Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации право на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано каждому независимо от гражданства. В этой статье так же сообщается, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в статье 2, говориться, что бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами РФ. Для примера можно взять Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. В ст. 16 объясняется, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно.16 Это право дается каждому, независимо от того, является ли он гражданином РФ или нет.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации17 тоже регулирует правоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства. Согласно ст. 50 Гражданского процессуального кодекса РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях. По вопросам, отнесенным к оказанию бесплатной юридической помощи занимательно решение адвокатской палаты субъекта Российской Федерации Совета Адвокатской палаты Московской области от 15 апреля 2009 г. № 4/23-8 «О порядке предоставления юридической помощи бесплатно малоимущим, нуждающимся и гражданам Российской Федерации на территории Московской области». В нем установлено, что бесплатная юридическая помощь должна предоставляться как гражданам Российской Федерации, так и иностранцам, лицам без гражданства, лицам, прибывающим на временную работу, переселенцам и иным категориям лиц, нуждающимся в бесплатной юридической помощи.18
В связи с нынешними событиями на Украине, на территорию Российской Федерации, ежедневно приезжают беженцы, спасаясь от власти Украины, которая не заботится о своем населении. Граждане, которые приезжают на территорию России, должны отметиться в отделе Управления федеральной миграционной службы (далее УФМС), чтобы получить статус беженца. И после этого они могут пользоваться различными льготами, на территории Российской Федерации, предоставляемые им как беженцам. Но, вряд ли кто-то из них знает, куда надо обращаться в первую очередь, какие документы нужны и надо ли за какие-то справки платить? Сейчас все больше стали открываться адвокатские бюро или специальные отделения, для юридической помощи беженцам. В отличие от УФМС, где придется ждать очередь, среди других беженцев, так еще надо собрать нужные документы, которые необходимы для получения статуса беженца. В этих бюро нет очередей, специализированные отделения готовы помочь беженцам почти ежедневно, и основным положительным условием является то, что беженцы и иностранные граждане могут получить юридическую помощь бесплатно. Получается, что у беженцев и иностранных граждан есть выбор, куда обратиться за помощью. Особую категорию граждан составляют лица без гражданства (апатриды). Апатриды и иностранцы в принципе равны в обязанностях и правах, наряду с гражданами РФ.19 Лицам без гражданства Правительством РФ ежегодно утверждаются льготы, так же оформляется разрешение на временное проживание в виде определенной отметки в документе, который удостоверяет личность. Срок действия этого документа 3 года. Но если гражданин имел гражданство на территории СССР, то льготы на временное проживание ему не выдаются.
Лицо без гражданства может обраться за бесплатной юридической помощью, только с правовыми вопросами, связанными с его проживанием на территории Российской Федерации. Если вопросы не относятся к таковым, то за дополнительные услуги ему придется оплатить.20
В заключение можно сказать, что право на квалифицированную юридическую помощь, записанное в Конституции Российской Федерации, весьма распространено в наше время. В настоящее время юридическая помощь оказывается бесплатно, но в случаях предусмотренных законом и для некоторых категорий граждан, а так же оказание правовых услуг платно. Платную помощь могут оказывать те юристы, которые имеют высшее образование и право заниматься юридической помощью. К бесплатной юридической помощи относятся: адвокат, нотариус, юридические клиники при ВУЗах имеющие юридическое отделение и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Многие граждане испытывают огромную потребность в юридической помощи, так как с каждым годом юридических сделок, таких как купля-продажа, заключение договоров и страхование имущества, без помощи юриста не возможно. В связи с постоянным реформированием законодательства, потребность обращения к юристам у граждан возникает из-за не информированности и запутанности современных законов. Многие граждане не знают, куда сначала надо обращаться в той или иной ситуации. Обращаясь не в нужный правоохранительный орган, они теряют время и пропускают срок обращения граждан, для рассмотрения их заявлений и жалоб.
Это право было закреплено в Конституции РСФСР в 1978 году. В ст. 63 говорилось, что каждому гарантируются судебная защита его прав и свобод, а также право на юридическую помощь.21 В современном Основном Законе, в случаях предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Этим правом пользуются все граждане РФ, а так же иностранные граждане и апатриды (лица без гражданства). Это право не подлежит ограничению в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 п.3).
На основании вышесказанного, можно выделить некоторые черты этого права: 1) это право гарантируется Российской Федерацией; 2) помощь должна быть квалифицированной; 3) квалифицированная помощь оказывается всем лицам, проживающим на территории РФ, и в определенных случаях оказывается бесплатно.22
Граждане РФ и лица, проживающие на территории РФ, могут обратиться к адвокатам, нотариусам и другим субъектам, оказывающие бесплатную юридическую помощь.23 Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде: 1) консультирования в устной и письменной форме; 2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; 3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах. Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных видах.
Само право на квалифицированную юридическую помощь дается всем, не зависимости от гражданства лица. В определенных случаях, это право может предоставляться бесплатно. Эти случаи прописаны в ФЗ
«О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Каждый может обратиться к нотариусам, адвокатам, юридическим клиникам в ВУЗе и в другие организации, которые занимаются консультированием населения по правовым вопросам. Сама система оказания бесплатной или платной юридической помощи не должна зависеть от финансового благополучия определенного субъекта Российской Федерации. Ведь нарушение этого принципа, будет считаться как ущемление права граждан на равенство перед судом.
