Файл: Петровская реформа кириллицы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению А.Г. Шицгала, анализ письменности конца XVII — начала XVIII вв. дает основание утверждать, что первооснова русского гражданского шрифта - московское гражданское письмо, относящееся к началу XVIII в., переработанное на основе латинской антиквы. Указанный процесс во многом протекал аналогично созданию в конце XV в. в Венеции антиквы Йенсона — посредством осуществления переработки гуманистического письма на графической основе римского капитального шрифта.

Особенности антиквы, заключавшиеся в построении букв на основе квадрата и круга, наличие плавного контраста между основными и соединительными штрихами, характер засечек — отражены в том числе в русском гражданском шрифте.

Несколько больший контраст был между штрихами и более тонкие засечки в гражданском шрифте в сравнении со шрифтами эпохи Возрождения. А объяснить это можно, по-видимому, влиянием переходных шрифтов, появившихся в конце XVII в. в Голландии и во Франции под действием гравированных образцов.

То, что рукописный образец, который был передан в начале 1707 г. в Амстердам, а в мае того же года — на Печатный двор, отражал собой наиболее характерные особенности гражданского русского письма, следует из сходства ряда таких букв с буквами гражданского письма, относящегося к началу XVIII в. Построение букв, которые соответствовали латинской основе, в определенной степени на практике связано с рукописным шрифтом.

Новый шрифт, приближенный по своей графике к западноевропейскому, был задуман с целью упрощения типографского набора на печатных станках, которые делались на территории Западной Европы. Новый шрифт был необходим для печати светских изданий: периодики и официальных публикаций, военной, технической, научной литературы.

Ранее использовавшийся полуустав сохранили лишь для осуществления набора религиозной литературы. Для остальных изданий ввели шрифт, который по своей форме подражал латинской антикве, позже он был назван гражданским. Кириллица приобрела форму антиквы. Здесь можно привести сравнение с тем, что постепенно Московское царство переодели в одежды европейской империи. Введение гражданского шрифта значило адаптацию кириллицы, приспособление кириллических букв к формам латинской антиквы. Но кириллица, которая была реформирована царем Петром, получилась бы более качественной с точки зрения современного шрифта, если бы ее создатели опирались на самые лучшие образцы латинских шрифтов, относящиеся к XVII – началу XVIII в.


Состав знаков петровского гражданского шрифта и их форма

В результате проведения реформы Петра 1710 г. в итоге состав знаков в русском алфавите стал меньше. Он сократился до 38 букв вместо ранее существовавших 45.

Некоторые из букв гражданской азбуки имеют оригинальное построение. Интересно выделить высокие буквы «ъ», «ять», а также «ь», «ы», которые придают гражданскому шрифту свои особенные черты. В литературе можно найти разные толкования рисунка таких букв — вплоть до прослеживания в таких буквах элементов стиля барокко. В реальности высота букв отражает особенности гражданского письма; такое явление встречается в том числе в русском полууставе середины XV в., и в XVI в. Высоту букв можно объяснить тем, что они зачастую оканчивали слово и служили рубежом между словами. Высота букв облегчала чтение.

Утвержденные царем новые образцы букв «ц» и «щ» оказались результатом проведения обработки прежних букв, которые были типичны для гражданского письма и применялись до 1710 г. Новые формы букв использовались в гражданском письме после появления гражданского типографского шрифта. Следует отметить то, что прослеживалось также и обратное явление: влияние типографского шрифта на изменения в начертаниях букв, относящихся к гражданскому письму.

Интересным является в том числе построение букв «з» и «ж». Буква «з» представляет собой наиболее типичный образец типографского полуустава петровского времени. Конфигурация ее в заглавном и основном алфавитах полуустава не имеет каких-либо существенных различий. Данная буква в азбуке отражает в большой мере элементы полуустава. В гражданском письме ее форма являлась более симметричной. Образец «ж» встречался среди заглавных букв, относящихся к началу XVII в. На ее форму оказали влияние не только полуустав, но также шрифты наподобие антиквы, но своим построением она не нарушает общего ансамбля азбуки.

К буквам гражданской азбуки, по своим начертаниям схожим с буквами латинской антиквы, относятся: «а», «В, в», а также «Т, т».

Строчное «а» в гражданском письме писали в виде «а» или «А». Царем был утвержден вариант этой буквы наподобие латинской. Буква «В», строчная и прописная, была в гражданском письме несколько округлой, в полууставе — ломаной. Что касается гражданского шрифта, то ее начертания сходны с начертаниями в латинской антикве.

В гражданском письме использовали в том числе трехножную «т»; в полууставе данная буква сходна с византийской. В гражданской азбуке 1710 г. и для прописного, и для строчного начертания «т» царь утвердил образцы наподобие прописной латинской. Но при этом трехножное строчное начертание «т», схожее с рукописным, использовали и в азбуке, и в гражданском письме до 30-х гг. XIX в.


То же случилось и со строчной «д», которая напоминала рукописную. Несмотря на указание со стороны царя в 1708 г. заменить ее по образцу печатной, эту букву использовали в гражданской печати вплоть до февраля 1710 г.

В гражданской азбуке буква «м» имела средний острый угол, который доходил до средней оси буквы. Это построение встречалось в отдельных образцах типографии Тессинга, а сходные варианты применялись в инициалах раннего итальянского Возрождения.

Необходимо остановиться на построении прописных букв. В первом из заказов нового шрифта царь приказал выполнить рисунки прописных букв только для «а», «д», «е» и «т». Прочие прописные царь повелел делать на основе рисунков строчных букв.

И действительно, можно обнаружить, что некоторые из букв, к примеру, буквы «б», «р», «у», в прописном начертании имеют выступающие элементы, как воспроизведенные на основании рисунков строчных букв. Но данные буквы технически были очень хорошо выполнены, и их использовали в гражданской печати до начала 40-х гг. XVIII в.

Стоит отметить то, что выступающие элементы в прописных буквах «б», «р», «у» неплохо сочетались с рядом особенностей букв, относящихся к гражданской азбуке (прописных и строчных букв, таких как «д», «ц», «щ»), которые появились на основе росчерков гражданской скорописи.

Шрифт, утверждённый царем в обоих вариантах (то есть 1708 г., а также 1710 гг.) достаточно един по характеру рисунка. Пропорции знаков, контраст, соотношение между прописными и строчными литерами, характер овалов, форма засечек и остальных деталей были навеяны барочной голландской антиквой. Это заметно в знаках, являющихся общими для кириллицы и латиницы, и в первоначальных вариантах написания букв «н», «р», «т». Большая часть знаков, которые являются специфическими для кириллического алфавита, были переработаны в стиле антиквы. Некоторые из знаков нового шрифта имели рисунок, который был сходен с соответствующими буквами русской скорописи и гражданского письма. Правые нижние штрихи у «К, к», а также левые нижние штрихи у «Я, я» имели довольно мягко изогнутую волнообразную форму, которая напоминала собой форму аналогичного штриха у «R», используемого в королевской антикве. Несколько знаков из нового шрифта сохранили в итоге форму полуустава, хотя они отчасти оказались перерисованы в стиле антиквы.

Несмотря на внешнее сходство с голландской барочной антиквой, все же гражданский шрифт отличен от нее. И ряд исследователей относят его к числу шрифтов переходного стиля. По своему цвету он светлее большей части современных ему голландских шрифтов. Что касается его засечек, то они весьма тонкие и почти не скругляются при примыкании к основным штрихам. В крупном размере шрифта лишь несколько букв по своему рисунку схожи с латинскими аналогами, но в них наблюдаются различия в деталях.


Новая азбука имела несколько разных названий. Первое время Петр именовал азбуку амстердамской. Это относилось к шрифтам, изготовленным в Амстердаме. Иногда азбуку называли белорусской. Объяснить это можно тем, что дополнительные рисунки букв были получены в 1708 г. из Белоруссии, где располагался штаб Меньшикова. Изобретатели гражданского шрифта при составлении учебной азбуки в 1708 г. решили назвать ее рукописной, так как в качестве ее первоосновы использовали гражданское письмо.

