Файл: Структура аппарата Верховного суда РФ (Верховный суд Российской Федерации: история, статус, полномочия).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 6
Введение
Характерной чертой демократического общества является защищенность прав и свобод человека сильной и независимой судебной властью. Суда выполняют правоохранительные функции, рассматривают споры юридических и физических лиц, а также обращения по поводу действий исполнительной власти. Каждый должен быть уверен, что суд разрешит спор самым справедливым образом.
Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.
От деятельности судебных органов зависят многие процессы в стране – как уголовные, так и экономические, а иногда и политические.
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. В статье 10 указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной и исполнительной власти. Это позволяет рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления. Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в судебной системе выделяются три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Объектом исследования в данной работе выступает немаловажный аппарат Верховного суда Российской Федерации.
Верховный суд Российской Федерации: история, статус, полномочия
В соответствии со ст. 126 Конституции РФ, Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В Российской Федерации Верховный Суд впервые был учрежден в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятым на сессии ВЦИК 31 октября 1922 г. и введенным в действие 1 января 1923 г. На Верховный Суд возлагался судебный контроль над всеми без исключения судебными местами РСФСР, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами; рассмотрение в порядке надзора всех дел, разрешенных любыми судами республики; рассмотрение судебных дел по первой инстанции. Правом дачи судам разъяснений по вопросам судебной практики Верховный Суд РСФСР не обладал. Таким правом был наделен Верховный Суд СССР, созданный в 1924 г., и лишь после принятия в 1958 г. Основ законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве в СССР такое полномочие получили и верховные суды союзных республик. В ст. 58 Закона РСФСР от 8 июня 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" было указано, что пленум Верховного Суда республики " рассматривает материалы изучения судебной практики и судебной статистики... и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР". Впервые такое право закреплено и в Конституции Российской Федерации 1993 г., в ее ст. 126, за исключением положения, что эти разъяснения являются руководящими. Итак, деятельность Верховного суда в РФ, его статус, правовое положение, устанавливается Конституцией Российской Федерации и Конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Конституционные положения более обширно конкретизированы в ФКЗ «О судебной системе». Специальным нормативным правовым актом, в котором урегулированы организация и состав Верховного Суда РФ, является ныне действующий Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями).
В настоящее время штатная численность судей Верховного Суда составляет 105 человек, из числа которых 64 судьи состоят в Судебной коллегии по гражданским делам, 33 - в Судебной коллегии по уголовным делам и 8 - в Военной коллегии. Численность аппарата сотрудников Верховного Суда составляет около 600 человек. Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции. Судопроизводство в Верховном Суде РФ ведется на русском языке - государственном языке РФ. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на их родном языке либо на другом языке, которым они владеют[1].
Говоря о правовом статусе Верховного суда, нужно отметить, что придание Верховному Суду Российской Федерации статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой его компетенции - дела, подсудные судам "общей юрисдикции". Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам - верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов. На деле это означает, что Верховный Суд Российской Федерации обладает полнотой юрисдикции, т.е. он правомочен на основании поступающих к нему протестов и кассационных жалоб пересматривать дела, рассмотренные на уровне высших судебных инстанций субъектов федерации, и выносить по ним окончательные постановления или определения. Верховный Суд Российской Федерации является третьим звеном общегражданского правосудия, если иметь в виду, что на региональном (областном) уровне соответствующие высшие судебные инстанции осуществляют пересмотр дел, поступающих к ним по кассационным жалобам или протестам прокуратуры от низшего звена судебной системы.
Конституция РФ 1993 г. предоставляет Верховному Суду полномочия: он обладает правом законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению статья 104, часть 1); правом обращения в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции нормативно-правовых актов (статья 125, часть 2); дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления в случае выдвижения против него Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (статья 93, часть 1).
Для понимания роли Верховного Суда РФ и возглавляемой им системы судов весьма значимы и такие полномочия, как признание недействительными подзаконных актов государственных органов, решение избирательных споров. В целом система судов, возглавляемая Верховным Судом РФ, и соответственно он сам призваны сыграть ведущую роль в реализации конституционной гарантии — судебной защиты прав и свобод граждан. В состав Верховного Суда входят председатель, его заместители и члены. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. (раздел 2, пункт 5)судьи Верховного Суда, избранные до ее вступления в силу, сохраняют свои должности до истечения срока, на который они были избраны. Это правило в равной мере относится к председателю суда и его заместителям. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном Конституцией, а именно: судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Требования, предъявляемые к кандидату на должность члена Верховного Суда, более высоки, чем предъявляемые к кандидатам на нижестоящие судейские должности (возраст 35 лет и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет). На практике членами Верховного Суда становятся опытные судьи, прошедшие основные ступени судейской карьеры. Статус судьи Верховного Суда РФ не имеет сколько-нибудь существенных отличий от общего статуса судей, установленного Конституцией РФ и Законом о статусе судей в Российской Федерации 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями
Полномочия Верховного Суда РФ, как высшего судебного органа в отношении гражданских, уголовных, административных и иных дел, подсудных судам общей юрисдикции, осуществляют Президиум Верховного Суда РФ и судебные коллегии Верховного Суда РФ. По результатам рассмотрения в порядке надзора гражданского дела Верховный Суд РФ вправе отменить решение, определение или постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции, отменить решение, определение или постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения, оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений, а также отменить либо заменить решение суда первой, кассационной или надзорной инстанций и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если была допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
В своей деятельности по осуществлению правосудия Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, законами РФ, а также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, поскольку они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам.
Каждая судебная инстанция Верховного Суда РФ самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций. Рассмотрение дел в Верховном Суде РФ осуществляется в соответствии с федеральным процессуальным законодательством коллегиально или единолично. Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции поддерживает прямые связи с судебными органами других стран и международными юридическими организациями, заключает соглашения о сотрудничестве, обмене опытом в деле осуществления правосудия, участвует в разработке международных договоров РФ.
Судьи Верховного Суда РФ совместно с представителями судов всех уровней принимают участие в работе различных международных семинаров, симпозиумов, конференций, проводимых в рамках Совета Европы, ОБСЕ, других международных организаций, на которых выступают с докладами и сообщениями о принятии и применении законодательства, разработанного на основе принципов, заложенных в Конституции РФ.
Таким образом, Верховный Суд РФ действует самостоятельно и независимо от других органов государственной власти. Являясь высшим судебным органом, Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за судами общей юрисдикции, выступает в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел, может выступать в качестве суда кассационной или надзорной инстанции.
2. Аппарат Верховного Суда
Аппарат Верховного Суда образован для организационного, информационного, документационного, финансового и материально-технического обеспечения деятельности Верховного Суда. Аппарат Верховного Суда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Регламентом Верховного Суда, настоящим Положением, правилами внутреннего Служебного распорядка Верховного Суда, Инструкцией по делопроизводству в Верховном Суде, положениями о структурных подразделениях Верховного Суда, приказами и распоряжениями Председателя Верховного Суда и первого заместителя Председателя Верховного Суда[2].
Общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда осуществляет Председатель Верховного Суда.
Структура Аппарата Верховного Суда
Для осуществления функций, возлагаемых на аппарат Верховного Суда, в его структуре создаются структурные подразделения Верховного Суда: управления, отделы и секретариаты. Состав структурных подразделений Верховного Суда определяется в соответствии со штатным расписанием.Для обеспечения деятельности коллегий Верховного Суда за ними закрепляются отдельные должности работников аппарата Верховного Суда, составляющие вместе с секретариатами коллегий (судебных составов) аппараты коллегий Верховного Суда. В управлениях Верховного Суда создаются отделы, а в аппаратах коллегий Верховного Суда могут создаваться секретариаты коллегий (судебных составов) Верховного Суда.
В структуру аппарата Верховного Суда входят: Секретариат Председателя Верховного Суда; Секретариат первого заместителя Председателя Верховного Суда; Секретариат Пленума Верховного Суда; Секретариат Президиума Верховного Суда; аппараты коллегий Верховного Суда; Управление систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда; Управление по организационному обеспечению рассмотрения обращений Верховного Суда; Управление документооборота и делопроизводства Верховного Суда; Управление кадров и государственной службы Верховного Суда; Управление информатизации и связи Верховного Суда; Управление по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Верховного Суда; Управление международного сотрудничества Верховного Суда; Финансово-экономическое управление Верховного Суда; Управление материально-технического обеспечения Верховного Суда; Первый отдел Верховного Суда; Юридический отдел Верховного Суда; Контрактный отдел Верховного Суда; Отдел внутреннего финансового аудита Верховного Суда.
Контроль за деятельностью структурных подразделений Верховного Суда в соответствии с распределением обязанностей осуществляют первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда.
Предназначение и основные направления деятельности структурных подразделений Верховного Суда: Аппарат Верховного Суда осуществляет обеспечение деятельности Верховного Суда, которое включает в себя мероприятия организационного, информационного, документационного, кадрового, финансового, материально-технического и иного характера. В соответствии с функциями, возлагаемыми на аппарат Верховного Суда Федеральным конституционным законом "О Верховном Суде Российской Федерации", определены основные направления деятельности структурных подразделений Верховного Суда.