Файл: Правовой режим охраны средств индивидуализации (Правовое регулирование средств индивидуализации юридического лица ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Важное место среди объектов интеллектуальной собственности занимают средства индивидуализации юридического лица, продукции, (работ услуг). Экономическая жизнь современного общества невозможна без их активного участия, поскольку они являются важным средством идентификации производимых товаров или производящих эти товары лиц.

В соответствии с действующим российским законодательством к средствам, индивидуализирующим товары и услуги, отнесены товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, а к средствам, индивидуализирующим участников гражданского оборота (юридических лиц), - фирменные наименования.

Переход России к частной собственности и рыночной экономике с объективной необходимостью потребовал реформирования в этом же направлении правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Прежнее российское законодательство, относящееся к рассматриваемой области, характеризовалось рядом негативных моментов. Прежде всего, в России, как и во всем бывшем Советском Союзе, отсутствовали специальные законы об охране интеллектуальной собственности, и правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере обеспечивалось в основном подзаконными актами.

Предусмотренные законодательством санкции, которые были весьма незначительны сами по себе, реализовывались на практике с большими трудностями ввиду сложности и длительности судебной процедуры, отсутствия заинтересованности адвокатов в ведении подобных дел. В результате при массовых нарушениях авторских, изобретательских и патентных прав количество судебных дел данной категории было очень незначительным.

Реформа законодательства, посвященного охране интеллектуальной собственности, началась еще в период существования СССР. В 1991 г. были приняты новые Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, имевшие в своем составе разделы, посвященные авторскому праву, праву на изобретение и другие результаты творчества, используемые в производстве, Закон СССР «Об изобретениях в СССР», Закон СССР «О промышленных образцах», Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания», а также некоторые из развивающих их положения подзаконных актов. Хотя правовое регулирование, обеспечиваемое названными законами и иными правовыми актами, отличалось некоторой непоследовательностью и неполнотой, в целом их принятие знаменовало собой решительный переворот в рассматриваемой сфере.


В России к настоящему времени в основном завершена реформа законодательства об охране интеллектуальной собственности. В 1992—1993 гг. в Российской Федерации принят блок законов по охране интеллектуальной собственности, в том числе Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г., Закон РФ «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 г. Положения указанных законов получили развитие в целом ряде подзаконных актов, принятых президентом РФ, правительством РФ, Патентным ведомством РФ и некоторыми другими органами государственного управления. С вступлением в силу 1 января 2008 г. части четвёртой ГК можно считать законодательную базу об охране интеллектуальной собственности полностью завершённой.

Сказанное, разумеется, не следует расценивать как вывод о том, что в рассматриваемой области решены все основные проблемы. Вопросов, которые еще только предстоит решить, более чем достаточно. И главным из них является задача по воплощению в реальную жизнь тех закрепленных российскими законами об охране интеллектуальной собственности предписаний, которые впервые в истории России соответствуют требованиям цивилизованного общества. Не секрет, что именно сейчас, когда принят целый блок отвечающих современным требованиям законов, в нашей стране наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и патентных прав.

Безусловно, одной из причин такого положения является и слабое знание своих прав авторами, изобретателями, патентообладателями и иными лицами, создающими и использующими объекты интеллектуальной собственности. Новое российское законодательство об охране интеллектуальной собственности, как правило, плохо освоено и юристами, которые обычно избегают браться за ведение довольно сложных дел данной категории.

Правовое регулирование средств индивидуализации юридического лица.

Правовая охрана средств индивидуализации осуществляется как международными нормативно-правовыми актами, так и национальным законодательством большинства стран мира. Ряд международных договоров содержит перечни обозначений или указания на объекты интеллектуальной собственности, выполняющие индивидуализирующие функции.


Парижская конвенция к средствам индивидуализации относит товарные знаки, знаки обслуживания, указания происхождения, наименования мест происхождения и фирменные наименования.

