Файл: Правовой режим охраны средств индивидуализации (Правовое регулирование средств индивидуализации юридического лица ).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Правовое регулирование средств индивидуализации юридического лица.
Объекты средств индивидуализации юридического лица
Товарные знаки и знаки обслуживания.
Наименование мест происхождения товара.
Субъекты права на средства индивидуализации
Общество с дополнительной ответственностью.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Регистрация прав на средства индивидуализации
Основания для отказа в регистрации товарного знака.
Регистрация наименования места происхождения товара
Фирменное наименование должно быть новым и отличным от других, для того чтобы исключить смешение его правообладателя в хозяйственном обороте с иными коммерческими организациями, осуществляющими аналогичную деятельность. В противном случае фирменное наименование не может выполнять свою основную функцию - средства индивидуализации юридического лица.
При несоблюдении данных положений суд может признать незаконным использование фирменного наименования юридическим лицом10.
2. Содержать указание на организационно-правовоую форму.
В силу требований п.2 ст.1473 ГК РФ, а также п. 2 ст. 87 ГК РФ, п. 2 ст. 97 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 1 ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" фирменное наименование акционерного общества должно содержать обязательную часть, то есть указание на его организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое), а общества с ограниченной ответственностью - слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО.
3. Быть истинным.
То есть название фирмы должно отражать только те сведения, которые соответствуют действительности. Фирменное наименование должно являться правдивой характеристикой деятельности организации и не вводить в заблуждение участников гражданского оборота и потребителей продукции.
4. Быть постоянным.
Это означает, что фирменное наименование должно быть неизменным в течение всего времени пользования им в рамках одной организационно-правовой формы предпринимательства и при переходе предприятия от одного собственника к другому.
Итак, учитывая все сказанное, можно сделать вывод, что в условиях развития рыночной экономики вопросы охраны фирменного наименование приобретают особую актуальность. Фирменное наименование является одним из основных способов индивидуализации юридического лица. Однако недостаточный уровень его правового регулирования порождает затруднения при практическом применении данного объекта интеллектуальной собственности.
Субъекты права на средства индивидуализации
Субъекты права на товарные знаки
Согласно ст.1478 ГК РФ:
«Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель»
Таким образом, среди субъектов прав на товарные знаки и знаки обслуживания законодатель выделяет две их категории:
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели.
Среди юридических лиц, занимающихся производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг, чья продукция требует индивидуализации для целей ее успешной реализации на рынке, необходимо отметить коммерческие организации, которые могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество, товарищество на вере) и обществ (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В качестве основной цели своей деятельности коммерческие организации преследуют цель - извлечение прибыли.
Правом на товарные знаки и знаки обслуживания могут обладать и юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, то есть организациями, не имеющими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом, например государственной корпорации, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации.
Не являются субъектами прав на товарные знаки и знаки обслуживания филиалы и представительства юридических лиц, а равно их обособленные подразделения.
Физические лица могут быть обладателями исключительного права на товарный знак при условии их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, которая подтверждается соответствующим документом (свидетельством). В Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей могут быть зарегистрированы граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. При этом иностранные граждане и лица без гражданства наделяются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.
В случае прекращения предпринимательской деятельности физического лица - обладателя права на товарный знак правовая охрана такого товарного знака прекращается на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности11.
Правообладатель имеет право использовать товарный знак и запрещать его использование другими лицами. Без разрешения правообладателя использовать товарный знак запрещено. Исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть передано правообладателем другому юридическому лицу или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность, по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договору об уступке товарного знака). Уступка товарного знака не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
Субъекты права на наименование места происхождения товара
Согласно п.1 ст.1518 ГК РФ наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами. Следовательно, субъектами права на наименование места происхождения являются физические и юридические лица. При этом право пользования наименованием места происхождения товара получают лица, осуществляющие хозяйственную деятельность в конкретном географическом объекте, при условии, что особые свойства производимых ими товаров обусловливаются природными условиями или людскими факторами данного географического объекта.
