались гражданские книги по военному искусству, по математике, истории, географии, строительству. В результате изменений гражданского шрифта печатный полуустав начали использовать лишь для осуществления набора религиозной литературы. Для прочих изданий ввели специальный гражданский шрифт. Поменялся и алфавит. В нем появились буквы «я» и «э». Кроме того, исчезли надстрочные знаки и ряд букв полуустава. Утверждены были арабские цифры вместо прежних буквенных обозначений чисел. В итоге произошла адаптация кириллицы к формам латинской антиквы. Данная реформа была очень значимой в истории русского письма, в развитии кириллической письменности по сей день чувствуются ее последствия. Показав необходимость осуществления перестройки и обновления русского алфавита, она привела к последующим реформам, которые осуществляла Академия наук.
При жизни Петра I гражданским шрифтом напечатали порядка 400 разных книг. Невозможно отрицать большое значение введения гражданского шрифта, потому что если бы у царя не дошли руки, нам, возможно, пришлось бы и по сей день жить с полууставом. Если бы Петр оказался настроенным не столь радикально и приказал печатать книги на латинице, тогда и наша история могла бы приобрести формы, еще более отличные от настоящих.
Глава 1. История петровской реформы
Петр Великий и предпосылки реформы кириллического шрифта
В 1689 г. Петра I провозгласили единоличным царём России. С начала царствования он всю свою энергию направил на осуществление реформирования российского государства, его экономики, культуры, армии и других сфер. В результате Петр смог всего лишь за каких-то 30 с лишним лет правления поменять течение российской истории, превратив страну из замкнутой и самодостаточной азиатской страны в открытое и ориентированное на Европу государство. Конечно, реформы насаждались сверху и стоили жертв, но в итоге Российская империя изменилась и стала приближенной к общеевропейской истории. В частности, произошла реформа кириллического шрифта 1708–1710 гг., приблизившая кириллицу к форме латинской антиквы.
Единственным видом кириллического наборного шрифта в конце XVII в. был полуустав. По форме он мало изменился с середины XVI в., со времён первопечатника И. Фёдорова. По структуре это было средневековое рукописное письмо, очень декоративное, но при этом малопригодное для потребностей нового времени. Буквенный состав алфавита не совсем отвечал фонетике живого языка. В полууставе применялось большое количеств надстрочных знаков (ударений, буквенных сокращений, знаков придыхания). Это усложняло работу наборщика. Числа обозначали в соответствии со сложившейся традицией буквами с особыми значками (титлами), что затрудняло в результате удобное восприятие технических и научных текстов. Издания, которые были набраны полууставом, имели вид средневековой рукописной книги и отличались от европейской книги XVII в. Но за неимением других шрифтов полууставом печатали в том числе светскую и церковную литературу, включая учебники, буквари и даже первую русскую газету «Ведомости», которая стала выходить в начале 1703 г.
В 1703 г. Вышла в свет «Арифметика» Л. Магницкого. В нее включили различные сведения по алгебре, геометрии, а также тригонометрии. В учебнике также были логарифмические таблицы. В нем вместо славянской цифири впервые использовали европейские (т. н. арабские) цифры. Основной текст был набран в этом учебнике полууставом, но для математических терминов применяли латинскую антикву и греческий. Шрифты не были согласованы по цвету, по рисунку. При сравнении данного учебника с западными образцами Петру, возможно, как раз пришла в голову идея о проведении реформирования кириллицы и приближении её к латинице, об отказе от полуустава и создании более светлого шрифта, позже получившего наименование гражданского.
Предпосылка к созданию гражданского шрифта – мода на латиницу, распространившаяся в среде образованных людей в России в период 1680-1690 гг. Гражданский шрифт оказался компромиссом между сторонниками традиций и теми, кто стремился к заимствованию западной культуры.
