Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУПНОЙ СДЕЛКИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
1.2. Сделки, совершенные в процессе хозяйственной цели, и взаимосвязанные сделки
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ КРУПНОЙ СДЕЛКИ
2.1 Одобрение крупной сделки уполномоченным органом юридического лица
2.2 Требования, предъявляемые к решению об одобрении крупной сделки
Истоки изучения данного вопроса заложены еще в научных трудах немецких цивилистов, которые указывали, что юридическое лицо имеет в своей основе волю, которая является факторов всех внешних процессов и движения организации, выраженная в актах органов управления.
В соответствии со ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, которые должны действовать согласно законам, иными правовым актам и учредительным документам. Соответственно, законодатель определяют, что гражданская деятельность юридического лица проявляется через органы управления. Но в то же время законодательством не дано понятие органа юридического лица.
Стоит отметить, что российское законодательство не придает статус субъекта гражданского оборота органам юридического лица.
По общему правилу к волеобразующим органам корпорации относят общее собрание участников (акционеров), совет директоров (наблюдательный совет) или коллегиальный исполнительный орган, а к волеизъявляющим - единоличный исполнительный орган. Однако, как правило, единоличный исполнительный орган совмещает в себе функции как волеобразующего, так и волеизъявляющего органа. Данная позиция обосновывается тем, что при совершении обычной сделки единоличный исполнительный орган самостоятельно формирует волю и выражает ее.
Одобрение крупной сделки общим собранием участников общества или советом директоров является одним из этапов формирования воли. После формирования воли ее необходимо выразить путем совершения значимых действий с юридической точки зрения, тем самым совсем формируя волю юридического лица[2].
Законодательство предусматривает специальный порядок совершения юридическим лицом крупных сделок. Поэтому с целью минимизирования предпринимательских рисков законодатель предусмотрел для совершения крупной сделки получение согласия компетентных органов управления, то есть одобрение сделки.
На наш взгляд, выражение согласие на совершение сделки - это, прежде всего, фиксация согласия в надлежащей форме надлежащими лицами, то есть некое своеобразное преобразование воли участников юридического лица в волю самого юридического лица, являющегося самостоятельным субъектом. Следовательно, под согласием органа юридического лица на совершение сделки следует понимать односторонний акт, который выражается в принятии компетентным органом соответствующего решения.
П. 2 ст. 157.1 ГК РФ определено, что, если на совершение сделки в силу закона требуется согласие органа управления организации, то о своем согласии или об отказе в нем соответствующий орган должен сообщить лицу, которое запросило такое согласие или иному заинтересованному субъекту, в разумный срок после того, как был получен запрос о даче согласия.
В п. 3 указанной статьи установлены такие виды согласия, как предварительное и последующее. В предварительном согласии (предшествующее совершению сделки) должен определяться предмет сделки, на совершение которой требуется получение согласия. При последующем согласии (одобрении) указывается сама сделка, на совершение которой предоставлено согласие.
В зависимости от стоимости сделки, подпадающей под признаки крупной сделки, согласие на ее заключение дается разными органами управления юридического лица.
Согласно Закону об АО решение об одобрении крупной сделки, стоимость которой 25-50 % балансовой стоимости активов организации принимается советом директоров, а более 50 % - общим собранием акционеров.
В случае, когда одобрение крупной сделки вынесено на общее собрание акционеров, то такое решение должно быть принято большинством голосов владельцев голосующих акций, которые принимают участие в таком собрании. Если же одобрение требует сделка, предметом которой является имущества стоимостью более 50 % балансовой стоимости активов общества, то крупная сделка должна быть одобрена ¾ голосов акционеров-владельцев голосующих акций, которые принимают участие в собрании[3].
Таким образом, в зависимости от объема сделки решение об ее одобрении принимается общим собранием либо простым большинством, либо квалифицированным[4].
В отличие от АО в ООО крупная сделка должна быть одобрена общим собранием участников общества, а если в обществе функционирует совет директоров (наблюдательный совет), то к его компетенции по аналогии с АО уставом общества может быть отнесено принятие решений по вопросам одобрения крупной сделки, стоимость которой 25-50 % стоимости активов общества (п. 3 ст. 46 Закона об ООО). Несмотря на то, что наличие такого органа управления, как совет директоров не присущ ООО, в практике встречались случаи передачи данному органу управления полномочий об одобрении крупных сделок. При этом следует обратить внимание, что в Закон об ООО не включены специальные положения, регламентирующие кворум, в том числе, для одобрения крупной сделки. Поэтому считаем, что соответствующие положения необходимо включать в устав общества с ограниченной ответственностью.
Процедура одобрения крупной сделки унитарного предприятия существенным образом отличает от аналогичного института хозяйственного общества. В соответствии со ст. 23 Закона о ГУП И МУП крупная сделка может быть совершена с согласия собственника. Предусмотренные нормы направлены, прежде всего, на защиту интересов собственника имущества с целью исключения недобросовестного его отчуждения. Следует заметить, что порядок получения предварительного согласия на совершение крупной сделки может регулироваться дополнительно актами уполномоченных на то органов власти.
П. 1 ст. 15 Закона об автономных учреждениях установлено, что для совершения крупной сделки должна быть получено предварительное одобрение со стороны наблюдательного совета автономного учреждения. При этом за наблюдательным советом закреплена обязанность по рассмотрению предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней, начиная с того момента, как поступит такого предложение председателю наблюдательного совета, если более короткий срок не определен в его уставе.
