Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
Введение
Одной из доминирующих тенденций современного этапа общественного развития является процесс глобализации. Глобализация охватывает самые различные сферы человеческой жизнедеятельности, в первую очередь - социально-экономическую, где особое значение приобретают процессы миграции.
В современном мире миграционные процессы - неотъемлемая составная часть общественных отношений, возникающих между вовлеченными в нее сторонами. Безусловно, миграция и связанные с ней вопросы - индикатор проблем не только прибывающих мигрантов, но и принимающего сообщества. Проблемы миграции - проблемы наиболее острые, трудноразрешимые и общественно значимые, поскольку сама миграция - необходимое и полезное явление.
Глобализация и ее воздействие на миграционные процессы обусловлены интеграцией мирового хозяйства, тенденцией увеличения масштабов международной миграции населения, вовлечением все большего числа стран мира в миграционное взаимодействие, качественное изменение структуры миграционных потоков в соответствии с потребностями глобализирующегося рынка труда. Все перечисленные явления на сегодняшний день выступают важнейшими составляющими развития современного мирового рынка. Глобализация миграционных потоков, вовлекая в миграционное движение все большие массы людей, способствует ускорению процесса модернизации в отсталых странах, развитию торговых отношений, взаимообогащению культур.
Глава 1. Влияние глобализации на миграционные процессы
Международная миграция и глобализация являются тесно связанными между собой процессами. Глобализация характеризуется тем, что с ее помощью устанавливаются прочные информационные, экономические, политические и культурные взаимодействия между странами, как раз-таки данные связи в последующем становятся главным и определяющим компонентом развития в будущем. Важной формой этих связей стали миграционные потоки, а именно межгосударственные перемещения людей, которые вызваны неравномерностью мирового экономического развития, неравенством экономических условий и возможностей в разных странах, различной степенью их вовлеченности в процессы модернизации и глобализации, потребностями мирового рынка труда.
В отношении глобализации экономики ученые сходятся во мнении, что началом ее истории является конец 1960-х годов, а вот о том, когда действительно появился демографический аспекта глобализации, единого мнения и вовсе нет. С одной стороны, именно в 1960-е гг. инновационное развитие систем транспорта и связи в мире стало условием «миграционного взрыва»; этому поспособствовал и рост потребности в иностранной рабочей силе. Допустим, история послевоенной Европы связана с формированием немалых миграционных потоков, которые были направленны в западноевропейские страны из большинства регионов мира.[1]
Если же говорить о глобализации как об определенной стадии современного развития мира, то налицо тесное переплетение тенденций либерализации потоков товаров и капиталов с тенденциями миграционного перемещения людей. При этом обе тенденции являются дополнением друг друга, становятся условием и результатом друг друга. Миграция стала структурным элементом глобальной экономики, лишь дополнив, присущую глобализации, взаимозависимость государств новой миграционной формой взаимозависимости.
Без глобализации не было бы современной системы производства, в которой присутствует открытость и взаимодополняемость. Когда постоянно новые массы людей были вовлечены на рынки труда и потребительских товаров, когда с помощью миграционных потоков происходило освоение новых земель, когда часть мирового населения начала получать трудовые навыки, и была вовлечена в общественное разделение труда.
Если посмотреть с другой стороны, то глобализация мировой экономической системы привела к кардинальным изменениям масштабов и структуры миграционных потоков. Прежде всего, это связано с тем, что в результате процессов глобализации происходит формирование разделения труда, в котором мигранты играют важную роль, заполняя своим трудом целые экономические ниши в развитых странах. В секторе мирового рынка труда низкоквалифицированные мигранты, в том числе нелегальные, становятся важным элементом конкурентной борьбы между транснациональными корпорациями, а также между мелкими предприятиями сферы производства и услуг. В то же время трудовая миграция квалифицированных специалистов, которая не знает национальных границ в условиях транснационального масштаба деятельности мировых компаний, обеспечивает эти компании эффективным механизмом найма и управления производством.
Расширение информационных, компьютерных технологий и глобализация производственных процессов приводят к унификации требований к квалификации работников, стандартов управления трудом, к росту роли современных профессий, для которых национальная принадлежность не является главенствующим фактором, а географические границы не представляют собой ограничение для трудоустройства.
Увеличение миграционных потоков между странами, регионами и континентами, является одним из самых заметных признаков процесса глобализации. В условиях все более интегрированного мира люди, имея серьезные ограничения, передвигаются через национальные границы в поисках лучших возможностей, которые отсутствуют для них в их собственных странах.
По данным отдела народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, в 2014 г. во всем мире насчитывалось почти 232 млн. международных мигрантов по сравнению с почти 221 млн. в 2010 г., 175 млн. в 2000 г. и 154 млн. в 1990 г. В период с 1990 по 2014 г. число международных мигрантов во всем мире выросло более чем на 77 млн., или на 50%.
В период с 1990 по 2014 г. самый большой прирост международных мигрантов наблюдался в Северной Америке (25 млн. человек), затем следовали Европа (23 млн. человек), Азия (21 млн. человек), из которого только 20,4 млн. в 2000-2014 гг., Океания (3,2 млн. человек), Африка (3 млн. человек), где число международных мигрантов начало расти после 2000 г., Латинская Америка (1,4 млн. человек), где до 2000-х гг. число мигрантов снизилось, а потом начало расти.[2]
Следует отметить, что география миграции рабочей силы меняется. В последние годы миграционные потоки перемещаются с изменением места назначения.