Побудить Петра к проведению в стране реформы могли преобразования короля Людовика XIV из Франции. По его распоряжению в 1692 г. создали королевскую комиссию по стандартизации ремесел. Комиссия начала с типографского ремесла, и возник шрифт «королевская антиква». Но нужно иметь в виду, что рисунок королевской антиквы особо не отличался от существовавших тогда шрифтов, а царь Петр задумал выполнить на практике более фундаментальные изменения.
Проведение реформы
Первый шаг на пути проведения реформы состоял в выдаче монополии Яну Тессингу на ввоз книг в Россию. Тессинг открыл в Амстердаме типографию, там он сделал шрифты, отпечатал 15 книг и затем ввез их в Россию. Но при этом изготовленные кириллические шрифты были не более нежели механической переработкой существовавшей антиквы, к которой добавили несколько знаков кириллицы из полуустава, не имевших аналогов в антикве. Петр решил, как говорят, взять процесс проектирования нового шрифта «под свой личный контроль». Из писем Петра следует, что рисунки новых русских букв в 1707 г. сделал военный инженер, чертежник Куленбах, который трудился при штабе русской армии под командованием Меншикова. Куленбах был техническим исполнителем заданий Петра. Возможно, эскизы букв азбуки собственноручно сделал сам Петр.
Всего подготовили оригиналы 32 различных строчных букв и 4 прописных («А», «Д», «Е», «Т»). Возможно, оригиналы остальных прописных литер не были выполнены по причине нехватки времени, и их требовалось сделать по эскизам строчных букв. Шрифт в трех размерах заказали в Амстердаме. Копии рисунков передали мастерам Печатного двора в Москве.
Оттиски, которые были получены из Амстердама, не удовлетворили Петра. Они чисто технически, конечно, оказались на высоте, но при этом рисунок ряда букв не соответствовал его представлениям. Работы московских мастеров были тоже весьма далеки от идеала. По итогам наборных проб царь решил изменить форму ряда литер и добавить пропущенные буквы традиционного алфавита. Петр летом 1708 г. заказал дополнительные буквы в Амстердаме, а также в Москве на Печатном дворе. В Москве изготовили в среднем размере 21 прописную, а также 21 строчную литеры. Кроме того, в мелком размере изготовили лишь 17 строчных литер. В Амстердаме сделали по 18 дополнительных строчных букв в трех разных размерах.
В новых вариантах шрифт стал более спокойным. Если вначале прописные буквы делали по рисункам строчных, то после осуществления корректуры, напротив, некоторые из строчных («д», «и», «п», «т») сделали по рисункам прописных. 25 из 34 строчных букв, имеющих средний размер, имели рисунок прописных. Среди строчных литер большого размера использовали несколько прописных без выносных элементов. Так стремились сделать больше количество кеглей шрифта. Благодаря таким изменениям гражданский шрифт образовывали в результате в основном буквы прямоугольной формы, а строчные литеры мало отличались от прописных.
В Голландии дополнительные литеры изготавливали около одного года. Московские буквы за этот период времени несколько раз доделывались и переделывались. Выполнено было не менее четырех корректур. В январе 1710 г. царь Петр I побывал на Московском Печатном дворе и одобрил оттиски азбуки. Но при этом первоначальные формы букв гражданского шрифта 1708 г. изготавливали вместе с утвержденными царем до 40-х гг. XVIII в.
Проблема лишних букв
Реформа типографского полуустава в начале XVIII в. была проведена в двух разных направлениях: изменение состава букв и изменение графики шрифта. При разработке гражданской азбуки исключили знаки ударений, в том числе придыханий, а также сокращений. Были введены арабские цифры вместо чисел, которые изображались буквами.
Кириллица, принятая в IX в., имела свои преимущества перед западноевропейской системой латинского письма за счет наличия букв для передачи йотированных и шипящих звуков. К началу XVIII в. в русском алфавите, который состоял из 41 буквы, лишними стали 11 букв. Это были буквы, которые дублировали собой одни и те же звуки: «фита» и «ферт»; «ижица», «иже» и «i» и другие и буквы, не соответствующие звуковому составу языка: «кси», «пси», два «юса». Все эти буквы присутствовали в букварях, в частности в «Букваре» Поликарпова, изданного в 1701 г.
При изготовлении самого первого комплекта букв азбуки царь, очевидно, решил отказаться от применения шести лишних букв, дублировавших друг друга и обозначавших одинаковые звуки («иже», «земля», «омега» и другие), греческих сочетаний «кси» и «пси», от лигатуры «от». Дополнительно были введены оборотная буква «э» (для более резкого ее различения с йотированной «есть») и вместо «юса малого» начали использовать новую форму буквы «я», встречающуюся в скорописи XVII в.
Такая реформа алфавита встретила свое противодействие со стороны церкви, и Петр оказался вынужденным пойти на определенные уступки. В июле-августе 1708 г. им был дан заказ на изготовление дополнительных букв, среди которых были все ранее исключенные.
Установлено было, что в начале XVIII в. начали применять лишь два вида шрифтов в трех разных размерах. К первому виду относится шрифт, приведенный в учебной азбуке (около 1708 г). В нем было 32 буквы. Им набирали различные книги гражданской печати, начиная с 1708 г. до начала 1710 г., то есть до времени, когда Петр I в январе 1710 г. утвердил гражданскую азбуку. В соответствии с утвержденным ее образцом появился уже второй вид гражданского шрифта, которым печатали книги примерно до начала 30-х гг. XVIII в..
В учебную азбуку 1710 г. ввели полный комплект букв, использующийся в старой печати. Судя по оттиску 1710 г., Петром были исключены из прежнего состава алфавита три буквы: «омега», «пси» и лигатура «от».
Так что второй вид шрифта включал в себя 38 разных букв. Помимо этого, он отличался от первого вида начертаниями букв «Ц», «Щ», «П», «Р». В него внесли и различные другие изменения: вместо «зело», которая имела начертание латинской «S», уже начали использовать букву «земля», вместо «фиты» — букву «ф», вместо рукописной «Д» — прописное ее написание. Строчные буквы «ь», «ы», как и в рукописном письме, не являлись выступающими. Что касается букв «ъ» и «ять», то они сохранились как выступающие до начала XIX в.
Некоторые из изменений буквенного состава алфавита были произведены Академией наук в 1735, 1738 и 1758 гг. Состав русской азбуки и ее графика продолжали постепенно меняться и позднее. Еще в середине XVIII в. В.Тредиаковский предложил изъять из русского алфавита часть лишних букв, например, «фиту», одну из двух «и», а также «ять». Но несмотря на это указанные буквы продолжали оставаться в русском алфавите до проведения реформ 1917-1918 годов. Начертание же букв совпало с нынешним в середине XIX века. В соответствии с образцом русского гражданского шрифта и с использованием тех же самых начертаний букв в XVIII-XIX вв. была реорганизована письменность и ряда других народов, которые использовали кириллицу (болгарская, сербская, румынская).
Глава 2. Русский гражданский шрифт
Истоки гражданского шрифта
В начале XVIII в., помимо нового типа скорописи, получил свое распространение также и другой вид письма. Оно было связано как с полууставом, так и со скорописью конца XVII — начала XVIII веков. Этот вид письма в определенной степени оказался основой построения гражданской азбуки, и его в итоге назвали гражданским письмом.
Факт появления новой графики в русском письме конца XVII — начала XVIIIв. был признан многими из исследователей. В новых почерках московской письменности была выражена тенденция появления написания букв, которые затем стали строчными. К числу таких букв можно отнести в том числе «б», «у», «р», которые использовали в графике письма, наиболее часто в гравированном виде. Но при этом почерки гражданского письма XVIII в. были неустойчивы. Минускульный алфавит установился в русском письме, очевидно, под влиянием типографского гражданского шрифта в 20-30-х гг. XIX в.