Файл: Международное частное право (Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках своей компетенции консульские должностные лица должны предоставлять российским гражданам, временно находящимся в консульском округе, информацию и разъяснения относительно их пребывания в иностранном государстве и оказывать им помощь и содействие, и в частности:
1) информировать о законах, правилах и обычаях страны пребывания, особенностях правового положения иностранцев (в частности, граждан РФ) в стране и давать необходимые рекомендации. Это связано с тем, что не всегда российские граждане знают, что с момента пересечения границы того или иного государства они становятся лицами, на которых распространяется юрисдикция этого государства, т.е. действие его уголовных, гражданских, административных законов и правил, а также национальных обычаев. Некоторые из них ошибочно полагают, что пребывание в стране в качестве иностранного гостя (прибывшего по деловому или частному приглашению, в качестве туриста и т.п.) позволит им избежать ответственности за нарушение (несоблюдение) законов и обычаев, действующих в стране.
Касаясь правового положения иностранцев в стране, консул обращает большое внимание на особенности порядка регистрации, передвижения по стране и т. д. В подавляющем большинстве стран правила, определяющие порядок временного пребывания иностранцев, не предусматривают право на трудоустройство в данной стране. Нарушение иностранцами режима регистрации, передвижения по стране и правил устройства на работу может повлечь за собой штраф, тюремное заключение и высылку из страны с одновременным запрещением на въезд в страну на срок до10 лет. Переезд из одной европейской страны в другую без визы (т.е. нелегальный въезд), проживание по просроченной визе и т.п., как правило, влекут за собой аналогичные санкции. Иностранцу, нарушившему законодательство и высланному за это из одного государства-члена Шенгенского соглашения, грозит запрет на въезд во все страны шенгенского пространства.
Предоставление консулом временно находящимся в его консульском округе российским гражданам информации об их правовом статусе, законах и постановлениях государства пребывания, а также о местных национальных обычаях входит в одну из его основных обязанностей, как это предусмотрено ст. 27 действующего Консульского устава 1976 г.;
2) в случае ареста или задержания принимать все меры по выяснению обстоятельств ареста или задержания граждан РФ и защите их нарушенных прав. Если российский гражданин арестован и находится под следствием, консул по просьбе заинтересованных лиц или по собственной инициативе обязан требовать разрешения на посещения и сношения с ним; а также следить, чтобы в отношении граждан РФ строго соблюдались процессуальные нормы, обеспечивающие его право на защиту и объективный ход расследования.
В целях защиты нарушенных законных прав и интересов российских граждан консул имеет право и обязан обращаться с запросом к надлежащим официальным органам не только по жалобам и претензиям граждан, но и по своей собственной инициативе, и истребовать сведения относительно любого дела и инцидента, затрагивающего интересы физических или юридических лиц РФ; в случае необходимости оказывать содействие в предоставлении в распоряжение гражданина РФ поверенного для защиты его интересов в суде, а также переводчика; без специальной доверенности представлять граждан РФ в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания;
3) принимать все необходимые меры по обеспечению безопасности российских граждан при стихийных бедствиях или возникновении чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости и эвакуации из страны (в таких случаях нельзя недооценивать факт наличия сведений в консульском учреждении о местонахождении того или иного гражданина РФ); оказывать помощь в других экстраординарных случаях;
4) по заявлениям заинтересованных лиц или по поручению руководства принимать меры по розыску пропавших без вести в пределах консульского округа граждан РФ; обычно этот розыск осуществляется с помощью местных правоохранительных органов;
5) оказывать содействие гражданам Российской Федерации, проживающим или временно находящимся в пределах консульского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме, предусмотренных ст. 32 Конституции Российской Федерации, в соответствии с законами РФ;
6) в случае утраты паспорта гражданином РФ оформить ему свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию. Утрата загранпаспорта при любых обстоятельствах представляет собой чрезвычайное происшествие, так как он может быть использован в различных целях, как на территории государства пребывания, так и при пересечении границ незаконными мигрантами, что может нанести ущерб интересам России и иностранных государств. Существует следующий порядок оформления свидетельства на возвращение. Утративший паспорт гражданин РФ заполняет заявление установленного образца в присутствии консульского должностного лица. Кроме этого, он должен представить протокол (справку) органов внутренних дел страны пребывания о подтверждении факта его обращения по поводу утраты паспорта, а также 2 фотографии. После получения ответа на запрос в органы внутренних дел РФ ему выдается свидетельство на возвращение.
При представлении заявителем документов, подтверждающих его личность, принадлежность к гражданству и паспортных данных, свидетельства на возвращение могут, в порядке исключения, выдаваться без запроса в органы внутренних дел РФ. При предъявлении письменных заявлений поручителей - граждан России, имеющих на руках действительные паспортные документы, свидетельство на возвращение может быть также выдано без запроса в органы внутренних дел РФ.
При выдаче свидетельства на возвращение консул информирует заявителя, что он должен сдать свидетельство в 3-х дневный срок по прибытии в орган внутренних дел, выдавший утерянный паспорт (порядок оформления свидетельства подробно изложен в соответствующем Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ 1 октября 1998 г; текст см. в приложении);
7) в пределах своей компетенции выдавать по заявлениям граждан необходимые им документы для предоставления в местные официальные органы, а также легализовать иностранные документы для ввоза и использования их в России;
8) нотариально удостоверять необходимые документы (особенно те, которые будут иметь "хождение" на территории РФ), принимать на хранение деньги, ценности, ценные бумаги и документы; осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния (рождение, смерть и т.д.) и выдавать соответствующие свидетельства;
9) предоставлять российским юридическим и физическим лицам информацию и сведения из имеющегося в консульстве банка данных по законодательству государства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересованным в сотрудничестве с российскими партнерами; оказывать в этой связи на платной основе информационно-консультационные услуги, не запрещенные законодательством государства пребывания; кроме того, по запросам российских юридических лиц сообщать данные о деловой репутации и финансовой надежности интересующих их фирм, действующих в консульском округе, а также о возможности получения товаров, услуг, инвестиций, капиталов, технологий и т.д. из консульского округа в Россию;
10) в случае заболевания гражданина РФ оказать помощь по его госпитализации, а после выздоровления оказывать содействие по его возвращению в Россию; в случае смерти (гибели) гражданина РФ оформить необходимые документы и принять надлежащие меры по отправке его тела на Родину. Как в том, так и в другом случае информировать о происшедшем по соответствующим каналам родных и близких гражданина РФ;
11) оказывать помощь по страховым случаям гражданам РФ, находящимся на территории консульского округа; при оформлении документов, необходимых страховой организации, выступать по просьбе пострадавшего гражданина РФ или его родственников в качестве их представителя в отношениях с уполномоченными страховых организаций в стране пребывания (порядок оказания помощи подробно изложен в соответствующем Положении, утвержденном Правительством РФ 1 октября 1998 г. текст см. в