2.2 Требования, предъявляемые к решению об одобрении крупной сделки
Правовой акт является формой выражения воли юридического лица. При одобрении крупной сделки уполномоченным органом таким правовым актом выступает решение.
В соответствии с п. 1 ст. 181.1 ГК РФ решение собрания юридического лица порождает правовые последствия, на которые направлено само решение, для всех лиц, принимающих участие на собрании, а также иных лиц, установленных нормативным актом.
Таким образом, с решением собрания участников юридических лиц законодатель связывает гражданско-правовые последствия, то есть порождает определенные права и обязанности для участников гражданского оборота (юридический факт)[5].
Вне зависимости от того, к компетенции какого органа хозяйственного общества относится одобрение крупной сделки, в решение о ее одобрении должны быть указаны стороны и выгодоприобретатель, цена и предмет сделки, а также иные существенные условия (ст. 46 Закона об ООО и ст. 78 Закона об АО).
Решение может содержать указание: 1) минимальных и максимальных параметров условий (верхний или нижний предел стоимости сделки) или порядок их определения; 2) согласия на совершение ряда аналогичных сделок; 3) альтернативных вариантов условий сделки; 4) согласия на совершение сделки при одновременном условии совершения нескольких сделок.
При этом в решении органа управления хозяйственного общества могут не содержаться лица, которые являются сторонами или выгодоприобретателями в сделке, если сделка будет заключаться на торгах, а также в тех случаях, если к моменту одобрения крупной сделки определить стороны или выгодоприобретателя представляется затруднительным.
Последствия отсутствия вышеуказанной информации в решении об одобрении крупной сделки законодателем не определены, поэтому следует согласиться с мнением М.В. Телюкиной, согласно которому отсутствие данной информации не должно влиять на действительность сделки, так как речь идет о соблюдении формальных требований к решению. Более того, решение об одобрении крупной сделки в ООО должно включать в себя положения о том, что сделка одобряется в связи с ее крупным размером для общества.
Ни ГК РФ, ни Законы о хозяйственных обществах, ни иные федеральные законы, регулирующие правовой статус иных организационно-правовых форм юридических лиц не содержат специальные требования, предъявляемые к форме решения об одобрении крупной сделки.
ГЛАВА 3. ПРИЗНАНИЕ КРУПНОЙ СДЕЛКИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ
Несоблюдение правил об одобрении крупной сделки может повлечь за собой неблагоприятный экономический эффект для всех участников гражданского оборота, а главное - признание сделки недействительной[6].
Признать крупную сделку юридического лица недействительной возможно по правилам ст. 173.1 ГК РФ.
Правом на подачу исков о признании крупной сделки хозяйственного общества недействительной обладают само юридическое лицо, члены совета директоров хозяйственного общества, участники (акционеры) общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества, владеющие не менее чем одним процентом общего числа голосующих акций (долей) общества.
Крупная сделка, совершенная унитарным предприятием без согласия собственника его имущества может быть оспорена таким собственником.
При оспаривании крупной сделки необходимо помнить о моменте начала течения срока исковой давности.
В соответствии со ст. 181 ГК РФ иски о признании сделок недействительными могут быть предъявлены в течение одного года с момента, когда истец узнал или должен узнать об обстоятельствах, которые являются основаниями признания сделки недействительной.
В судебном процессе бремя доказывания момента о том, когда лицо узнало или должно было узнать о совершении крупной сделки, лежит на обществе.
Согласно нормам о крупных сделках хозяйственных обществ суд признает крупную сделку недействительной при наличии следующих обстоятельств: 1) если отсутствует согласие на совершение сделки либо ее последующее одобрение; 2) если не доказано, что контрагент по сделке знал или должен знать о том, что сделка совершена с нарушением норм о крупных сделках юридического лица.
Причем согласно п. 2 ст. 15 Закона об автономных учреждениях при оспаривании такой сделки также надо доказать, что контрагент по сделке знал или должен был знать о том, что отсутствует одобрение сделки со стороны наблюдательного совета автономного учреждения.
Согласно нормам о крупных сделках сделка может быть признана недействительной, если в ходе судебного разбирательства будет доказано, что другая сторона по сделке знала или заведомо должна знать о том, что сделка является для хозяйственного общества крупной и имеются нарушения порядка ее одобрения.
В отношении крупных сделок, которые признаны недействительными, законодательством определено, что к ним применяются общие положения о последствиях недействительности сделки - при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне то, что было получено по сделке (п. 2 ст. 167 ГК РФ). Установление в отношении недействительности крупной сделки института реституции не отменяет вопроса о возможности применения в данном случае институтов кондикции, виндикации, возмещения убытков[7].
Кроме признания крупной сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, участник организации или само общество для защиты своих интересов могут воспользоваться способом защиты гражданских прав - возмещением убытков, так как возмещение убытков напрямую связано с вопросом ответственности органов управления юридического лица при осуществлении им своей деятельности.
Заключение
Несмотря на внесение значительных изменений в правовую регламентацию института крупных сделок, законодательство содержит некоторые неопределенности.
К ним можно отнести: вопросы об имущественной основе крупной сделки, хозяйственной деятельности организации, в рамках которой совершаются сделки одобрении крупной сделки, а также факторы добросовестности контрагента и убыточности сделки при ее оспаривании.