Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
Рис.7. Ручная трафаретная печать
Изготовление шаблонов является сложным и длительным процессом. Сначала на изготовленные деревянные или металлические рамы натягивают вручную или на машинах трафаретную ткань, начиная с 49 номера и выше (номер сита выражается количеством ячеек на 1 см2). Современные трафаретные ткани изготавливаются из нейлоновых и полиэфирных волокон. Первые максимально впитывают влагу, а вторые водостойки — при средних значениях относительной влажности они абсорбируют не более 0,5% влаги из воздуха, а, следовательно, не смачиваются водными растворами, то есть большинством фотоэмульсий. Такая ткань отличается повышенной устойчивостью к истиранию и физикохимическим воздействиям. В зависимости от условий печати трафаретные ткани обрабатывают двумя способами: химическим (жидким обезжиривателем) и механическим (шерохование с помощью абразивной пасты). Абразивная обработка выполняется, как правило, однократно, когда трафарет новый. Поскольку она не всегда удаляет жировые загрязнения, снижающие адгезию эмульсии к сетке, рекомендуется и химическая обработка (последняя операция для каждого трафарета перед нанесением эмульсии).
Характерные черты современной полиграфии
Характерной чертой современного полиграфического производства является разделение рыночного пространства на продуктовые и технологические сектора и сегменты, ориентированные на определенный контингент потребителей. Все это сформировало изменения в некогда единой концепции издательско-полиграфического комплекса как отрасли для отдельных областей печатного производства: печатных СМИ, книгоиздания, печатной рекламы и коммерческой печати, упаковки и т. Д. Эти организационные и производственные структуры по-разному подверженные решению возникающих проблем и регулирующим воздействиям, они неоднозначно влияют на развитие полиграфической инфраструктуры.
В первом десятилетии нового тысячелетия в полиграфической отрасли произошли структурные изменения в результате разделения типографий на две основные группы:
- микро- и малые типографии, полиграфическая продукция индивидуальных предпринимателей, которые характеризуются организационной гибкостью и быстрым реагированием на вызовы рынка;
- средние предприятия и крупные специализированные комплексы с избыточным производственным потенциалом и жесткой ценовой конкуренцией на рынке.
Этот процесс является абсолютно объективным, поскольку он определяется чисто рыночными (экономическими) интересами субъектов общего рынка по производству печатной продукции. И это соответствует мировым тенденциям, но, как показывает практика, в большинстве развитых стран, несмотря на дифференцированную структуру рынка, оно основано на единой нормативно-технической базе, общих аналитических статистических исследованиях и скоординированном взаимодействии со сферой инфраструктуры в профессиональных ассоциациях.
В отечественном издательско-полиграфическом комплексе такие эффективные организационные формы отсутствуют. Утрата необходимого регулирования ряда вопросов в этой сфере деятельности оказывает непосредственное влияние на функционирование и развитие всего производственного потенциала прессы.
Сегодня, охарактеризовав отечественную полиграфическую отрасль как рынок и определив перспективы ее развития, естественно возникает вопрос - какие фундаментальные изменения произошли в организации этой сферы деятельности при устранении отраслевого разделения в структуре экономики страны? , Прежде всего, это потеря ряда позиций, необходимых для оценки состояния полиграфического бизнеса и тенденций его развития, а также для реализации регулирующих воздействий со стороны органов государственной власти, способствующих повышению его эффективности в новых условиях. Кроме того:
- вход и выход на рынок (регулирование развития производственных мощностей на территориях страны);
- статистический учет как основа для принятия решений при организации полиграфического производства и бизнеса;
- аналитическая и информационная поддержка;
- стандартизация и комплект нормативно-технической документации как гарантия эффективности производства и качества продукции;
- система профессиональной подготовки;
- научно-техническая и проектная база; - государственно-частное партнерство (возможность лоббирования интересов этого бизнеса).
Регулирование развития производственных мощностей в полиграфии в период плановой экономики всегда было важной составляющей государственного управления. Это было обусловлено особой значимостью материально-технической базы прессы в информационной и геологической политике государства.
Основной тренд в полиграфическом производстве
Возникновение и развитие этой тенденции в первую очередь определяется тем, что состояние современного полиграфического производства все чаще характеризуется уменьшением тиража печатной продукции и увеличением количества заказов на печать со сложной постобработкой. В результате увеличиваются затраты на печать и уменьшается норма прибыли. И это глобальная тенденция. Необходимость сохранения конкурентоспособности в этих условиях и перспективы развития цифровых технологий дали новый импульс процессу автоматизации в полиграфической промышленности на новой цифровой основе. Нельзя сказать, что автоматизация технологических процессов вообще и в полиграфии, в частности, является чем-то совершенно новым в промышленной инфраструктуре. Эта тенденция существовала и развивалась на протяжении десятилетий. Как уже отмечалось ранее в этом отчете, в отечественной полиграфической отрасли сегодня нет чисто механизированных печатных машин, где преобладают предприятия с организацией полуавтоматического или автоматизированного производства. Но концепция «Принт 4.0» уже определяет направление построения новой производственной модели, основанной на внедрении технологических и организационных решений высокого уровня, где присутствуют не только автоматизированные процессы и оборудование, но и интегрированная система управления предприятием участвует на всех этапах своей работы. (см.рис.8).