Стоит отметить то, что вместе с введением гражданской азбуки в русском шрифте устанавливаются два вида начертаний — строчное и прописное. Заглавные буквы в древнерусском книгопечатании стали основным образцом для рубрицирования текста, прописное написание гражданского шрифта использовали уже в петровской «Геометрии» для набора им заглавий, а также для выделений в тексте и различных формулировок.

Эстетика гражданского шрифта

Внешний вид и достоинства гражданского русского шрифта связаны напрямую с его графической основой. Декоративный характер нового шрифта приблизил его к графике русского письма начала XVIII в. Гражданский шрифт в стилистическом отношении в какой-то мере выражает классицистические тенденции и элементы стиля барокко, которые нашли отражение в росчерках скорописи начала XVIII в.

Новый рисунок шрифта, в сравнении с древнерусским, оказался более удобным для прочтения. Книга времен Петра, новая по содержанию и набранная новым шрифтом, получила в итоге художественную форму. Этим объясняется то, что наборный шрифт стал функциональным, а также оказался основным эстетическим элементом в оформлении русских книг первой четверти XVIII в. Азбуку, введенную Петром, можно рассматривать как одно из важнейших событий русской культуры начала XVIII в. Обладая декоративными достоинствами, рисунок шрифта отлично украшал собой титульные страницы, а также заглавия и непосредственно сам текст книги.

Петровская книга набиралась шрифтами разного размера и издавалась различными форматами. Несмотря на существование всего трех размеров шрифта (среднего, большого, мелкого), искусство шрифтового оформления изданий отличалось разными композиционными приемами, что отразилось на наборе титульных страниц.

Особую декоративность титульным страницам, а также заглавиям и прочим составным частям книги придавали выносные элементы как строчных, так и прописных букв, например, «б», «р».


Основной текст большей части изданий петровской эпохи набирали в первую очередь средним шрифтом. При этом исключение составили малоформатные издания (к примеру, справочные наподобие «Генеральных сигналов», а также словари), дополнительные материалы (к примеру, разного рода таблицы), воспроизводящиеся в малом размере.

Большое внимание уделялось в петровских книгах оформлению начальных рубрик. Благодаря наборным литерам более крупного размера и особенностям шрифта страницы этих рубрик приобрели особенно торжественный вид.

Комплект букв азбуки отличался стойкостью и цельностью. Он имел органическую форму, которая характерна для гражданского русского шрифта. В азбуке не было элементов стабилизации, которые были присущи русским алфавитам амстердамского книгопечатания. В работе над созданием гражданского шрифта использовался различный материал, но он был сильно переработан, и азбуку Петра можно рассматривать в качестве обобщения самых лучших достижений русской культуры XVII–XVIII вв.

Указанные факты подчеркивают самобытность гражданской азбуки эпохи Петра, которая является плодом русской национальной светской культуры в петровское время.

Заключение

Петровская реформа шрифта не была явлением закономерным, как, к примеру, переход в Италии в конце XV в. с используемой текстуры на антикву. В основе гражданского шрифта не было какого-либо единого, устоявшегося массового письма. Реформа шрифта опиралась в основном на волю царя, которой невозможно было прекословить. Царю хотелось, чтобы Россия выглядела по-европейски. Параллельно с этим Петр внедрил стрижку бород, ношение голландского платья, начал постройку европейской столицы среди лесов и болот.

Если бы Петр взялся за проведение реформы без спешки, подыскал лучшего специалиста для проектирования рисунков нового шрифта, то в итоге результат мог бы оказаться гораздо лучше.

Но благодаря волюнтаризму Петра I Россия развернулась лицом к Европе. Шрифт при нем изменился и используется уже более 300 лет. Развитие кириллического шрифта с тех времен пошло параллельно развитию латинского шрифта, при этом соблюдая течение и изменение определенных стилей, таких как классицизм, романтизм, модерн, конструктивизм, постмодернизм. Сейчас кириллица оказалась в итоге ближе к латинице. Так что мы должны быть благодарны Петру за проведение шрифтовой реформы.