Оказание юридической помощи, связанной с государственной тайной.
В Конституции закреплено право на судебную защиту гражданина, его прав и свобод в ст. 45. Но есть некоторые ограничения, если предоставление защитника без специального разрешения не допускают до судебного заседания. Например, если возбуждено дело о распространении тайны или нарушении закона «О государственной тайне».24 Но в этом случае нарушается право гражданина на предоставление квалифицированной юридической помощи. Ведь квалифицированная юридическая помощь, это не только устная или письменная консультация, но и защита прав в суде.
В судебной практике есть случай, когда подсудимым отказывали в защите их прав в суде, потому что адвокат не имел допуска к государственной тайне.25
Порядок допуска адвоката к государственной тайне перечислен в Федеральном Законе «О государственной тайне». Сам допуск к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
1) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
2) согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;
3) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
4) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом.
Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации. Это зафиксировано в статье 21 Закона РФ «О государственной тайне».
На основании вышеперечисленного из ст. 48 Конституции Российской Федерации следуют «право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью адвоката (защитника) на всех стадиях уголовного судопроизводства. В соответствии со статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, являющегося составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый при рассмотрении предъявленного ему обвинения вправе сноситься с выбранным им самим защитником и защищать себя через его посредство».26
Вследствие этого отказ обвиняемому в приглашении выбранного им адвоката по мотивам отсутствия у последнего допуска к государственной тайне, а также предложение обвиняемому выбрать защитника из определенного круга адвокатов, имеющих такой допуск, неправомерно ограничивают конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника. В соответствии со ст. 56 ч. 3 Конституции Российской Федерации указанное конституционное право, не может быть ограниченно ни при каких обстоятельствах.27
Получается, что сами граждане, могут обратиться за справедливым решением суда. Но они не могут обойтись без квалифицированной юридической помощи в судебном заседании, так как это нарушает их право на защиту, а также право на равенство сторон в судебном процессе.
Право на юридическую помощь гражданам, является высшей ценностью государства. Но что делать, если этому праву препятствует государственная тайна? Как было сказано выше, для допуска к судебному заседанию, защитник должен получить специальный допуск. Но после окончания Великой отечественной войны негласно усилилась секретность ко всем отношениям связанные с государством. Появляются особо режимные, засекреченные города. В этих городах появляются специальные суды, прокуратура и спецадвокатура. Деятельность этих органов распространялась на всю страну. Если гражданин совершил на территории этого города, какое-либо преступление, он не мог воспользоваться другими адвокатами, так как другие адвокаты к оказанию юридической помощи на особо режимных объектах не допускались.28
Для таких особо режимных субъектах создавались секретные указы. Например, в 1979 году Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О судах, прокуратуре, нотариате и органах внутренних дел, действующих на особо режимных субъектах» 29. В актах законодатель ясно показывал особенность и важность этих субъектов. Эти органы формировали особый порядок управления, подразделения судов, и создание специальных юридических консультаций. Так же предусматривались определенные ограничения в судопроизводстве, например, гласность в судебном процессе.
Для того чтобы стать адвокатом на особо охраняемых субъектах, нужно было получить допуск к работе на определенном объекте. Адвокатурой руководил Министерство юстиции СССР и другие союзные органы. Приказом Минюста от 1982 года на базе спецконсультаций была образованна Межреспубликанская коллегия адвокатов.
В таких спецорганах, в основном, работали бывшие сотрудники спецслужб. Обвиняемым требовалось выбрать из предлагаемых адвокатов себе защитника. У обвиняемого не было огромного количества вариантов, как у других граждан СССР.
По политическим делам можно было выбрать только того адвоката, который имеет допуск к политическим делам. А с другой стороны, адвокат который имеет допуск к каким-либо государственным делам, более квалифицирован, чем адвокат, который не имеет этого допуска. В основном, эти защитники уговаривали обвиняемого дать чистосердечное признание.
Со временем, многие «закрытые» города, стали доступными всем гражданам РФ и другим лицам, и содержание особой спецадвокатуры и других органов, стало невыгодным. Многие из таких сотрудников ушли на пенсию, другие остались работать, но уже не как секретный орган. Сами защитники уже имеют допуск к государственной тайне, и им не надо проходить заново эту процедуру. То есть многие граждане, кого обвиняют в разглашении государственной тайны, могут обратиться к этим защитникам, и не выбирать из представленного списка определенных адвокатов.
В заключении можно сказать, что, несмотря на ограниченный допуск адвокатов к государственной тайне, они могут представлять интересы своих клиентов и, не нарушая их право на защиту и квалифицированную юридическую помощь. Граждане так же могут обратиться с вопросами и консультированием, и защитой по государственным вопросам. Сегодня, все чаще граждане сталкиваются с проблемой не предоставления адвоката в судебном заседании, в связи с государственными делами. Если гражданину, который участвует в судебном процессе, не предоставить адвоката, то будет нарушено еще одно его право. Это право состязательности и равноправия сторон. В связи с этим, они могут обратиться только к определенным защитникам или обратиться к адвокатам, которые раньше работали на особо режимных объектах.