Рис.8. Взаимодействие основных функциональных служб в типографии
Определяя реальные перспективы полиграфического производства, чтобы следовать этой тенденции, можно отметить, что сегодня отечественные типографии все еще готовятся к реализации концепции «Принт 4.0». В то же время, несмотря на все проблемы на рынке печати и в экономике страны, движение в этом направлении уже стало очевидным. Однако нельзя учитывать все трудности и проблемы на пути решения этой задачи. Если крупные полиграфические комплексы не имеют собственной компетенции для отслеживания изменений в области технологий печати и организационных и технических решений, самостоятельной разработки проектов модернизации производства или привлечения специализированных организаций, то малые и большинство типографий среднего размера не имеют такого ресурса и поэтому часто используют существующие стереотипы.
В структуре отечественной полиграфии отсутствуют специализированные организации инженерно-технического консалтинга, которые могли бы способствовать модернизации полиграфических компаний, предоставляя им широкий выбор доступных, проверенных и эффективных проектов автоматизации и технологических решений. Хотя на рынке инфраструктурной печати существует большое количество предложений о так называемых «коробочных» решениях для автоматизации производства универсального характера. Как показывает уже сложившаяся практика, использование таких предложений очень затруднено из-за отсутствия учета той или иной специфики типографии (особенности оборудования и степень автоматизации, наличие ручных операций при производстве и учет потребляемой продукции). материалы, возможность удаленной работы с ключевыми клиентами и т. д.). Итак, по словам одного из экспертов: «Я уверен, что нет никаких комплексных решений для автоматизации типографий, - любая автоматизированная система управления должна быть индивидуально настроена для конкретного предприятия.
«Самый ценный ресурс типографии - это не печатный станок и технологии, а управленческое время. Выручка компании напрямую зависит от того, сколько заказов она успела обработать. Вполне естественно, что попытка автоматизировать ненагруженное производство вместо создания отдела продаж не приносит экономического эффекта, а в некоторых случаях также замедляет работу менеджеров, на которых возложена куча дополнительных обязанностей. Проблема в том, что вся прибыль нивелируется ценой времени, которое менеджеры и дизайнеры вынуждены тратить на получение, обработку и подготовку таких заказов.»
Перспективы есть
Сегодня полиграфическая отрасль стабильно развивается, что напрямую связано с обострением конкуренции. Более того, роль конкуренции амбивалентна: с одной стороны, она способствует повышению качества полиграфической продукции, а также дает возможность выбрать типографию для издателя, но, с другой стороны, конкуренция способствует демпингу.
Говоря о развитии полиграфической отрасли, я хотел бы сказать несколько слов о факторах, сдерживающих это развитие. В первую очередь это включает в себя такие факторы, как таможенные пошлины на импорт бумаги, отсутствие гибких схем финансирования, а также нехватка квалифицированных кадров (в первую очередь, типографов).»
Сегодня ценовая конкуренция между игроками рынка при изготовлении стандартных стандартных заказов очень высока. Таким образом, можно предположить, что основное развитие российских типографий в будущем будет направлено на снижение себестоимости продукции и ориентацию на производство заказов, что сегодня нетипично.
Процесс снижения себестоимости продукции, как известно, очень универсален. Для реализации программ по снижению затрат необходима предельная прозрачность всей цепочки процессов. Не только крупные, но и средние типографии заинтересовались системами управления производством (MIS - Management Information System). Кто-то пытается самостоятельно проектировать системы, а кто-то приобретает готовые решения и адаптирует их к структуре своего производства.
С появлением формата CIP 3 в России начали внедряться современные системы MIS, которые автоматически обмениваются данными между оборудованием и сервером. Новыми тенденциями являются включение систем управления производством в общий рабочий процесс типографии. В Гейдельберге эти решения были реализованы с помощью систем Prinect и Prinance (в идеологическом плане Prinance является частью единого рабочего процесса и отвечает за экономическую составляющую процесса).
Повышение производительности и эффективности производства напрямую влияет на цены печатной продукции. Соответственно, новые решения для аппаратной модернизации производства отталкиваются от необходимости сокращать время на подготовительные операции и выпуск тиража. В связи с этим одно- и двухцветные печатные машины становятся все менее популярными. Типографии пытаются перейти на производство полноцветного печатного листа за один проход. Это особенно заметно в производстве журналов тиражом до 10 000 экземпляров в наиболее конкурентоспособном сегодня секторе. Чтобы сократить временные затраты в типографиях, на печатных станках с 8 или более печатными блоками установлено устройство для поворота листа в середине машины, так называемая технология Long Perfector. Кстати, одна из первых печатных машин в России, работающая по этой технологии, была установлена в типографии «Лазурный», Реж. При выборе оборудования большое внимание уделяется степени автоматизации оборудования и системам контроля качества.
Сегодня самый большой рынок для «длинных» печатных машин находится в Великобритании. Большинство журналов малого и среднего тиража выпускаются по технологии «печатный лист за один проход».
Примечательно, что многие типографии занимаются развитием производства уже ориентированным, то есть не на разовых заказах, которые они могут получить после установки нового оборудования, а на основе той ниши полиграфической отрасли, в которой они хотят уверенно присутствовать и иметь свою долю рынка.