Особенностью положений, касающихся субъектов права на наименование места происхождения товара, является возможность получения правовой охраны на основе одной заявки одновременно несколькими юридическими и физическими лицами. Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому другому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий такими же основными свойствами12. Для этого любое другое лицо, может подать заявку на получение свидетельства на уже зарегистрированное или ранее заявленное наименование места происхождения товара.
Если на наименование места происхождения товара будет выдано более одного свидетельства, то каждый обладатель свидетельства будет иметь исключительное право на его использование. Права всех этих субъектов будут одинаковыми. Наличия статуса коммерческой организации или индивидуального предпринимателя от указанных лиц не требуется. Вместе с тем, очевидно, что исходя из определения наименования места происхождения товара, субъект права на него должен заниматься производством товара (изготовлением изделий).
Субъекты права на фирменное наименование
Субъектом права на фирменное наименование согласно ст. 54 ГК РФ являются юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность. Фирменным наименованием могут обладать только юридические лица, а средством индивидуализации индивидуального предпринимателя будет являться его фамилия, имя и отчество.
Анализ статей ГК РФ позволяет отнести к субъектам права на фирменные наименования, следующие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями:
- Полное товарищество;
- Товарищества на вере;
- Общество с ограниченной ответственностью;
- Общество с дополнительной ответственностью;
- Акционерное общество;
- Производственный кооператив;
- Государственное и муниципальное унитарное предприятие.
Полное товарищество.
Согласно п. 3 ст. 69 ГК РФ фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество. Как следует из приведенного положения, в фирменном наименовании полного товарищества не требуется обозначать вид его деятельности, но указание на организационно-правовую форму должно быть приведено обязательно, что отвечает интересам лиц, вступающих в отношения с товариществом.
Товарищество на вере.
В соответствии с пунктом 4 статьи 82 ГК РФ фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов "и компания" и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество". В наименовании товарищества на вере указываются только имена полных товарищей, так как они наделены правом, действовать от имени организации. Не указываются в наименовании товарищества на вере имена вкладчиков. В случае если имя вкладчика включено в наименование товарищества, то такой вкладчик автоматически становится полным товарищем.
Субъектом права на фирменное наименование может быть общество с ограниченной ответственностью. Фирменное наименование такого общества должно содержать название общества и слова "с ограниченной ответственностью". Это следует из содержания пункта 2 статьи 87 ГК РФ.
Кроме ГК РФ, положения о фирменном наименовании Обществ с ограниченной ответственностью содержатся в Федеральном законе от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Этот Закон развивает и конкретизирует нормы ГК РФ, относящиеся к фирменному наименованию общества. Фирменному наименованию общества посвящены статьи 2, 4, 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". П. 1 ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и содержит указание на обязанность общества иметь фирменное наименование. Причем норма данного закона подробнее, чем ГК РФ регламентирует эту обязанность, а также сопровождает ее корреспондирующимся правом: общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Из приведенной формулировки следует, что фирменное наименование для общества с ограниченной ответственностью обязательно. А вот наличие сокращенного наименования зависит от желания юридического лица. И полное, и сокращенное фирменные наименования общества с ограниченной ответственностью должны быть на русском языке, использование других языков является факультативным.
В п. 1 ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлены обязательные требования к содержанию полного и сокращенного фирменного наименования:
"Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО".
Общество с дополнительной ответственностью.
Положения, касающиеся фирменного наименования общества с дополнительной ответственностью, ничем принципиально не отличаются от аналогичных вопросов, возникающих в связи с фирменным наименованием общества с ограниченной ответственностью.
Согласно п. 2 ст. 95 ГК РФ фирменное наименование должно содержать наименование общества и слова "с дополнительной ответственностью. Также как общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью обязано иметь полное фирменное наименование, и может иметь сокращенное фирменное наименование.
Акционерное общество.
В отношении акционерных обществ как субъектов права на фирменное наименование ГК РФ содержит следующее указание фирменное наименование: акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным13. Положения ГК РФ, касающиеся, фирменного наименования акционерных обществ развивает Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". П. 1 ст. 4 данного закона устанавливает, что общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Полное фирменное наименование акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на его тип (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование акционерного общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "закрытое акционерное общество" или "открытое акционерное общество" либо аббревиатуру "ЗАО" или "ОАО". Фирменное наименование акционерного общества на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.