В Российской Федерации правовое регулирование средств индивидуализации юридических лиц и выпускаемой продукции или выполняемых услуг осуществлялось до 1 января 2008 года Федеральным Законом «о товарных знаках, знаках обслуживания и наименования места происхождения товара» № 3520-1 от 23 сентября 92(с изм.24.12.2002). Разработка этого документа осуществлялась на основании положений Лиссабонской конвенции об охране наименований мест происхождения товара и их международной регистрации от 31 октября 1958 года. Кроме того, нормативно-правовое регулирование фирменного наименования ранее осуществлялось документами, принятыми еще в Советском Союзе. К ним относятся: "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик", утвержденные Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года N 2211-1, Постановление Центрального исполнительного комитета СССР, Совета народных комиссаров СССР от 22 июня 1927 года "О введении в действие положения о фирме". Но с 1 января 2008 г. правовое регулирование средств индивидуализации юридических лиц будет осуществляться целой главой части четвёртой ГК РФ.

Регулирование некоторых вопросов, касающихся товарных знаков, знаков обслуживания и мест происхождения товаров также осуществляется следующими нормативно правовыми актами:

1.Федеральным законом «о защите конкуренции» от 26 июня 2006г № 135-ФЗ.

Данный закон регулирует отношения, связанные с таким использованием объектов исключительных прав, которое направлено на ограничение конкуренции. Так, в частности, в п. 2 ст. 14 Закона о конкуренции сказано:

"Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг".

Кроме того, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Закона о конкуренции установлен запрет на продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

2. Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".

Законом о рекламе устанавливаются положения о недопустимости недостоверной рекламы, то есть рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара2.


3. Таможенным кодексом Российской Федерации.

Регулированию деятельности таможенных органов, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности, посвящена отдельная глава Таможенного кодекса Российской Федерации3.

Наделение таможенных органов правом приостанавливать выпуск товаров в связи с обращением правообладателя отвечает нормам международного законодательства. Так в частности, нормы главы 38 Таможенного кодекса Российской Федерации регулирующие вопросы интеллектуальной собственности, соответствуют положениям раздела 4 "Особые требования в отношении пограничных мер" части III "Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности" от 15 апреля 1994 года. Нужно обратить внимание, что Российская Федерация в соглашении ТРИПС не участвует4.

Кроме указанных законов, важную роль в процессе правового регулирования правоотношений по поводу средств индивидуализации играют Постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные акты. Эти документы призваны урегулировать частные вопросы, такие, как регистрация средств индивидуализации, сборы за их регистрацию и использование, передача исключительного права на товарные знаки, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров на товарный знак, признание товарного знака общеизвестным.

К таким правовым актам относятся:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 года N 793 "Об утверждении положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и положения о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года N 494 "О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 1996 года N 943 "Об упорядочении ввоза и реализации на таможенной территории российской федерации алкогольной продукции иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей и другими обозначениями, сопровождающими указанную продукцию";

- Приказ Роспатента от 5 марта 2004 года N 31 "О порядке ведения государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации";


- Приказ Роспатента от 5 марта 2004 года N 32 "О порядке ведения государственного реестра наименований мест происхождения товаров Российской Федерации".

Специальные нормы содержатся в федеральных законах, регламентирующих порядок организации и функционирования отдельных юридических лиц. (Например, статьи 4, 7, 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а также статьи 4, 12 Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Объекты средств индивидуализации юридического лица

Все объекты средств индивидуализации можно разделить на две большие группы:

Первая группа рассматривает средства индивидуализации товаров, работ, услуг.

К ним относятся:

- товарные знаки;

- знаки обслуживания;

- наименования мест происхождения товаров.

Вторая группа рассматривает средства индивидуализации юридических лиц.

- фирменные наименования.

Далее рассмотрим каждый объект средств индивидуализации поподробнее.

Товарные знаки и знаки обслуживания.

Товарный знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг) юридических или физических лиц.

Отличие знака обслуживания от товарного знака заключается в том, что он вместо товаров индивидуализирует услуги. Вместе с тем нередки случаи, когда один и тот же знак регистрируется и по классу товаров, и по классу услуг.

Товарным знаком является оригинально оформленное графическое изображение, сочетание цифр, букв или слов и тому подобное, предназначенное отличать товары одних производителей от однородных товаров других производителей. Проще говоря, товарный знак - это символ, который позволяет потребителю безошибочно определить, например, то, кто данный товар произвел.

Знаком обслуживания признается обозначение, способное отличать услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц. В современных условиях роль сервиса значительно возрастает, поэтому знаки обслуживания приобретают особую актуальность. В связи с этим, все чаще обслуживающие организации: банки, страховые компании, туристические агентства регистрируют в Роспатенте свои фирменные обозначения в качестве знаков обслуживания.