Однако в 2014 г. большинство международных мигрантов, проживающих в Африке (82%), Азии (76%), Европе (52%) и Латинской Америке и Карибском бассейне (64%), мигрировали в пределах своего региона, в отличие от Северной Америки (2%) и Океании (14%), где большинство мигрантов мигрировали из разных географических регионов.
В глобальном масштабе в 2014 г. почти 74% от общего числа всех международных мигрантов относятся к возрасту от 20 до 64 лет, 15% всех международных мигрантов были в возрасте до 20 лет и около 25 млн. международных мигрантов - в возрасте 65 лет и старше. В 2014 г. женщины составляли 48% от общего числа международных мигрантов в мире.[3]
Глобализация привела к значительному росту мобильности населения с социальными, экономическими и экологическими последствиями для всех заинтересованных сторон. Миграция влияет на экономическое состояние, как в стране происхождения, так и в стране назначения.
Таким образом, на сегодняшний день значимым фактором, который регулирует социально трудовые отношения, является глобализация экономики. Под глобализацией представляются различные взаимодействия между рынками, институтами, предприятиями и индивидами, которые целиком охватывают систему международных отношений, а именно политику, экономику, социальную сферу, культуру, образование, безопасность, окружающую среду и средства массовой информации.
Глава 2. Миграционная политика государств на современном этапе
Регулирование международных и государственных миграционных процессов производится с учётом того как складываются тенденции в сфере внутригосударственной, так и тенденции во внешней миграции и включает в себя:
- нормативно-правовую базу (статьи Конституции, миграционное законодательство, нормативные акты, входящие в общую систему административного, банковского, таможенного, налогового и иных законодательств);
- программы государственного и миграционного характера;
- специализированные государственные миграционные службы;
- двусторонние и многосторонние межгосударственные соглашения.
В дополнение к текущему мониторингу международных мигрантов, их географическому распределению, демографическим характеристикам Отдел народонаселения ООН постоянно контролирует государственные оценки международной миграции и содержание национальной миграционной политики стран мира. Основой для определения структуры и принципов национальной миграционной политики стран мира в 2014 г. являются базы данных по демографической политике для всех 193 стран-членов ООН. Регулярность сбора и обработки этих данных (с 1969 г.) позволяют провести динамический анализ отношения государств к формированию и реализации их национальной миграционной политики.
Сведения о политике в области международной миграции можно сгруппировать в три компонента:
- мнение правительства по ситуации в сфере международной миграции (вызывает ли текущий уровень и тенденции миграционной динамики обеспокоенность правительства);
- желательность изменения миграционной динамики в стране (ее уменьшение, увеличение или сохранение на текущем уровне);
- деятельность по достижению целей этих изменений (или реализация политики невмешательства).
Сравнивая перспективы реализации политик национальных правительств в отношении иммиграции, можно отметить, что большинство стран мира не стремится как-то изменить текущий объем иммиграции.
Минимальным этот показатель был в середине 1990-х гг. (55%), когда значительно ускорился рост числа международных мигрантов и процент стран, стремящихся ограничить иммиграцию, возросло. Доля богатых стран, стремящихся увеличить иммиграцию, составляла в 1996 г. лишь 2%, а в 2014 г. возросла до 24%. В группе стран со средним доходом доля таких стран также увеличилась, но незначительно, а в группе бедных стран осталась на уровне 2%.
Доля стран, стремящихся снизить объемы иммиграции, уменьшилась во всех трех группах, но особенно значительно среди более развитых стран.
Политика невмешательства по отношению к иммиграции является наиболее распространенной в странах Латинской Америки, Африки и Океании. Желание как-то изменить объем иммиграции является более выраженным среди правительств стран Азии и Европы.
Приток квалифицированной рабочей силы из-за рубежа - это важный источник конкурентных преимуществ и выгод современных стран (как развитых, так и развивающихся). Рост численности квалифицированных мигрантов стимулирует процессы создания коммерческих предприятий, генерирования и внедрения инноваций, особенно в областях, связанных с научно-техническим прогрессом.
Для того чтобы облегчить интеграцию мигрантов, многие страны стали осуществлять специальные программы содействия их социальной и экономической интеграции (изучение языка, образа жизни, культуры, правовой системы принимающего общества), не дискриминации трудовых мигрантов и поощрения процесса получения мигрантами гражданства.
Меры социализации иммигрантов могут относиться к двум различным направлениям: мультикультурализм или ассимиляция. Мультикультурализм как подход к социальной адаптации мигрантов призывает иммигрантов поддерживать свою культурную самобытность, в то время как ассимиляция предполагает усвоение иммигрантами социально-культурных особенностей принимающего сообщества. Например, в Латвии и Литве образовательные программы вузов дают возможность обучаться на родном языке (польском, белорусском или русском). В то же время в Нидерландах был явный сдвиг от мультикультурализма к ассимиляции: изучение голландского языка стало обязательным для студентов-иммигрантов.
Для тщательного рассмотрения проблемы миграционной политики стоит отдельно сделать акцент на два типа государств.
Первые из них государства-доноры. Они вырабатывают институциональные условия для массового выезда своих граждан за рубеж, а в иных случаях даже не противостоят процессу нелегальной миграции со своей территории. Вторые, государства-реципиенты, наоборот, ведут политику отбора мигрантов согласно специально разработанным критериям (возраст, образование, профессионализм) и образовывают различные барьеры для нелегальной миграции.[4]
Государства, которые стремятся стимулировать эмиграцию своих граждан, по причине того, что такого рода миграционная политика становится условием их экономического роста. Стоит выделить преимущества: